Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2011 ПО ДЕЛУ N А46-11856/2010

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. по делу N А46-11856/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.П.,
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199) к закрытому акционерному обществу "Сибирьэнерго-Комфорт" (ИНН 5406423729, ОГРН 1075406053887) о взыскании 275 836 руб. 31 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Тиль О.А. по доверенности от 28.01.2011 N 5;
- от закрытого акционерного общества "Сибирьэнерго-Комфорт" - представитель не явился, извещено

установил:

Департамент городского хозяйства Администрации города Омска обратился в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Сибирьэнерго-Комфорт" (далее по тексту - ООО "Сибирьэнерго-Комфорт") о взыскании 275 836 руб. 31 коп. за неисполнение обязательств по соглашению от 31.07.2009 N 907-192/2009 на предоставление из бюджета города Омска субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19 ноября 2010 года по делу N А46-11856/2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства Администрации города Омска в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с нижеизложенным.
В соответствии с частью 1 статьи 153 АПК РФ разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Статьей 121 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о месте и времени судебного разбирательства путем направления копии судебного акта не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания. Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства гражданина.
Документы, подтверждающие направление арбитражным судом копий судебных актов и их получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы), приобщаются к материалам дела (часть 5 статьи 122 АПК РФ).
Согласно статье 123 АПК РФ извещение является надлежащим, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта либо в случаях, предусмотренных частью 2, когда орган связи проинформировал суд о невозможности вручения отправления адресату.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, судебные акты, в том числе определения о назначении предварительного заседания от 01.10.2010, определение об отложении предварительного заседания от 18.10.2010, определение о назначении дела к судебному разбирательству от 03.11.2010 направлялись ответчику - ООО "Сибирьэнерго-Комфорт" по адресу: 644010, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 74, корп. 2, указанному Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска в исковом заявлении.
Все вышеуказанные судебные акты ответчиком получены не были, почтовые отправления возвращены органом связи в суд, причиной возврата указано "выбытие адресата".
Как следует из протоков предварительного и судебного заседаний представитель ответчика ни в одном заседании участия не принимал.
Между тем, в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представленная по запросу суда Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, согласно которой юридическим адресом (местом нахождения) ООО "Сибирьэнерго-Комфорт" является адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 5; адресом (местом нахождения) филиала является: 644005, г. Омск, ул. Академика Павлова, 22 (том 1, л.д. 72-97).
Копии судебных актов ООО "Сибирьэнерго-Комфорт" по адресам: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 5, 644005, г. Омск, ул. Академика Павлова, 22 не направлялись.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о ненадлежащем извещении ООО "Сибирьэнерго-Комфорт" о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая указанные обстоятельства, определением от 22.02.2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А46-11856/2010 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в порядке, предусмотренном частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, назначил судебное заседание на 10.03.2011, которое было отложено на 17.03.2011.
Представитель ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт", извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Омска поддержал исковое заявление.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
31.07.2009 между Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска (распорядитель) и ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" (организация) заключено соглашение на предоставление из бюджета города Омска субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирного дома N 907-192/2009 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 13.08.2009).
Предметом настоящего соглашения является предоставление и использование организацией субсидий из бюджета города Омска на асфальтирование дворовых территорий многоквартирных домов (п. 1 Соглашения).
Согласно пунктам 2.1, 2.3 Соглашения бюджетные средства в размере 32 016 412 руб. 55 коп. предоставляются организации в форме субсидии на асфальтирование дворовых территорий многоквартирных домов. Отчетом о предоставлении субсидий являются акты о приемке выполненных работ составленные по унифицированным формам N КС-2 и КС-3.
Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска денежные средства в сумме 16 008 387 руб. 38 коп. были перечислены на банковский счет филиала ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" в городе Омске.
В соответствии с пунктами 4.3.1 и 4.3.3 Соглашения организация обязана обеспечить организацию и проведение асфальтирования дворовых территорий многоквартирных домов и предоставить соответствующие отчеты о целевом использовании субсидии.
Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска проведена проверка по вопросу использования субсидий города Омска, выделенной в 2009 году на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в части ремонта асфальтированных покрытий дворовых территорий.
По результатам проверки установлено завышение объема и стоимости выполненных работ на сумму 275 836 руб. 31 коп.
Поскольку в добровольном порядке ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" денежные средства в бюджет города Омска не возвратило, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств в том числе и коммерческим организациям, к которым относится ООО "Сибирьэнерго-Комфорт" регламентирован статьей 78 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления субсидии определялся постановлением Мэра города Омска от 17.02.2009 N 104-п "О предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году" (далее - Положение о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий в 2009 году).
Пункт 6 Положения о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий в 2009 году предусматривает предоставление субсидии на основании соответствующего соглашения, заключаемого между Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска и получателем субсидии.
Согласно пункту 7 указанного Положения субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Омска на 2009 год на вышеуказанные цели.
Как предусмотрено пунктам 11, 12 Положения о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий в 2009 году, окончательный расчет осуществляется на основании акта приема выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованного департаментом и подписанного лицами, уполномоченными действовать от имени получателя субсидии.
Получатель субсидии представляет в департамент отчет о целевом использовании предоставленных субсидий. Форма и сроки предоставления отчета предусматриваются соглашением.
Судом апелляционной инстанции отношения сторон по Соглашению N 907-192/2009 от 31.07.2009 квалифицированы как основанные на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде, поскольку предметом договора является асфальтирование дворовых территорий (статья 702 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с разъяснениями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Из материалов дела, в частности из двухсторонних актов, приемки в эксплуатацию благоустройства дворовых территорий, справок формы КС-2, КС-3 следует, что филиал ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" выполнило работы по благоустройству дворовых территорий (асфальтирование).
При этом, работы на объектах: Котельникова 8-12, 1-я Станционная 1, 1/2, 3, 3/1, 5, 9, Новосортировочная 17-23, 6-я Чередовая 100-102 выполняло ООО "СибДор" по заказу филиала ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт".
Из Акта N 114 от 14.07.2010, следует, что при проверке использования субсидий Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска установлено завышение ответчиком объемов и стоимости выполненных работ на сумму 275 836 руб. 31 коп. по следующим адресам: Котельникова 8-12, Стальского 7-10 на сумму 80 841 руб. 20 коп.; 1-я Станционная 1, 1/2, 3, 3/1, 5, 9 - на 18 466 руб. 48 коп., Новосортировочная 17-23 - на 89 514 руб. 43 коп., 6-я Чередовая 100-102 - на 87 014 руб. 20 коп.
При этом, в дело были представлены, акты формы КС-2, КС-3, подписанные представителями филиала ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" и ООО "СибДор" о снятии объемов работ на сумму 275 836 руб. 31 коп.
Таким образом, факт завышения объемов и стоимости выполненных работ на заявленную истцом сумму подтвержден.
Ответчиком данные обстоятельства не оспариваются.
В случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении, субсидии подлежат возврату. Порядок и сроки возврата субсидий предусматриваются соглашением (пункт 13 Положения о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий в 2009 году).
Пунктом 5.1 Соглашения 907-192/2009 установлено, что в случае установления Распорядителем нарушения организацией положений, установленных настоящим соглашением, бюджетные средства, полученные организацией, подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 дней со дня составления Распорядителем соответствующего акта проверки.
Факт получения акта от 14.07.2010 ответчиком не оспаривается.
Исходя из фактических обстоятельств и условий пункта 5.1 соглашения N 907-192/2009, денежные средства в размере 275 836 руб. 61 коп. должны были быть возвращены Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска в течение 10 дней с даты составления акт от 14.07.2010.
До настоящего времени денежные средства в указанном размере ответчиком истцу не возвращены.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 275 836 руб. 31 коп. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 268, 270 (пункт 2 части 4), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 19 ноября 2010 года по делу N А46-11856/2010 отменить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Сибирьэнерго-Комфорт" (ОГРН 1075406053887) в пользу муниципального образования город Омск в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска 275 836 руб. 31 коп. за неисполненные обязательства по соглашению на предоставление из бюджета города Омска субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирного дома от 31.07.2009 N 097-192/2009.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Сибирьэнерго-Комфорт" (ОГРН 1075406053887) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 8 516 руб. 71 коп. и по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Т.П.СЕМЕНОВА

Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
О.В.ЗОРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)