Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Горшкова В.В.
судей - Пчелинцевой Л.М. и Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 сентября 2009 г. дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к межрегиональному общественному фонду "Российский крестьянский фонд" о ликвидации данного общественного объединения и исключении его из государственного реестра юридических лиц,
по кассационной жалобе председателя правления межрегионального общественного фонда "Российский крестьянский фонд" Куреева Ю.А. на решение Орловского областного суда от 24 июля 2009 г., которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее - Управление Минюста РФ по Орловской области) обратилось в Орловский областной суд с иском к межрегиональному общественному фонду "Российский крестьянский фонд" (далее - МОФ "Российский крестьянский фонд", Фонд) о ликвидации данного общественного объединения и исключении его из государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление Минюста РФ по Орловской области указало, что в нарушение ст. 10 и ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", п. 3.4 Устава МОФ "Российский крестьянский фонд" денежные средства Фонда в период с 01 января 2003 г. по 27 июня 2007 г. направлялись не на уставные цели, а на расчетные счета учредителя Куреева Ю.А., всего в сумме <...> руб. В нарушение положений ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", ст. 24 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" официальный бланк фонда содержит изображение Государственного герба Российской Федерации. Выявлены и нарушения абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", п. 5.1.3 и п. 5.1.6 Устава МОФ "Российский крестьянский фонд", выразившиеся в том, что 01 января 2008 г. председатель правления Фонда назначен приказом председателя Фонда, а не решением правления Фонда. Кроме того, в нарушение абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественный фонд не информировал компетентный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях организации в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц с момента государственной регистрации, а также не представил в Управление информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2006 и 2008 годы. Также общественным фондом не исполнялось требование абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" о ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества. 04 августа 2006 г. и 07 мая 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области в адрес Фонда выносились предупреждения о недопустимости нарушения положений ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" с предписанием устранить указанные недостатки в срок до 01 сентября 2006 г. и 13 июня 2007 г. соответственно, однако названные нарушения устранены не были.
Ответчик с иском Управления Минюста РФ по Орловской области не согласился.
Решением Орловского областного суда от 24 июля 2009 г. иск Управления Минюста РФ по Орловской области удовлетворен. МОФ "Российский крестьянский фонд" с основным государственным регистрационным номером <...> ликвидирован и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
В кассационной жалобе председателя правления МОФ "Российский крестьянский фонд" Куреева Ю.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, вынесенного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Принимая решение об удовлетворении иска Управления Минюста РФ по Орловской области о ликвидации МОФ "Российский крестьянский фонд" и исключении его из государственного реестра юридических лиц, суд исходил из вывода о том, что такие основания имеются, так как данной организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что МОФ "Российский крестьянский фонд" зарегистрирован Управлением юстиции администрации Орловской области 03 апреля 1997 г., учетный номер 267. В Единый государственный реестр юридических лиц названный фонд внесен 21 декабря 2002 г. за основным государственным регистрационным номером <...> (л. д. 11, 22).
Согласно п. 3.1 Устава МОФ "Российский крестьянский фонд", Фонд является некоммерческим общественным объединением. Основная его цель - формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Виды его деятельности - содействие развитию аграрной сферы и агропромышленного комплекса Орловской области и других регионов; содействие осуществлению мер по возрождению российского села, его культурного наследия, традиций сельской жизни; содействие развитию в сельской местности местного самоуправления; содействие развитию крестьяноведения; содействие в укреплении материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса всех форм собственности и хозяйствования, в организации на селе новых производств и социальных услуг и другие (л.д. 14 - 16).
В соответствии с п. 3.4, 4.6 Устава Фонда прибыль, полученная Фондом в результате осуществления им предпринимательской деятельности (как непосредственно, так и посредством участия в хозяйственных обществах), не распределяется между его учредителями, а направляется на общественно полезные цели, ради которых Фонд создан. Имущество Фонда может использоваться исключительно по целевому назначению, то есть в соответствии с целями Фонда, определенными настоящим Уставом (л.д. 16, 17).
Федеральным законом "Об общественных объединениях" установлено, что учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать имущество, сформированное на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений, в собственных интересах (ч. 1 ст. 10).
Между тем судом установлено и из материалов дела видно, что период с 01 января 2004 г. по 27 июня 2007 г. с расчетного счета МОФ "Российский крестьянский фонд" на расчетные счета одного из учредителей фонда Куреева Ю.А. с периодичностью 3 - 5 раз в месяц перечислялись денежные средства, всего в сумме <...> руб. (л.д. 54 - 63, 71 - 77). Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
В судебном заседании Куреев Ю.А. пояснил, что денежные средства Фондом Курееву Ю.А. передавались по договору займа под проценты, с целью получения Фондом прибыли. Однако указанный договор суду представлен не был. Информация об изъятии договора сотрудниками милиции в 2008 г. и нахождении его в материалах расследуемого Следственным управлением при УВД по Орловской области уголовного дела не нашла своего подтверждения (л.д. 189 - 190).
При этом Куреев Ю.А. в судебном заседании не смог пояснить обстоятельства заключения договора займа, его условия, сумму займа, сумму причитающихся процентов, цель получения по этому договору денежных средств (л.д. 189 - 190).
Поскольку допустимых доказательств заключения договора займа между Куреевым Ю.А. и МОФ "Российский крестьянский фонд" представлено не было, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности заключения указанного договора.
Принимая также во внимание, что доказательств использования вышеназванных денежных средств путем их перечисления на расчетные счета Куреева Ю.А. на достижение целей Фонда, ответчиком представлено не было, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об их использовании на неуставные цели, а, следовательно, о грубом нарушении МОФ "Российский крестьянский фонд" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об общественных объединениях", содержащей прямой запрет на использование имущества общественного фонда в интересах учредителей.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что в настоящий момент деньги, переданные Курееву Ю.А. по договору займа, в подавляющей своей части возвращены, не имеет правового значения для оценки законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Тем более что до возбуждения в отношении Куреева Ю.А. в 2008 году уголовного дела деньги, как указывает суд, Фонду возвращены не были, проценты не исчислялись и не перечислялись.
Судом первой инстанции установлены и другие нарушения федерального законодательства межрегиональным общественным фондом "Российский крестьянский фонд", также являющиеся основанием для его ликвидации в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" гербы (геральдические знаки субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Федеральный закон "Об общественных объединениях", закрепляя в ст. 24 право общественных объединений иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику, предусматривает, что их символика не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства Фонд при осуществлении своей деятельности использовал фирменный бланк, на котором размещено изображение, воспроизводящее изображение Государственного герба Российской Федерации.
Так, 27 февраля 2009 г. на бланке, содержащем изображение Государственного герба Российской Федерации, Фонд информировал Управление Министерства юстиции по Орловской области о своей деятельности и местонахождении (л.д. 79).
Довод кассационной жалобы о том, что после получения ответчиком предписания Управления Минюста РФ по Орловской области от 04 мая 2009 г. (л.д. 70 - 77) вся корреспонденция Фонда оформлялась без использования бланка с изображением Государственного герба Российской Федерации ничем не подтвержден, и выводов суда не опровергает.
Таким образом, вывод суда о нарушении ответчиком ст. 8 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" и ст. 24 Федерального закона "Об общественных объединениях" является правильным.
Согласно п. 5.1.3 (подп. "в") и п. 5.1.6 Устава Фонда к компетенции правления Фонда относится, в том числе образование исполнительных органов Фонда и досрочное прекращение их полномочий. Председатель правления избирается на заседании правления Фонда сроком на один год с правом последующего переизбрания.
Судом установлено, что в нарушение названных положений Устава председатель правления Фонда на 2008 г. назначен на должность приказом N 1 председателя МОФ "Российский крестьянский фонд" от 01 января 2008 г., а не правлением Фонда (л.д. 97).
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что председатель правления Фонда назначен на должность общим собранием Фонда, о чем в материалах дела имеется протокол N 1 от 01 января 2008 г. (л.д. 185), несостоятелен, поскольку Управлению Минюста РФ по Орловской области был представлен только приказ о назначении на должность председателя Фонда, в котором указано основание назначения - личное заявление Куреева Ю.А., а не протокол общего собрания Фонда (л.д. 71 - 78). Протокол общего собрания Фонда был представлен только в судебное заседание, и ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших ему своевременно представить вышеуказанный протокол Управлению Минюста РФ по Орловской области, в связи с чем суд ссылку ответчика на то, что протокол общего собрания Фонда был найден недавно (л.д. 191) правомерно не признал юридически значимой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел назначение Куреева Ю.А. председателем правления Фонда на 2008 г. осуществленным с нарушением требований действующего законодательства и положений Устава Фонда.
В соответствии с абз. 4 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц.
Со вступлением в законную силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", дополнившего статью 29 названного закона абзацем 8, общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" предусмотрено, что такие сведения должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако как установлено судом и подтверждается материалами дела в нарушение указанных положений законодательства МОФ "Российский крестьянский фонд" с 2001 г. не информировал уполномоченный федеральный орган о продолжении своей деятельности, а документы, содержащие информацию об объеме получаемых денежных средств и иного имущества от международных и иностранных лиц, не представлял с 2007 г. (л.д. 93 - 94).
Также из материалов дела видно, что необходимые документы Фондом сданы в Управление Минюста РФ по Орловской области лишь 23 июля 2009 г., то есть после возбуждения настоящего гражданского дела (л.д. 201 - 226).
Ссылку кассационной жалобы на то, что вышеназванная информация несвоевременно, но все же была предоставлена уполномоченному федеральному органу, нельзя признать состоятельной, так как ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, которые бы препятствовали ему предоставить указанную информацию в установленные законом сроки. Судом первой инстанции проверялся довод представителя Фонда о том, что таким обстоятельством являлось изъятие сотрудниками милиции документации Фонда, однако он не нашел своего подтверждения, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что необходимую информацию Фонд имел возможность своевременно представить уполномоченному федеральному органу, но не делал этого, чем допускал грубое, систематическое нарушение требований абз. 4 и 8 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что допущенные Фондом нарушения законодательства Российской Федерации являются грубыми и неоднократными, в связи с чем ликвидация данной общественной организации служит необходимой мерой защиты нарушенных в результате ее деятельности прав и законных интересов других лиц.
Вывод суда о наличии предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ и ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" оснований для ликвидации МОФ "Российский крестьянский фонд" Судебная коллегия признает правильным, а решение суда законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, как утверждает в кассационной жалобе ответчик. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
решение Орловского областного суда от 24 июля 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу председателя правления межрегионального общественного фонда "Российский крестьянский фонд" Куреева Ю.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.09.2009 N 37-Г09-2
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2009 г. N 37-Г09-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Горшкова В.В.
судей - Пчелинцевой Л.М. и Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 сентября 2009 г. дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к межрегиональному общественному фонду "Российский крестьянский фонд" о ликвидации данного общественного объединения и исключении его из государственного реестра юридических лиц,
по кассационной жалобе председателя правления межрегионального общественного фонда "Российский крестьянский фонд" Куреева Ю.А. на решение Орловского областного суда от 24 июля 2009 г., которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее - Управление Минюста РФ по Орловской области) обратилось в Орловский областной суд с иском к межрегиональному общественному фонду "Российский крестьянский фонд" (далее - МОФ "Российский крестьянский фонд", Фонд) о ликвидации данного общественного объединения и исключении его из государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление Минюста РФ по Орловской области указало, что в нарушение ст. 10 и ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", п. 3.4 Устава МОФ "Российский крестьянский фонд" денежные средства Фонда в период с 01 января 2003 г. по 27 июня 2007 г. направлялись не на уставные цели, а на расчетные счета учредителя Куреева Ю.А., всего в сумме <...> руб. В нарушение положений ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", ст. 24 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" официальный бланк фонда содержит изображение Государственного герба Российской Федерации. Выявлены и нарушения абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", п. 5.1.3 и п. 5.1.6 Устава МОФ "Российский крестьянский фонд", выразившиеся в том, что 01 января 2008 г. председатель правления Фонда назначен приказом председателя Фонда, а не решением правления Фонда. Кроме того, в нарушение абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественный фонд не информировал компетентный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях организации в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц с момента государственной регистрации, а также не представил в Управление информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2006 и 2008 годы. Также общественным фондом не исполнялось требование абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" о ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества. 04 августа 2006 г. и 07 мая 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области в адрес Фонда выносились предупреждения о недопустимости нарушения положений ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" с предписанием устранить указанные недостатки в срок до 01 сентября 2006 г. и 13 июня 2007 г. соответственно, однако названные нарушения устранены не были.
Ответчик с иском Управления Минюста РФ по Орловской области не согласился.
Решением Орловского областного суда от 24 июля 2009 г. иск Управления Минюста РФ по Орловской области удовлетворен. МОФ "Российский крестьянский фонд" с основным государственным регистрационным номером <...> ликвидирован и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
В кассационной жалобе председателя правления МОФ "Российский крестьянский фонд" Куреева Ю.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, вынесенного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Принимая решение об удовлетворении иска Управления Минюста РФ по Орловской области о ликвидации МОФ "Российский крестьянский фонд" и исключении его из государственного реестра юридических лиц, суд исходил из вывода о том, что такие основания имеются, так как данной организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что МОФ "Российский крестьянский фонд" зарегистрирован Управлением юстиции администрации Орловской области 03 апреля 1997 г., учетный номер 267. В Единый государственный реестр юридических лиц названный фонд внесен 21 декабря 2002 г. за основным государственным регистрационным номером <...> (л. д. 11, 22).
Согласно п. 3.1 Устава МОФ "Российский крестьянский фонд", Фонд является некоммерческим общественным объединением. Основная его цель - формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Виды его деятельности - содействие развитию аграрной сферы и агропромышленного комплекса Орловской области и других регионов; содействие осуществлению мер по возрождению российского села, его культурного наследия, традиций сельской жизни; содействие развитию в сельской местности местного самоуправления; содействие развитию крестьяноведения; содействие в укреплении материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса всех форм собственности и хозяйствования, в организации на селе новых производств и социальных услуг и другие (л.д. 14 - 16).
В соответствии с п. 3.4, 4.6 Устава Фонда прибыль, полученная Фондом в результате осуществления им предпринимательской деятельности (как непосредственно, так и посредством участия в хозяйственных обществах), не распределяется между его учредителями, а направляется на общественно полезные цели, ради которых Фонд создан. Имущество Фонда может использоваться исключительно по целевому назначению, то есть в соответствии с целями Фонда, определенными настоящим Уставом (л.д. 16, 17).
Федеральным законом "Об общественных объединениях" установлено, что учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать имущество, сформированное на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений, в собственных интересах (ч. 1 ст. 10).
Между тем судом установлено и из материалов дела видно, что период с 01 января 2004 г. по 27 июня 2007 г. с расчетного счета МОФ "Российский крестьянский фонд" на расчетные счета одного из учредителей фонда Куреева Ю.А. с периодичностью 3 - 5 раз в месяц перечислялись денежные средства, всего в сумме <...> руб. (л.д. 54 - 63, 71 - 77). Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
В судебном заседании Куреев Ю.А. пояснил, что денежные средства Фондом Курееву Ю.А. передавались по договору займа под проценты, с целью получения Фондом прибыли. Однако указанный договор суду представлен не был. Информация об изъятии договора сотрудниками милиции в 2008 г. и нахождении его в материалах расследуемого Следственным управлением при УВД по Орловской области уголовного дела не нашла своего подтверждения (л.д. 189 - 190).
При этом Куреев Ю.А. в судебном заседании не смог пояснить обстоятельства заключения договора займа, его условия, сумму займа, сумму причитающихся процентов, цель получения по этому договору денежных средств (л.д. 189 - 190).
Поскольку допустимых доказательств заключения договора займа между Куреевым Ю.А. и МОФ "Российский крестьянский фонд" представлено не было, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности заключения указанного договора.
Принимая также во внимание, что доказательств использования вышеназванных денежных средств путем их перечисления на расчетные счета Куреева Ю.А. на достижение целей Фонда, ответчиком представлено не было, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об их использовании на неуставные цели, а, следовательно, о грубом нарушении МОФ "Российский крестьянский фонд" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об общественных объединениях", содержащей прямой запрет на использование имущества общественного фонда в интересах учредителей.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что в настоящий момент деньги, переданные Курееву Ю.А. по договору займа, в подавляющей своей части возвращены, не имеет правового значения для оценки законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Тем более что до возбуждения в отношении Куреева Ю.А. в 2008 году уголовного дела деньги, как указывает суд, Фонду возвращены не были, проценты не исчислялись и не перечислялись.
Судом первой инстанции установлены и другие нарушения федерального законодательства межрегиональным общественным фондом "Российский крестьянский фонд", также являющиеся основанием для его ликвидации в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" гербы (геральдические знаки субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Федеральный закон "Об общественных объединениях", закрепляя в ст. 24 право общественных объединений иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику, предусматривает, что их символика не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства Фонд при осуществлении своей деятельности использовал фирменный бланк, на котором размещено изображение, воспроизводящее изображение Государственного герба Российской Федерации.
Так, 27 февраля 2009 г. на бланке, содержащем изображение Государственного герба Российской Федерации, Фонд информировал Управление Министерства юстиции по Орловской области о своей деятельности и местонахождении (л.д. 79).
Довод кассационной жалобы о том, что после получения ответчиком предписания Управления Минюста РФ по Орловской области от 04 мая 2009 г. (л.д. 70 - 77) вся корреспонденция Фонда оформлялась без использования бланка с изображением Государственного герба Российской Федерации ничем не подтвержден, и выводов суда не опровергает.
Таким образом, вывод суда о нарушении ответчиком ст. 8 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" и ст. 24 Федерального закона "Об общественных объединениях" является правильным.
Согласно п. 5.1.3 (подп. "в") и п. 5.1.6 Устава Фонда к компетенции правления Фонда относится, в том числе образование исполнительных органов Фонда и досрочное прекращение их полномочий. Председатель правления избирается на заседании правления Фонда сроком на один год с правом последующего переизбрания.
Судом установлено, что в нарушение названных положений Устава председатель правления Фонда на 2008 г. назначен на должность приказом N 1 председателя МОФ "Российский крестьянский фонд" от 01 января 2008 г., а не правлением Фонда (л.д. 97).
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что председатель правления Фонда назначен на должность общим собранием Фонда, о чем в материалах дела имеется протокол N 1 от 01 января 2008 г. (л.д. 185), несостоятелен, поскольку Управлению Минюста РФ по Орловской области был представлен только приказ о назначении на должность председателя Фонда, в котором указано основание назначения - личное заявление Куреева Ю.А., а не протокол общего собрания Фонда (л.д. 71 - 78). Протокол общего собрания Фонда был представлен только в судебное заседание, и ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших ему своевременно представить вышеуказанный протокол Управлению Минюста РФ по Орловской области, в связи с чем суд ссылку ответчика на то, что протокол общего собрания Фонда был найден недавно (л.д. 191) правомерно не признал юридически значимой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел назначение Куреева Ю.А. председателем правления Фонда на 2008 г. осуществленным с нарушением требований действующего законодательства и положений Устава Фонда.
В соответствии с абз. 4 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц.
Со вступлением в законную силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", дополнившего статью 29 названного закона абзацем 8, общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" предусмотрено, что такие сведения должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако как установлено судом и подтверждается материалами дела в нарушение указанных положений законодательства МОФ "Российский крестьянский фонд" с 2001 г. не информировал уполномоченный федеральный орган о продолжении своей деятельности, а документы, содержащие информацию об объеме получаемых денежных средств и иного имущества от международных и иностранных лиц, не представлял с 2007 г. (л.д. 93 - 94).
Также из материалов дела видно, что необходимые документы Фондом сданы в Управление Минюста РФ по Орловской области лишь 23 июля 2009 г., то есть после возбуждения настоящего гражданского дела (л.д. 201 - 226).
Ссылку кассационной жалобы на то, что вышеназванная информация несвоевременно, но все же была предоставлена уполномоченному федеральному органу, нельзя признать состоятельной, так как ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, которые бы препятствовали ему предоставить указанную информацию в установленные законом сроки. Судом первой инстанции проверялся довод представителя Фонда о том, что таким обстоятельством являлось изъятие сотрудниками милиции документации Фонда, однако он не нашел своего подтверждения, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что необходимую информацию Фонд имел возможность своевременно представить уполномоченному федеральному органу, но не делал этого, чем допускал грубое, систематическое нарушение требований абз. 4 и 8 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что допущенные Фондом нарушения законодательства Российской Федерации являются грубыми и неоднократными, в связи с чем ликвидация данной общественной организации служит необходимой мерой защиты нарушенных в результате ее деятельности прав и законных интересов других лиц.
Вывод суда о наличии предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ и ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" оснований для ликвидации МОФ "Российский крестьянский фонд" Судебная коллегия признает правильным, а решение суда законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, как утверждает в кассационной жалобе ответчик. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
определила:
решение Орловского областного суда от 24 июля 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу председателя правления межрегионального общественного фонда "Российский крестьянский фонд" Куреева Ю.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)