Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2010 ПО ДЕЛУ N А21-11529/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2010 г. по делу N А21-11529/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16885/2009) Контрольно-ревизионной службы Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 октября 2009 года по делу N А21-11529/2009 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Новый формат"
к Контрольно-ревизионной службе Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Ковалев Р.В., доверенность N 3/2010 от 11.01.2009.
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новый формат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области по делу об административном правонарушении от 22.09.2009 N Д33/7.4/171-09.
Решением от 23.10.2009 заявленное требование удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), но, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного Обществом, счел возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить заявителя от административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, Контрольно-ревизионная служба направила и поддержала в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просила решение от 23.10.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, состав административного правонарушения, вмененного Обществу, предусмотренный частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает наступление каких-либо противоправных последствий; совершенное Обществом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области предпринимательской деятельности, в частности, в долевом строительстве; представление ежеквартальной отчетности содержащей недостоверные сведения явилось следствием пренебрежительного отношения к требованиям норм публичного права; общество, представив ежеквартальную отчетность, содержащую недостоверные сведения, тем самым ввело в заблуждение об осуществлении своей деятельности контролирующий орган и участников долевого строительства.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие ООО "Новый формат", извещенного надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.04.2009 ООО "Новый формат" представило в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области" отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства трех жилых многоквартирных домов со встроенными гаражами, паркингом, административными помещениями, набережной пруда "Комсомольский" и променадом общего пользования в г. Калининграде по ул. Аллея Смелых, за 1 квартал 2009 года, содержащую недостоверные сведения, а именно:
- - общество в графе 4 "Информация о разрешении на строительство (создание): номер, дата выдачи, кем выдано" Сведений о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Сведения о многоквартирном доме), отражено разрешение на строительство N 39-015-1111-00228-06 от 04.10.2006, выданное комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Калининграда. Тогда как на момент представления отчетности за 1 квартал 2009 года в контролирующий орган указанное выше разрешение считается утратившим силу, о чем имеется соответствующая запись в разрешении на строительство многоквартирных домов со встроенными административными помещениями и автостоянкой с устройством набережной пруда "Комсомольский" и променада общего пользования N RU39315000-329/2007 от 15.11.2007, выданном взамен вышеуказанного разрешения;
- - в графе 7 "дата заключения первого договора" сведения о многоквартирном доме обществом указана дата 16.03.2007, в то время как в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.08.2009 N 01/225/2009-874 дата регистрации первого договора по земельному участку с кадастровым номером 39:15:14 06 03:0034, предоставленному под строительство многоэтажных многоквартирных домов со встроенными административными помещениями и автостоянкой в г. Калининграде по ул. Аллея Смелых - 29.03.2007,
- бухгалтерский баланс на 31.03.2009, представленный обществом в составе отчетности за 1 квартал 2009 года, на начало отчетного года (2009 года) содержит иные показатели (за исключением показателя по строке 260 Денежные средства), (баланс на начало ответного 2009 года - 246 025 руб.), нежели бухгалтерский баланс на конец отчетного периода 2008 года (и соответственно на начало 2009 года), представленный обществом вх. N 1784 от 22.07.2009 в контролирующий орган за 2008 год (баланс на конец отчетного периода 2008 года - 246 400 руб.).
Аудиторским заключением за 2008 год подтверждена достоверность бухгалтерского баланса, содержащего на начало 2009 года иные (за исключением показателя по строке 260 Денежные средства), нежели в представленном 31.03.2009 в контролирующий орган бухгалтерском балансе на 31.12.2008 года показатели на конец отчетного периода - 2008 года.
Допущенное Обществом нарушение Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила), квалифицировано Контрольно-ревизионной службой по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
04.09.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении и 22.09.2009 вынесено постановление N Д33/7.4/171-09, которым ООО "Новый формат" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя Контрольно-ревизионной службы, апелляционный суд находит решение суда законным и обоснованным, исходя из следующего.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, образует непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренную Правилами, в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Обязанность застройщика представлять в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства в срок не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, а за IV квартал - не позднее 90 дней после окончания IV квартала, установлена пунктами 2, 4 Правил.
Согласно пункту 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее предоставления несут ответственность застройщики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами отражение в графе 4 отчета застройщика за 1 квартал 2009 года разрешения на строительство N 39-015-1111-00228-06 от 04.10.2006, которое впоследствии было заменено на разрешение на строительство N RU39315000-329/2007 от 15.11.2007. В графе 7 отчетности Общество в качестве даты заключения первого договора указало дату его фактического подписания с гражданином Фроловым Ф.Г. - 16.03.2007, а не дату регистрации договора в органах, осуществляющих государственную регистрацию, то есть 29.03.2007.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному вводу о наличии в действиях ООО "Новый формат" состава инкриминируемого административного правонарушения по всем эпизодам допущенных нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
Между тем, суд первой инстанции счел возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности.
При этом суд исходил из того, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкретные обстоятельства дела, учитывая отсутствие вреда, причиненного личности, обществу или государству; незначительную степень социальной опасности деяния и отсутствие направленности действий заявителя на нарушение закона, суд первой инстанции не усмотрел существенной угрозы охраняемым общественным интересам и счел возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, квалифицировав допущенное административное правонарушение как малозначительное.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При таких обстоятельствах наложение штрафа даже в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (100 000 рублей) не отвечает принципам разумности и справедливости и не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал совершенное ООО "Новый формат" правонарушение малозначительным и отменил оспариваемое постановление Контрольно-ревизионной службы.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому основания для изменения или отмены решения арбитражного суда, предусмотренные частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 октября 2009 года по делу N А21-11529/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
ФОКИНА Е.А.

Судьи
БОРИСОВА Г.В.
ЗОТЕЕВА Л.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)