Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2007 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2007 года.
Арбитражный суд Московской области в лице:
председательствующего - судьи Х.,
протокол судебного заседания вел помощник судьи С.,
рассматривая в судебном заседании дело по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "Березки" (далее - СНТ "Березки")
к Топливно-энергетическому комитету Московской области (далее - ТЭК Московской области),
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
от заявителя - председатель правления СНТ "Березки" К. (паспорт РФ N 4503 090748, выдан ОВД "Зюзино" гор. Москвы 13.06.2002, выписка из протокола внеочередного собрания от 30.10.2005),
- представители Б.М. (паспорт РФ N 4503 986394, выдан ОВД "Лианозово" гор. Москвы 06.09.2002, доверенность от 07.12.2004), Щ. (паспорт РФ N 2804 272477, выдан ОВД Центрального района гор. Твери 27.09.2003, доверенность от 02.11.2006),
от заинтересованного лица - представитель Б.В. (паспорт РФ N 6002 398495, выдан ОМ N 1 УВД гор. Волгодонска Ростовской области 18.03.2002, доверенность N ОД-5 от 02.06.2006),
в Арбитражный суд Московской области обратилось СНТ "Березки" с заявлением о признании незаконным решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области".
В судебном заседании СНТ "Березки" заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит суд:
- признать недействительным распоряжение председателя ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области",
- обязать ТЭК Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Березки", а именно, установить стоимость услуг по передаче электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере 31,2 коп./кВтч.
В порядке ст. 49 АПК РФ уточнения арбитражным судом приняты, поскольку они изменяют только предмет заявления, а основания остаются прежними.
Представитель заинтересованного лица Б.В. с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве - (л.д. 137 - 138 том 1), при этом пояснил, что оспариваемое решение было принято на основании решения Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Пункт 11 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 года N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" также указывает, что подведомственность арбитражному суду споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, не ставится в зависимость от субъектного состава участников споров. Кроме того, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию во всех случаях относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности энергоснабжающих организаций.
На основании изложенного, суд признает настоящий спор подлежащим рассмотрению по существу в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, СНТ "Березки" является энергоснабжающей организацией и имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей серии Д N 407452, регистрационный номер 50015297 от 27 октября 2003 года, в соответствии с которой товарищество имеет право на прием электрической энергии, передачу электроэнергии, распределение электроэнергии по электрическим сетям среди потребителей - (л.д. 91 том 1). Срок действия лицензии - по 26 октября 2008 года.
Заявитель - СНТ "Березки" с 1986 года владеет линией электропередачи 5 кВ, что не опровергается ТЭК Московской области.
Существующая линия электропередачи (далее - ЛЭП) 6 кВ представляет собой сооружение с инвентарным N 60-15100 - линию электропередачи, протяженностью 4008 м - воздушная ЛЭП и кабельная ЛЭП -417 м, опоры железобетонные - 75 штук.
СНТ "Березки" имеет шесть субабонентов: СНТ "Заря", СНТ "Союз", СНТ "Приозерье", СНТ "Рассвет", СНТ "ТЭЦ-22", СНТ "Снопок", с каждым из которых заключен договор энергоснабжения - (л.д. 66 - 89 том 1).
С указанными организациями у СНТ "Березки" заключены акты по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений - (л.д. 42 - 53 том 2).
1 апреля 2004 года СНТ "Березки" заключило с ОАО "Мосэнерго" договор энергоснабжения одноставочного абонента N 90066759 - (л.д. 53 - 64 том 1).
Согласно указанному договору товарищество покупает электроэнергию у энергоснабжающей организации и передает ее по своим сетям субабонентам.
Расчеты с ОАО "Мосэнерго" производятся СНТ "Березки", а субабоненты платят товариществу за потребляемую электроэнергию и дополнительно оплачивают услуги по передаче электроэнергии по сетям СНТ "Березки".
Согласно п. 1.6 устава СНТ "Березки" товарищество, как некоммерческая организация, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям и задачам, для достижения которых оно создано - (л.д. 12 - 38 том 1).
В соответствии с решением Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года, с 1 июля того же года СНТ "Березки" взимало с потребителей помимо платы за переданную электроэнергию стоимость услуг по передаче электроэнергии в размере НН-31,2 коп./кВтч.
Вырученные средства товарищество использовало для содержания, ремонта ЛЭП, обучение обслуживающего персонала.
В конце ноября 2005 года в адрес Энергетического комитета Московской области поступило обращение прокурора города Орехово-Зуево Московской области от 14 ноября того же года (исх. N 290н.05) с просьбой о проверке правомерности решения правления Энергетического комитета Московской области от 24 июня 2004 года по установлению с 1 июля того же года стоимости услуг за передачу электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере НН-31,2 коп./кВтч - (л.д. 20 том 2).
ТЭК Московской области ссылается на п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
Согласно указанному пункту расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии.
Ответчик указывает, что СНТ "Березки" не представило в Энергетический комитет Московской области документы, свидетельствующие о владении на любом законном основании электрическими сетями, в связи с чем ТЭК Московской области пришел к выводу о том, что решение правления Энергетического комитета Московской области от 24 июня 2004 года N 12 по вопросу N 4 "Об установлении платы за передачу электрической энергии для СНТ "Березки" было принято ошибочно, без надлежащей проверки наличия во владении заявителя электрических сетей.
На основании изложенного, 1 сентября 2006 года ТЭК Московской области распоряжением N 14-РП утвердил решения правления ТЭК Московской области от 31 августа того же года, отраженные в протоколе N 2 от 31 августа 2006 года - (л.д. 15 - 19 том 2).
По вопросу N 8 правление ТЭК Московской области решило отменить решение правления Энергетического комитета Московской области от 24 июня 2004 года N 12 по вопросу N 4 "Об установлении платы за передачу электрической энергии для СНТ "Березки" Орехово-Зуевский район".
Заявитель указывает, что с момента принятия правлением оспариваемого решения от 31 августа 2006 года СНТ "Березки" вынуждено было передавать электроэнергию субабонентам по своим сетям бесплатно, что нарушает требования ст. ст. 779 и 781 Гражданского кодекса РФ, в том числе право на получение вознаграждения за оказание услуг.
Заслушав объяснения сторон и исследовав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление СНТ "Березки" с учетом уточнений подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года, услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.
Согласно п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-Э/1, тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают стоимость электрической энергии и стоимость услуг по передаче электрической энергии энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В силу ст. 1 Федерального закона N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Заявитель - СНТ "Березки" является энергоснабжающей организацией, так как осуществляет продажу потребителям купленной электрической энергии, на что имеет соответствующую лицензию - (л.д. 91 том 1).
Следовательно, СНТ "Березки" правомерно включало стоимость услуг по передаче электрической энергии в тарифы на электрическую энергию, поставляемую своим субабонентам.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", в области государственного регулирования тарифов Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам.
Топливно-энергетический комитет Московской области, в свою очередь, как центральный орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Кроме того, в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27 декабря 2004 года, потребители услуг, присоединенные к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки электрических станций, оплачивают услуги по передаче электрической энергии по тарифам, устанавливаемым в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти по тарифам.
На основании изложенного и в силу вопроса N 4 решения правления Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года "Об установлении платы за передачу электрической энергии для СНТ "Березки", товарищество взимало с потребителей стоимость услуг по передаче электроэнергии в размере НН-31,2 коп./кВтч.
Обосновывая отмену решения правления Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года по вопросу N 4, ТЭК Московской области ссылается на п. 43 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-Э/1.
Согласно данному пункту расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников),
- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии,
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Из анализа данного пункта следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии ставится в зависимость от стоимости работ, в результате которых обеспечиваются определенные результаты, а не от подтверждения права собственности на электрические сети.
Ответчик же делает акцент внимания на то, что СНТ "Березки" не представило в Энергетический комитет Московской области документы, свидетельствующие о праве собственности, либо документы о владении на ином законном основании электрическими сетями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что СНТ "Березки" строило ЛЭП для себя в 1986 году, когда право частной собственности действующим законодательством не предусматривалось.
Факт владения СНТ "Березки" ЛЭП с 1987 года подтверждается балансом по основной деятельности коммунального предприятия - (л.д. 97 - 101 том 2).
В 2002 и 2005 годах СНТ "Березки" провело капитальный ремонт ЛЭП, что подтверждается соответствующими документами - (л.д. 63 - 96 том 2).
Арбитражным судом установлено, и подтверждено в судебном заседании представителем ТЭК Московской области Б.В., что никто не оспаривает факт законного владения СНТ "Березки" линией электропередач, в судебном порядке факт незаконного владения не устанавливался.
Однако суд не может признать законной и обоснованной ссылку ответчика на п. 43 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке" в силу того, что данная норма регулирует расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а не основания для отмены тарифов.
Представитель ответчика Б.В. в суде пояснил, что оспариваемое решение было принято на основании решения Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05, которым СНТ "Березки" отказано в признании права собственности на существующую ЛЭП - (л.д. 21 - 22 том 2).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3160/05-ГК от 23 июня 2006 года решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения - (л.д. 23 - 26 том 2).
Однако постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/7882-06 от 26 сентября 2006 года решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2006 года N 10АП-3160/05-ГК по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области - (л.д. 36 - 40 том 2).
Данным постановлением указано, что суды обеих инстанций не приняли во внимание то, что, обращаясь в суд, заявитель вправе сослаться на нормы материального права, которые, по его мнению, регулируют спорные правоотношения и подлежат применению, однако, исходя из ч. 1 ст. 168 АПК РФ, правом и обязанностью окончательно определить круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также то, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении, наделен именно суд, как орган, уполномоченный на отправление правосудия.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике и в области государственного регулирования тарифов, но ни одним из указанных Законов не предусмотрено полномочие органа исполнительной власти субъекта РФ отменять установленный тариф.
Пунктом 3.24 Положения о Топливно-энергетическом комитете Московской области, утвержденным постановлением правительства Московской области N 224/11 от 27 марта 2006 года предусмотрено полномочие ТЭК Московской области проводить проверки хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, цены (тарифы) для которых устанавливаются Комитетом, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Однако ТЭК Московской области не проводилась проверка хозяйственной деятельности СНТ "Березки" в целях установления обоснованности и правильности величины установленных для него тарифов, в решении правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8, не указано основание отмены установленного тарифа на услуги по передаче электроэнергии СНТ "Березки".
На основании изложенного и в силу того, что товарищество может взимать плату за услуги по передаче электроэнергии только на основании установленного ТЭК тарифа, суд приходит к выводу о том, что решение правления ТЭК Московской области об отмене решения правления Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года по вопросу N 4, на данный момент не может быть признано законным и обоснованным, а его утверждение ТЭК Московской области нарушает права СНТ "Березки" на получение вознаграждения за оказываемые услуги.
Установление тарифов компетентным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом, является обязательным для энергоснабжающей организации, а отсутствие законно установленных тарифов исключает легальную возможность для энергоснабжающей организации осуществлять деятельность по продаже потребителям купленной энергии.
Отмена же установленных тарифов также должна быть законной, обоснованной и производиться в установленном законом порядке, что не было соблюдено при принятии решения по вопросу N 8 правления ТЭК Московской области 31 августа 2006 года и утверждении протокола правления ТЭК Московской области по данному вопросу распоряжением ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года.
Арбитражный суд считает обоснованной позицию заявителя о том, что распоряжение ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года, в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области", нарушает права товарищества, предусмотренные ст. 34 Конституции РФ, ст. ст. 21, 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 50, 779, 781 ГК РФ, предусматривающих право на получение вознаграждение за оказываемые услуги, а также п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27 декабря 2004 года.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности и пояснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованные и подлежат удовлетворению с признанием недействительным распоряжения председателя ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области", с обязанием ТЭК Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Березки", а именно, установить стоимость услуг по передаче электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере 31,2 коп./кВтч.
В порядке ст. 104 АПК РФ заявителю подлежит возврату государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная им в филиале Орехово-Зуевского АКБ "Традо-Банк" 15 ноября 2006 года по платежному поручению N 105, к/с N 30101810500000000118, БИК: 044552118 - (л.д. 9 том 1).
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 176 и 200 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
заявленные требования садоводческого некоммерческого товарищества "Березки" с учетом уточнений - удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение председателя Топливно-энергетического комитета Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области".
Обязать Топливно-энергетический комитет Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Березки", а именно, установить стоимость услуг по передаче электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере 31,2 коп./кВтч.
Выдать заявителю справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной им в филиале Орехово-Зуевского АКБ "Традо-Банк" 15 ноября 2006 года по платежному поручению N 105, к/с N 30101810500000000118, БИК: 044552118.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.02.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-25208/06
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2007 г. по делу N А41-К2-25208/06
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2007 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2007 года.
Арбитражный суд Московской области в лице:
председательствующего - судьи Х.,
протокол судебного заседания вел помощник судьи С.,
рассматривая в судебном заседании дело по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "Березки" (далее - СНТ "Березки")
к Топливно-энергетическому комитету Московской области (далее - ТЭК Московской области),
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
от заявителя - председатель правления СНТ "Березки" К. (паспорт РФ N 4503 090748, выдан ОВД "Зюзино" гор. Москвы 13.06.2002, выписка из протокола внеочередного собрания от 30.10.2005),
- представители Б.М. (паспорт РФ N 4503 986394, выдан ОВД "Лианозово" гор. Москвы 06.09.2002, доверенность от 07.12.2004), Щ. (паспорт РФ N 2804 272477, выдан ОВД Центрального района гор. Твери 27.09.2003, доверенность от 02.11.2006),
от заинтересованного лица - представитель Б.В. (паспорт РФ N 6002 398495, выдан ОМ N 1 УВД гор. Волгодонска Ростовской области 18.03.2002, доверенность N ОД-5 от 02.06.2006),
установил:
в Арбитражный суд Московской области обратилось СНТ "Березки" с заявлением о признании незаконным решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области".
В судебном заседании СНТ "Березки" заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит суд:
- признать недействительным распоряжение председателя ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области",
- обязать ТЭК Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Березки", а именно, установить стоимость услуг по передаче электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере 31,2 коп./кВтч.
В порядке ст. 49 АПК РФ уточнения арбитражным судом приняты, поскольку они изменяют только предмет заявления, а основания остаются прежними.
Представитель заинтересованного лица Б.В. с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве - (л.д. 137 - 138 том 1), при этом пояснил, что оспариваемое решение было принято на основании решения Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Пункт 11 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 года N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" также указывает, что подведомственность арбитражному суду споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, не ставится в зависимость от субъектного состава участников споров. Кроме того, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию во всех случаях относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности энергоснабжающих организаций.
На основании изложенного, суд признает настоящий спор подлежащим рассмотрению по существу в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, СНТ "Березки" является энергоснабжающей организацией и имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей серии Д N 407452, регистрационный номер 50015297 от 27 октября 2003 года, в соответствии с которой товарищество имеет право на прием электрической энергии, передачу электроэнергии, распределение электроэнергии по электрическим сетям среди потребителей - (л.д. 91 том 1). Срок действия лицензии - по 26 октября 2008 года.
Заявитель - СНТ "Березки" с 1986 года владеет линией электропередачи 5 кВ, что не опровергается ТЭК Московской области.
Существующая линия электропередачи (далее - ЛЭП) 6 кВ представляет собой сооружение с инвентарным N 60-15100 - линию электропередачи, протяженностью 4008 м - воздушная ЛЭП и кабельная ЛЭП -417 м, опоры железобетонные - 75 штук.
СНТ "Березки" имеет шесть субабонентов: СНТ "Заря", СНТ "Союз", СНТ "Приозерье", СНТ "Рассвет", СНТ "ТЭЦ-22", СНТ "Снопок", с каждым из которых заключен договор энергоснабжения - (л.д. 66 - 89 том 1).
С указанными организациями у СНТ "Березки" заключены акты по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений - (л.д. 42 - 53 том 2).
1 апреля 2004 года СНТ "Березки" заключило с ОАО "Мосэнерго" договор энергоснабжения одноставочного абонента N 90066759 - (л.д. 53 - 64 том 1).
Согласно указанному договору товарищество покупает электроэнергию у энергоснабжающей организации и передает ее по своим сетям субабонентам.
Расчеты с ОАО "Мосэнерго" производятся СНТ "Березки", а субабоненты платят товариществу за потребляемую электроэнергию и дополнительно оплачивают услуги по передаче электроэнергии по сетям СНТ "Березки".
Согласно п. 1.6 устава СНТ "Березки" товарищество, как некоммерческая организация, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям и задачам, для достижения которых оно создано - (л.д. 12 - 38 том 1).
В соответствии с решением Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года, с 1 июля того же года СНТ "Березки" взимало с потребителей помимо платы за переданную электроэнергию стоимость услуг по передаче электроэнергии в размере НН-31,2 коп./кВтч.
Вырученные средства товарищество использовало для содержания, ремонта ЛЭП, обучение обслуживающего персонала.
В конце ноября 2005 года в адрес Энергетического комитета Московской области поступило обращение прокурора города Орехово-Зуево Московской области от 14 ноября того же года (исх. N 290н.05) с просьбой о проверке правомерности решения правления Энергетического комитета Московской области от 24 июня 2004 года по установлению с 1 июля того же года стоимости услуг за передачу электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере НН-31,2 коп./кВтч - (л.д. 20 том 2).
ТЭК Московской области ссылается на п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
Согласно указанному пункту расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии.
Ответчик указывает, что СНТ "Березки" не представило в Энергетический комитет Московской области документы, свидетельствующие о владении на любом законном основании электрическими сетями, в связи с чем ТЭК Московской области пришел к выводу о том, что решение правления Энергетического комитета Московской области от 24 июня 2004 года N 12 по вопросу N 4 "Об установлении платы за передачу электрической энергии для СНТ "Березки" было принято ошибочно, без надлежащей проверки наличия во владении заявителя электрических сетей.
На основании изложенного, 1 сентября 2006 года ТЭК Московской области распоряжением N 14-РП утвердил решения правления ТЭК Московской области от 31 августа того же года, отраженные в протоколе N 2 от 31 августа 2006 года - (л.д. 15 - 19 том 2).
По вопросу N 8 правление ТЭК Московской области решило отменить решение правления Энергетического комитета Московской области от 24 июня 2004 года N 12 по вопросу N 4 "Об установлении платы за передачу электрической энергии для СНТ "Березки" Орехово-Зуевский район".
Заявитель указывает, что с момента принятия правлением оспариваемого решения от 31 августа 2006 года СНТ "Березки" вынуждено было передавать электроэнергию субабонентам по своим сетям бесплатно, что нарушает требования ст. ст. 779 и 781 Гражданского кодекса РФ, в том числе право на получение вознаграждения за оказание услуг.
Заслушав объяснения сторон и исследовав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление СНТ "Березки" с учетом уточнений подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года, услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.
Согласно п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-Э/1, тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают стоимость электрической энергии и стоимость услуг по передаче электрической энергии энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В силу ст. 1 Федерального закона N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Заявитель - СНТ "Березки" является энергоснабжающей организацией, так как осуществляет продажу потребителям купленной электрической энергии, на что имеет соответствующую лицензию - (л.д. 91 том 1).
Следовательно, СНТ "Березки" правомерно включало стоимость услуг по передаче электрической энергии в тарифы на электрическую энергию, поставляемую своим субабонентам.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", в области государственного регулирования тарифов Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам.
Топливно-энергетический комитет Московской области, в свою очередь, как центральный орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Кроме того, в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27 декабря 2004 года, потребители услуг, присоединенные к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки электрических станций, оплачивают услуги по передаче электрической энергии по тарифам, устанавливаемым в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти по тарифам.
На основании изложенного и в силу вопроса N 4 решения правления Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года "Об установлении платы за передачу электрической энергии для СНТ "Березки", товарищество взимало с потребителей стоимость услуг по передаче электроэнергии в размере НН-31,2 коп./кВтч.
Обосновывая отмену решения правления Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года по вопросу N 4, ТЭК Московской области ссылается на п. 43 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-Э/1.
Согласно данному пункту расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников),
- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии,
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Из анализа данного пункта следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии ставится в зависимость от стоимости работ, в результате которых обеспечиваются определенные результаты, а не от подтверждения права собственности на электрические сети.
Ответчик же делает акцент внимания на то, что СНТ "Березки" не представило в Энергетический комитет Московской области документы, свидетельствующие о праве собственности, либо документы о владении на ином законном основании электрическими сетями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что СНТ "Березки" строило ЛЭП для себя в 1986 году, когда право частной собственности действующим законодательством не предусматривалось.
Факт владения СНТ "Березки" ЛЭП с 1987 года подтверждается балансом по основной деятельности коммунального предприятия - (л.д. 97 - 101 том 2).
В 2002 и 2005 годах СНТ "Березки" провело капитальный ремонт ЛЭП, что подтверждается соответствующими документами - (л.д. 63 - 96 том 2).
Арбитражным судом установлено, и подтверждено в судебном заседании представителем ТЭК Московской области Б.В., что никто не оспаривает факт законного владения СНТ "Березки" линией электропередач, в судебном порядке факт незаконного владения не устанавливался.
Однако суд не может признать законной и обоснованной ссылку ответчика на п. 43 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке" в силу того, что данная норма регулирует расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а не основания для отмены тарифов.
Представитель ответчика Б.В. в суде пояснил, что оспариваемое решение было принято на основании решения Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05, которым СНТ "Березки" отказано в признании права собственности на существующую ЛЭП - (л.д. 21 - 22 том 2).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3160/05-ГК от 23 июня 2006 года решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения - (л.д. 23 - 26 том 2).
Однако постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/7882-06 от 26 сентября 2006 года решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2006 года по делу N А41-К1-2905/05 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2006 года N 10АП-3160/05-ГК по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области - (л.д. 36 - 40 том 2).
Данным постановлением указано, что суды обеих инстанций не приняли во внимание то, что, обращаясь в суд, заявитель вправе сослаться на нормы материального права, которые, по его мнению, регулируют спорные правоотношения и подлежат применению, однако, исходя из ч. 1 ст. 168 АПК РФ, правом и обязанностью окончательно определить круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также то, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении, наделен именно суд, как орган, уполномоченный на отправление правосудия.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике и в области государственного регулирования тарифов, но ни одним из указанных Законов не предусмотрено полномочие органа исполнительной власти субъекта РФ отменять установленный тариф.
Пунктом 3.24 Положения о Топливно-энергетическом комитете Московской области, утвержденным постановлением правительства Московской области N 224/11 от 27 марта 2006 года предусмотрено полномочие ТЭК Московской области проводить проверки хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, цены (тарифы) для которых устанавливаются Комитетом, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Однако ТЭК Московской области не проводилась проверка хозяйственной деятельности СНТ "Березки" в целях установления обоснованности и правильности величины установленных для него тарифов, в решении правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8, не указано основание отмены установленного тарифа на услуги по передаче электроэнергии СНТ "Березки".
На основании изложенного и в силу того, что товарищество может взимать плату за услуги по передаче электроэнергии только на основании установленного ТЭК тарифа, суд приходит к выводу о том, что решение правления ТЭК Московской области об отмене решения правления Энергетического комитета Московской области N 12 от 24 июня 2004 года по вопросу N 4, на данный момент не может быть признано законным и обоснованным, а его утверждение ТЭК Московской области нарушает права СНТ "Березки" на получение вознаграждения за оказываемые услуги.
Установление тарифов компетентным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом, является обязательным для энергоснабжающей организации, а отсутствие законно установленных тарифов исключает легальную возможность для энергоснабжающей организации осуществлять деятельность по продаже потребителям купленной энергии.
Отмена же установленных тарифов также должна быть законной, обоснованной и производиться в установленном законом порядке, что не было соблюдено при принятии решения по вопросу N 8 правления ТЭК Московской области 31 августа 2006 года и утверждении протокола правления ТЭК Московской области по данному вопросу распоряжением ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года.
Арбитражный суд считает обоснованной позицию заявителя о том, что распоряжение ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года, в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области", нарушает права товарищества, предусмотренные ст. 34 Конституции РФ, ст. ст. 21, 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 50, 779, 781 ГК РФ, предусматривающих право на получение вознаграждение за оказываемые услуги, а также п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27 декабря 2004 года.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности и пояснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованные и подлежат удовлетворению с признанием недействительным распоряжения председателя ТЭК Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области", с обязанием ТЭК Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Березки", а именно, установить стоимость услуг по передаче электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере 31,2 коп./кВтч.
В порядке ст. 104 АПК РФ заявителю подлежит возврату государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная им в филиале Орехово-Зуевского АКБ "Традо-Банк" 15 ноября 2006 года по платежному поручению N 105, к/с N 30101810500000000118, БИК: 044552118 - (л.д. 9 том 1).
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 176 и 200 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования садоводческого некоммерческого товарищества "Березки" с учетом уточнений - удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение председателя Топливно-энергетического комитета Московской области N 14-РП от 1 сентября 2006 года в части утверждения решения правления ТЭК Московской области, принятого 31 августа 2006 года по вопросу N 8 "О размере платы за передачу электрической энергии СНТ "Березки" Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области".
Обязать Топливно-энергетический комитет Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Березки", а именно, установить стоимость услуг по передаче электрической энергии для потребителей СНТ "Березки" в размере 31,2 коп./кВтч.
Выдать заявителю справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной им в филиале Орехово-Зуевского АКБ "Традо-Банк" 15 ноября 2006 года по платежному поручению N 105, к/с N 30101810500000000118, БИК: 044552118.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)