Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3853/2010) ЖСК "Дружба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2010 года по делу N А56-6562/2009 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ЖСК "Дружба"
к Государственной жилищной инспекции
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Изосимов Е.И., председатель правления, выписка из протокола N 128 от 04.02.2010.
от ответчика: Васьков П.В., доверенность от 10.01.2010.
Жилищно-строительный кооператив "Дружба" (далее - ЖСК, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (далее - инспекция) по делу об административном правонарушении N 2738/08 от 30.12.2010.
Решением от 03.02.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ЖСК "Дружба" направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просил решение от 03.02.2010 отменить. Податель жалобы считает, что надлежащим субъектом вменяемого ему в вину правонарушения является ООО "Строительные системы", с которым ЖСК заключен договор N 62/34 от 20.12.2007 на возмездное оказание услуг по санитарному содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию.
В судебном заседании Государственная жилищная инспекция просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.10.2008 прокуратурой Выборгского района проведена проверка готовности жилого дома, управляемого ЖСК "Дружба", расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 104, к отопительному сезону 2008 - 2009 г.
В ходе проверки ЖСК обнаружены нарушения Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 31.08.1994 N 902-р, и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно:
- - в нарушение пунктов 2.1.4, 2.6.10 Правил N 902-р паспорт готовности дома к моменту проверки не получен;
- - в нарушение пункта 4.8.16 Правил N 170 на девятом этаже имеются загрязнения поверхности потолка над шахтой лифта, темное пятно, по виду масляное;
- - в нарушение пунктов 3.2.8, 4.2.4.1 на девятом этаже имеется отслоение окрасочного слоя на поверхности стен и потолка;
- - в нарушение пункта 3.5.8 балконы на 5 и 8 этажах, выход на которые осуществляется с лестничной клетки, захламлены бытовыми вещами;
- - на лестничной клетке на поверхности трубопроводов и радиаторов системы центрального отопления имеются отслоения окрасочного слоя (нарушение пункта 5.2.21 Правил);
- - на лестничной клетке оконные рамы и двери на балконы на 2 - 9 этажах имеют местное отслоение окрасочного слоя поверхности рам и дверей (нарушение пункта 4.7.2)
- - доступ в подвальное и чердачное помещение для осуществления проверки не обеспечен (нарушение пунктов 3.3.5, 3.4.5 Правил);
- - на всех осветительных приборах на лестничной клетке отсутствуют защитные плафоны (пункт 5.6.1 Правил, пункт 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Результаты проверки отражены в акте от 31.10.2008.
10.11.2008 постановлением заместителя прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга в отношении ЖСК "Дружба" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившемся в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Указанное постановление с материалами проверки направлено в Государственную жилищную инспекцию для принятия решения о привлечении ЖКС к административной ответственности.
Постановлением Инспекции от 30.12.2008 N 2738/08 ЖСК "Дружба" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 40 000 руб. административного штрафа.
Считая данное постановление незаконным, ЖСК оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ЖСК состава вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестница, лифты, коридоры.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ управление жилищным кооперативом является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (статья 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1.2. Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 31.08.1994 N 902-р основной задачей всех предприятий, организаций и учреждений города при подготовке и проведении отопительного сезона является обеспечение устойчивого тепло-, водо-, электро-, газо- и топливоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и нормативного температурного режима в зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.
Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности к эксплуатации, который оформляется до 15 сентября (пункты 2.14, 2.20 Правил N 902-р, пункты 2.1.4, 2.6.10 Правил N 170).
В соответствии с пунктами 3.2.8, 3.3.5, 3.4.5, 3.5.8, 4.2.4.1, 4.7.2, 4.8.14, 5.2.21, 5.6.1, Правил N 170 на лестничных клетках, потолках, оконных рамах, дверях балконов, поверхностях трубопроводов и радиаторов системы центрального отопления не допускаются отслоения краски, пятна, потеки; входные двери или люки в техническое подполье, подвал, на крышу, чердачное помещение должны быть закрыты на замок; вход в указанные помещения разрешается только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении; не допускается загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими).
В силу пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 N 6 не допускается снятие рассеивателей, экранирующих и защитных решеток светильников.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещении влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда, а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданского-правового договора.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, 20.12.2007 ЖСК "Дружба" заключен с ООО "Строительные системы" договор N 62/34, в соответствии с условиями которого на последнего возложена обязанность по техническому ремонту и техническому обслуживанию дома 104 на пр. Тореза, а именно: кровельные работы, малярные, сантехнические, сварочные, плотницкие, электромонтажные работы, работы по подготовке дома к эксплуатации в зимних условиях и аварийное обслуживание.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав условия данного договора, пришел к выводу, что поскольку ООО "Строительные системы" приняло на себя функции по текущему ремонту, текущему обслуживанию и подготовке дома к отопительному сезону, то именно данная организация является ответственной за содержание жилого дома N 104 по пр. М.Тореза в Санкт-Петербурге.
Поскольку ЖСК "Дружба" в рассматриваемом случае не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, постановление Государственной жилищной инспекции N 2738/08 от 30.12.2008 о привлечении ЖСК к административной ответственности подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2010 года по делу N А56-6562/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.12.2008 N 2738/08, которым ЖСК "Дружба" (г. Санкт-Петербург, пр. М.Тореза, д. 104 ИНН 7802051034) привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ФОКИНА Е.А.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2010 ПО ДЕЛУ N А56-6562/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2010 г. по делу N А56-6562/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3853/2010) ЖСК "Дружба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2010 года по делу N А56-6562/2009 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ЖСК "Дружба"
к Государственной жилищной инспекции
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Изосимов Е.И., председатель правления, выписка из протокола N 128 от 04.02.2010.
от ответчика: Васьков П.В., доверенность от 10.01.2010.
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Дружба" (далее - ЖСК, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (далее - инспекция) по делу об административном правонарушении N 2738/08 от 30.12.2010.
Решением от 03.02.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ЖСК "Дружба" направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просил решение от 03.02.2010 отменить. Податель жалобы считает, что надлежащим субъектом вменяемого ему в вину правонарушения является ООО "Строительные системы", с которым ЖСК заключен договор N 62/34 от 20.12.2007 на возмездное оказание услуг по санитарному содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию.
В судебном заседании Государственная жилищная инспекция просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.10.2008 прокуратурой Выборгского района проведена проверка готовности жилого дома, управляемого ЖСК "Дружба", расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 104, к отопительному сезону 2008 - 2009 г.
В ходе проверки ЖСК обнаружены нарушения Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 31.08.1994 N 902-р, и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно:
- - в нарушение пунктов 2.1.4, 2.6.10 Правил N 902-р паспорт готовности дома к моменту проверки не получен;
- - в нарушение пункта 4.8.16 Правил N 170 на девятом этаже имеются загрязнения поверхности потолка над шахтой лифта, темное пятно, по виду масляное;
- - в нарушение пунктов 3.2.8, 4.2.4.1 на девятом этаже имеется отслоение окрасочного слоя на поверхности стен и потолка;
- - в нарушение пункта 3.5.8 балконы на 5 и 8 этажах, выход на которые осуществляется с лестничной клетки, захламлены бытовыми вещами;
- - на лестничной клетке на поверхности трубопроводов и радиаторов системы центрального отопления имеются отслоения окрасочного слоя (нарушение пункта 5.2.21 Правил);
- - на лестничной клетке оконные рамы и двери на балконы на 2 - 9 этажах имеют местное отслоение окрасочного слоя поверхности рам и дверей (нарушение пункта 4.7.2)
- - доступ в подвальное и чердачное помещение для осуществления проверки не обеспечен (нарушение пунктов 3.3.5, 3.4.5 Правил);
- - на всех осветительных приборах на лестничной клетке отсутствуют защитные плафоны (пункт 5.6.1 Правил, пункт 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Результаты проверки отражены в акте от 31.10.2008.
10.11.2008 постановлением заместителя прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга в отношении ЖСК "Дружба" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившемся в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Указанное постановление с материалами проверки направлено в Государственную жилищную инспекцию для принятия решения о привлечении ЖКС к административной ответственности.
Постановлением Инспекции от 30.12.2008 N 2738/08 ЖСК "Дружба" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 40 000 руб. административного штрафа.
Считая данное постановление незаконным, ЖСК оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ЖСК состава вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестница, лифты, коридоры.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ управление жилищным кооперативом является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (статья 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1.2. Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 31.08.1994 N 902-р основной задачей всех предприятий, организаций и учреждений города при подготовке и проведении отопительного сезона является обеспечение устойчивого тепло-, водо-, электро-, газо- и топливоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и нормативного температурного режима в зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.
Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности к эксплуатации, который оформляется до 15 сентября (пункты 2.14, 2.20 Правил N 902-р, пункты 2.1.4, 2.6.10 Правил N 170).
В соответствии с пунктами 3.2.8, 3.3.5, 3.4.5, 3.5.8, 4.2.4.1, 4.7.2, 4.8.14, 5.2.21, 5.6.1, Правил N 170 на лестничных клетках, потолках, оконных рамах, дверях балконов, поверхностях трубопроводов и радиаторов системы центрального отопления не допускаются отслоения краски, пятна, потеки; входные двери или люки в техническое подполье, подвал, на крышу, чердачное помещение должны быть закрыты на замок; вход в указанные помещения разрешается только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении; не допускается загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими).
В силу пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 N 6 не допускается снятие рассеивателей, экранирующих и защитных решеток светильников.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещении влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда, а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданского-правового договора.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, 20.12.2007 ЖСК "Дружба" заключен с ООО "Строительные системы" договор N 62/34, в соответствии с условиями которого на последнего возложена обязанность по техническому ремонту и техническому обслуживанию дома 104 на пр. Тореза, а именно: кровельные работы, малярные, сантехнические, сварочные, плотницкие, электромонтажные работы, работы по подготовке дома к эксплуатации в зимних условиях и аварийное обслуживание.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав условия данного договора, пришел к выводу, что поскольку ООО "Строительные системы" приняло на себя функции по текущему ремонту, текущему обслуживанию и подготовке дома к отопительному сезону, то именно данная организация является ответственной за содержание жилого дома N 104 по пр. М.Тореза в Санкт-Петербурге.
Поскольку ЖСК "Дружба" в рассматриваемом случае не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, постановление Государственной жилищной инспекции N 2738/08 от 30.12.2008 о привлечении ЖСК к административной ответственности подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2010 года по делу N А56-6562/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.12.2008 N 2738/08, которым ЖСК "Дружба" (г. Санкт-Петербург, пр. М.Тореза, д. 104 ИНН 7802051034) привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ФОКИНА Е.А.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)