Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2011 N Ф09-6269/11 ПО ДЕЛУ N А60-10177/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N Ф09-6269/11


Дело N А60-10177/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (ИНН 6659075136, ОГРН 1026602949251; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2011 по делу N А60-10177/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области - Ушакова Г.А. (доверенность от 24.03.2011 N 02-18/1188).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими п. 4.3, 6 приложения N 1 к решению Думы Малышевского городского округа (ИНН 6603017870) от 13.11.2008 N 91 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях при отсутствии приборов учета в Малышевском городском округе на 2009 год".
Заявитель полагает, что названный нормативный акт в оспариваемой части не соответствует положениям п. 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации и нарушает его права на полное возмещение поставленной тепловой энергии на отопление, поскольку нормативы, установленные оспариваемым решением Думы Малышевского городского округа, являются заниженными и экономически необоснованными.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Администрация Малышевского городского округа (далее - администрация), Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Решением суда первой инстанции от 07.07.2011 (судьи Савина Л.Ф., Лихачева Г.Г., Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение Думы Малышевского городского округа от 13.11.2008 N 91 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях при отсутствии приборов учета в Малышевском городском округе на 2009 год" в оспариваемой части (п. 4.3, 6 приложения N 1) признано соответствующим ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, полагая, что суд не дал надлежащей правовой оценки его доводам об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих достоверность оспариваемых обществом сведений по часовой тепловой нагрузке многоквартирных домов, примененных администрацией при расчете нормативов отопления для жилых домов, не оборудованных приборами учета.
Администрацией и Региональной энергетической комиссией Свердловской области представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых изложены мнения о правильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 237), вступившего в силу 13.08.2010, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уставом Малышевского городского округа утверждение нормативов потребления коммунальных услуг для населения отнесено к компетенции Думы Малышевского городского округа (п. 22 ч. 3 Устава).
Таким образом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Дума Малышевского городского округа действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу подп. "д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Исходя из п. 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (п. 20 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Согласно п. 23 Правил расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
В силу п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Арбитражным судом установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг администрация руководствовалась расчетным методом с использованием формул, предусмотренных разделом II приложения к Правилам, нормативы отопления, утвержденные на территории Малышевского городского округа, дифференцированы в зависимости от этажности жилищного фонда и количества квартир, населенных пунктов, при расчете нормативов использованы технические данные жилищного фонда, представленные БТИ на основании соответствующих технических паспортов.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что оспаривая порядок расчета нормативов и указывая на наличие расхождений в технических параметров объектов, заявитель документально не обосновал свои доводы, не конкретизировал объекты жилого фонда, по которым им установлены неточности и расхождения в технических параметрах.
С заявлениями об изменении нормативов потребления коммунальных услуг в Администрацию Малышевского городского округа, а также в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области заявитель не обращался, как не обращался и с требованием о возмещении обществу убытков (выпадающих доходов), связанных с применением установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя об установлении нормативов в заниженном размере как неподтвержденный доказательствами, имеющимися в материалах дела, и отказал в удовлетворении требований о признании оспариваемого нормативного акта частично не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2011 по делу N А60-10177/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий
ТАТАРИНОВА И.А.

Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ПОРОТНИКОВА Е.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)