Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2010 ПО ДЕЛУ N А56-56016/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. по делу N А56-56016/2009


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М., при участии от товарищества собственников жилья "Оккервиль Невский" Рыкова А.В. (доверенность от 20.07.2009) и председателя правления Бехтерева А.В. (протокол от 11.11.2009), от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" Поляковой Л.О. (доверенность от 12.01.2009), рассмотрев 11.05.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2009 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.) по делу N А56-56016/2009,

установил:

Товарищество собственников жилья "Оккервиль Невский" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство) о взыскании 7353 руб. 32 коп. задолженности за снабжение электрической энергией мест общего пользования и 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 22.10.2009 с Агентства в пользу Товарищества взыскано 7353 руб. 32 коп. задолженности, 3000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 500 руб. расходов по государственной пошлине.
В кассационной жалобе Агентство просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять новое решение об отказе в иске. Податель жалобы ссылается на то, что у него с открытым акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (далее - Компания) заключен договор электроснабжения от 01.02.2005 N 21003, в соответствии с которым Компания осуществляет подачу электрической энергии на объекты Агентства, в том числе в жилой дом Товарищества. По мнению ответчика, поскольку истец как исполнитель коммунальных услуг и получатель платежей за предоставленные услуги не заключил договор с Компанией на поставку электрической энергии в жилой дом, которым он управляет, дом снабжается электрической энергией на основании договора электроснабжения от 01.02.2005 N 21003. Порядок расчетов за услуги электроснабжения дома установлен в договоре от 03.04.2006 N 500-Д/8, заключенном между Агентством и Товариществом. С учетом этого ответчик полагает, что требования истца "должны звучать не как взыскание задолженности по договору от 01.02.2008 N 6-д, а как требование о производстве частичного перерасчета по договору от 03.04.2006 N 500-Д/8". Агентство ссылается также на то, что оно не пользовалось освещением мест общего пользования жилой части дома, лифтами, насосами, поскольку имеет отдельный вход. Кроме того, по мнению подателя жалобы, Товарищество не доказало потребление ответчиком количества электрической энергии, стоимость которого предъявило к взысканию.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы, а представители Товарищества, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 8, корпус 1, в котором Агентство владеет на праве оперативного управления нежилым помещением общей площадью 714 кв. метров.
Между Агентством (заказчик) и Товариществом (исполнитель) заключен договор от 01.02.2008 N 6-д на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ЖСК, ЖК, ТСЖ, в которых расположены нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга и переданные в оперативное управление, аренду или безвозмездное пользование Агентством, и предоставление коммунальных услуг (далее - договор N 6-д). В соответствии с условиями указанного договора Агентство поручило Товариществу исполнять обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и переданных в оперативное управление, аренду или безвозмездное пользование Агентства и обеспечению предоставления в эти помещения коммунальных услуг и приняло на себя обязательства возмещать расходы исполнителя на выполнение данного поручения.
Согласно пункту 2.1.1 договора Товарищество обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, включая управление им, а также проведение текущего ремонта общего имущества данного дома в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в том числе обеспечить предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, содержанию придомовой территории, очистке мусоропроводов, уборке лестничных клеток, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, содержанию и ремонту кодового замка, ПЗУ и АППЗ, содержанию и текущему ремонту внутридомовых систем газоснабжения.
В силу пункта 2.3.1 договора в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 0010112 "Расходы на содержание Санкт-Петербургских государственных учреждений Жилищных агентств районов Санкт-Петербурга и государственного учреждения "Дирекция по содержанию общежитий" заказчик обязан вносить исполнителю плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе за управление им, а также в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 договора оплачивать исполнителю предоставление в помещение коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.2 договора его цена определяется в соответствии с приложением 2 и включает в себя: "плату заказчика (собственника) за содержание и текущий ремонт общего имущества дома, включая плату за услуги по управлению общим имуществом дома в отношении принадлежащих Агентству помещений, размер которой рассчитывается в соответствии с распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 21.09.2007 N 112-р "О порядке участия владельцев нежилых помещений в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" с учетом соответствующих решений, принятых на общих собраниях собственников помещений в данном доме (членов ТСЖ), проведенных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; плату заказчика (собственника) за услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, предоставленные в принадлежащие Агентству помещения, в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством".
Кроме того, Агентство и Товарищество (пользователь) заключили договор от 03.04.2006 N 500-Д/8 о порядке расчетов за услуги электроснабжения по жилому дому, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 8, корпус 1. Пунктами 1.1 и 1.2 договора предусмотрено, что Агентство обеспечивает подачу электрической энергии для коммунального освещения и технических целей в данный дом, получаемую от Компании, а пользователь своевременно и полностью вносит плату за потребленную услугу. Электроснабжение дома производится от сетей энергоснабжающей организации через присоединенные на границе внутридомовые сети. В соответствии с главой 2 договора Агентство является абонентом Компании по договору на отпуск электроэнергии, по которому производит полный расчет по счетам, предъявленным этой организацией. Агентство обеспечивает, контролирует и ведет учет полученной электрической энергии. Пользователь производит ежемесячную оплату за электроснабжение Агентству в соответствии с актом выполненных работ. Пользователь содержит инженерные коммуникации в исправном состоянии, не производит перепланировку и переоборудование помещений, инженерных сетей и оборудования энергоснабжения без согласования с Агентством.
До августа 2008 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 743 "О плате за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах" оплата за электроснабжение мест общего пользования включалась Товариществом в плату за содержание общего имущества дома. По распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008 N 31-р оплата за электроснабжение мест общего пользования включена в состав платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Товарищество обратилось к Агентству о возмещении расходов по оплате исполнителем коммунальных услуг стоимости электроснабжения мест общего пользования. Агентство, производившее до августа 2008 года оплату таких расходов в составе платы за содержание общего имущества дома, отказалось оплачивать расходы на электроснабжение мест общего пользования, а также заключать с Товариществом договор о возмещении расходов на приобретение электрической энергии, поскольку находящиеся в его оперативном управлении помещения имеют отдельный вход; лицами, использующими данное помещение, электрическая энергия на освещение мест общего пользования и технические цели жилого дома не потребляется (письмо Агентства от 20.12.2008 N 35-д).
Отказ Агентства оплатить стоимость электрической энергии, использованной на освещение мест общего пользования в период с августа 2008 года по июль 2009 года, послужил основанием обращения Товарищества в суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований Товарищества о взыскании 7353 руб. 32 коп. стоимости электрической энергии на освещение мест общего пользования по праву и по размеру. При этом, исходя из положений статей 249, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 39 и пункта 1 статьи 158 ЖК РФ, а также Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, суды сделали вывод о том, что Агентство, как владелец помещения в многоквартирном доме, обязано оплатить часть стоимости электрической энергии, потребленной на освещение мест общего пользования. Суды обеих инстанций сделали вывод о том, что наличие отдельного входа в помещение не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции правильными.
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Исследовав представленные в дело документы, установленный нормативными правовыми актами способ расчета платы за освещение мест общего пользования (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 743 "О плате за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах" и распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008 N 31-р) и оценив их с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, письме Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2008 N 2-3030/08, информационном письме Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 04.08.2008 N 01-22-1392/08-0-0 и с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно признали требования Товарищества к Агентству правомерными.
Объемы электрической энергии, потребленной на освещение мест общего пользования, исчислены на основании приборов учета. Оснований не согласиться с данным расчетом, проверенным судами обеих инстанций, не имеется. Агентство не представило в материалы дела доказательств иного размера приходящейся на него платы за освещение мест общего пользования.
Ссылка подателя жалобы на то, что у него имеется отдельный вход в помещение, а следовательно, он не пользуется услугами на освещение мест общего пользования и не обязан оплачивать их стоимость, не основана на нормах действующего законодательства. Доказательств несения самостоятельных расходов на освещение мест общего пользования в части дома, где находится помещение Агентства, им не представлено.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод подателя жалобы о наличии у него заключенного с Компанией договора электроснабжения от 01.02.2005 N 21003. Порядок расчетов между Агентством и Товариществом определен в договорах от 03.04.2006 N 500-Д/8 и N 6-д. Суды правомерно со ссылкой на положения статьи 310 ГК РФ указали на нарушение ответчиком условий договора N 6-д, заключенного в соответствии с Положением об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденным распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р.
Размер задолженности проверен судами обеих инстанций и признан правильным.
Суд первой инстанции исследовал представленные Товариществом доказательства несения расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. и с учетом разумности расходов взыскал их в сумме 3000 руб.
Оснований для переоценки вывода суда кассационная инстанция не находит и доводов о несогласии с таким распределением судебных расходов в жалобе Агентства нет.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, представленные доказательства и фактические обстоятельства дела исследованы и оценены судами обеих инстанций, кассационная инстанция считает решение от 22.10.2009 и постановление апелляционной инстанции от 08.02.2010 законными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу N А56-56016/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи
А.А.КУСТОВ
И.М.ТАРАСЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)