Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2011 ПО ДЕЛУ N А05-303/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2011 г. по делу N А05-303/2011


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от инспекции Резвого А.П. по доверенности от 14.11.2005 N 1080р,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский округ" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2011 года по делу N А05-303/2011 (судья Пигурнова Н.И.),

установил:

товарищество собственников жилья "Октябрьский округ" (далее - Товарищество, ТСЖ "Октябрьский округ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (далее - инспекция, административный орган) от 29.12.2010 N 283 по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2011 по делу N А05-303/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что не является субъектом по данному правонарушению.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения.
ТСЖ "Октябрьский округ" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 20.12.2010 должностным лицом инспекции на основании распоряжения руководителя от 17.12.2010 N А-09/6-02/1289 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ТСЖ "Октябрьский округ" обязательных требований при ремонте и содержании общего имущества, уровня обеспечения коммунальными услугами по холодному и горячему водоснабжению жильцов, проживающих в доме N 12 по проспекту Бадигина в г. Архангельске.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: отсутствие освещения в тепловом узле, запирающего устройства люка выхода в чердачное помещение в районе II подъезда; захламленность чердачного помещения в районе I подъезда; неисправность, разрушение теплоизоляции (деревянного короба) трубопровода холодного и горячего водоснабжения в чердачном помещении в районе I подъезда; неисправность теплоизоляции трубопровода отопления на лестничной клетке на цокольном этаже II подъезда; отсутствие отопления в лестничной клетке I подъезда; наличие свободного доступа к этажному электрорубильнику в лестничной клетке на 2 этаже II подъезда; неисправность (уклон, наличие зазора между лестничным маршем и межэтажной площадкой лестничного марша в лестничной клетке II подъезда; неисправность электровыключателя в тамбуре входа 1 подъезда; неисправность (неплотное прилегание) цокольной обшивки со стороны фасада в районе I подъезда; наличие сосулек по периметру дома, о чем составлен акт от 20.12.2010 N А-09/7-05/716.
Государственным жилищным инспектором Гонцовым М.Н. 21.12.2010 в отношении ТСЖ "Октябрьский округ" составлен протокол N А-09/7-03/320 об административном правонарушении, в котором отражено нарушение Товариществом положений пунктов 5.6.2, 5.6.6, 3.3.5, 3.3.4, 2.6.7, 2.6.6, 3.3.2, 4.8.4, 4.2.2.4, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Правонарушение квалифицировано по статье 7.22 КоАП РФ.
Заместитель начальника инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 29.12.2010 вынес постановление N 283 по делу об административном правонарушении, которым Товариществу назначено административное наказание, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Товарищество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно установил в действиях Товарищества состав административного правонарушения.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения, в том числе могут являться собственник, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Таким образом, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, 04.06.2008 на базе многоквартирных жилых домов Октябрьского округа (г. Архангельск), в том числе дом 12 по проспекту Бадигина, создано ТСЖ "Октябрьский округ", утвержден его устав, избраны правление и председатель правления.
В пункте 4.1 устава Товарищества определены его обязанности, среди которых и обеспечение выполнения требований главы 13 ЖК РФ, положений других законов, иных нормативных правовых актов, устава Товарищества, а также надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество, и др.
Следовательно, Товарищество является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт названного жилого дома.
В соответствии с пунктом 2.6.6 Правил N 170 установлено, что в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников; подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала); подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем); в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
Пунктом 2.6.7 названных Правил определено, что в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод.
Согласно пункту 3.3.2 Правил N 170 чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим: в холодных чердачных помещениях - по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4 град. C выше температуры наружного воздуха); в теплых чердачных помещениях - по расчету, но не ниже 12 град. C.
Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (пункт 3.3.4 Правил N 170).
Из пункта 3.3.5 указанных Правил следует, что входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
В силу пункта 4.2.2.4 Правил N 170 конструкции нижних венцов деревянных цоколей и примыкания (установка сливных досок, цоколей, оконных проемов, поясков и т.д.) должны быть плотно пригнаны, чтобы не допустить увлажнения.
Согласно пункту 4.6.1.23 Правил N 170 удаление наледей и сосулек должно производиться по мере необходимости.
В соответствии с пунктом 4.8.4 Правил N 170 установлено, что заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми. Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором. Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путем применения готовых вставок или бетонирования на месте. В каменных ступенях поврежденные места следует вырубать и заделывать вставками из камня.
Пунктом 5.6.2 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны, среди прочего, обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности.
Материалами дела подтверждается и ТСЖ "Октябрьский округ" не оспаривается факт наличия на момент проверки вмененных административным органом нарушений в доме N 12 по проспекту Бадигина в г. Архангельске.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения Товариществом правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Указание Товарищества на то, что оно заключило договор с подрядной организацией ООО "Связькабельстрой" на выполнение работ по содержанию общего имущества, ремонту и аварийному обслуживанию многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не освобождает ТСЖ "Октябрьский округ" от выполнения возложенных на него обязанностей.
Кроме того, как разъяснено в пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей.
Наличие задолженности жильцов по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.22 КоАП РФ, то есть инспекцией приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства. Решение о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, им дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая оценка, нормы процессуального права не нарушены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2011 года по делу N А05-303/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский округ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)