Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2012 ПО ДЕЛУ N А56-35406/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. по делу N А56-35406/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
- от заявителя: Васильевой И.С. по доверенности от 26.12.2011 N 05/2011; Укладова А.Ю. по доверенности от 11.05.2012 N 01/2012;
- от ответчика: Пономаревой М.В. по доверенности от 15.10.2012;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19668/2012) ООО "СтройЛинк" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2012 по делу N А56-35406/2012 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ООО "СтройЛинк"
- к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга;
- о признании незаконным решения об отказе в допуске к участию в конкурсе и признании общества участником конкурса

установил:

ООО "СтройЛинк" (194296, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6 лит. А, пом. 11-Н, ОГРН 1089847352110, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1037843045701, далее - Администрация) от 30.05.2012 об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района, признании ООО "СтройЛинк" участником конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района, извещение о проведении которого опубликовано 28.04.2012 по лотам N 1, 2 и 4.
В судебном заседании 29.08.2012 общество заявило в порядке статьи 49 АПК РФ ходатайство об уточнении заявленных требования и дополнительно к вышеуказанным требованиям просило признать незаконными действия Администрации по объявлению 20.07.2012 открытого конкурса и проведению 20.08.2012 и 21.08.2012 конкурсных процедур по отбору управляющих организаций по лоту N 2, лоту N 4, а также недействительными итогов конкурса.
Судом первой инстанции отказано в принятии дополнительного требования в связи с тем, что статьей 49 АПК РФ не предусмотрено право истца дополнять предмет исковых требований, что не лишает общество возможности обратиться в арбитражный суд с самостоятельным иском о признании недействительными торгов в рамках отдельного дела.
Решением суда первой инстанции ООО "СтройЛинк" в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "СтройЛинк" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества в порядке статьи 49 АПК РФ заявил отказ от заявленных требований к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в части признания общества участником конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района, извещение о проведении которого опубликовано 28.04.2012 по лотам N 1, 2 и 4.
Относительно требования о признании решения Администрации от 30.05.2012 об отказе обществу в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района, представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали по тем основаниям, что общество в составе заявки по лотам N 1,2 и 4 были предоставлены все документы согласно перечню, установленному пунктом 53 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, в том числе и спорные копии утвержденного бухгалтерского баланса за 2011 год (на 31.12.2011), и за первый квартал 2012 года (на 31.03.2012), в составе указанной заявки были приложены документы, подтверждающие своевременное направление бухгалтерских балансов в налоговый орган. Представители заявителя также пояснили, что до включения в состав заявки каждый из представленных бухгалтерских балансов общества прошел процедуру утверждения: годовой бухгалтерский баланс за 2011 год был утвержден протоколом очередного общего собрания участников общества 05.03.2012, а бухгалтерский баланс за первый квартал 2012 года протоколом очередного общего собрания участников общества 23.04.2012.
Представитель Администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 28.04.2012 Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга опубликовано извещение о проведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района:
По лоту N 1 - (по улице Рылеева - дом 3 (лит. А), дом 21 (лит. А), дом 23 (лит. А); Саперный переулок - дом 6 (лит. А), дом 10 (лит. А, Б, В), дом 14 (лит. А), дом 16/36 (лит. А).
По лоту N 2 - (по улице Гороховой - дом 50 (лит. А, Б, В), по улице Казанской - дом 8-10 (лит. А), дом 9 (лит. А), дом 11 (лит. А); по переулку Крылова, дом 7/5 (лит. А); по Садовой улице - дом 22/2 (лит. А), дом 29 (лит. А), набережной реки Фонтанки - дом 47 (лит. А), дом 49 (лит. А), дом 73 (лит. А, Б, В, Г).
По лоту N 3 (2-я Советская - дом 25/2 (лит. А); 4-я Советская - дом 6 (лит. А); 5-я Советская - дом 5 (лит. А), по Виленскому переулку - дом 4 (лит. А, Б); по улице Восстания - дом 55 (лит. А, Б); по улице Радищева - дом 42 (лит. А, Б, В), дом 44 (лит. А); по Херсонской улице - дом 8 (лит. А).
По лоту N 4 (Апраксин переулок - дом 15 (лит. А), дом 19-21 (лит. А), дом 20 (лит. А); по Большой Морской улице - дом 21 (лит. А, В); по набережной канала Грибоедова - дом 33 (лит. А); по Лиговскому проспекту - дом 44 (лит. А, Б, В), дом 116-118 (лит. А, В), дом 149 (лит. А, Н); по Невскому проспекту - дом 13\\9.
ООО "СтройЛинк" подало заявку на участие в указанном конкурсе по лотам N 1, 2 и N 4. Процедура вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в конкурсе состоялась 29.05.2012.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 30.05.2012 ООО "СтройЛинк" отказано в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 3.1.1 конкурсной документации - в связи с непредставлением копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Из указанного протокола от 30.05.2012 также видно, что ввиду отсутствия претендентов признанных участниками конкурса, конкурс признан несостоявшимся.
ООО "СтройЛинк", посчитав, что решение конкурсной комиссии об отказе в допуске общества к участию в конкурсе является незаконным, а причины отказа необоснованными, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований, дал ошибочную оценку обстоятельствам дела, указав, что поскольку к заявке не была приложена утвержденная копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период, то данная заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, и как следствие, Администрация правомерно не допустила общество к участию в конкурсе. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения такого открытого конкурса установлен постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О Порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила), согласно пункту 4 которых конкурс проводится на основе, в том числе, принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей и добросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по утвержденной форме.
Пункт 53 Правил, устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые претендент на участие в конкурсе обязан предоставить в составе своей конкурсной заявке. Для претендентов юридических лиц этот перечень включает в себя:
1) сведения и документы о претенденте:
- - наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес;
- - номер телефона;
- - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
- - документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе;
- - реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие конкурсе.
- 2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе;
- - документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
- - копию документов, подтверждающих соответствие претендента, установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, если федеральными законами установлены такие требования;
- - копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Вышеуказанный перечень документов является исчерпывающим.
Согласно пункту 54 Правил требовать от претендента предоставления документов, не предусмотренных пунктом 53, не допускается.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СтройЛинк" в составе заявки по лотам N 1, 2 и 4 были представлены все документы согласно перечню, установленному в пункте 53 Правил, в том числе, копии утвержденного бухгалтерского баланса за 2011 год (на 31.12.2011), а также за первый квартал 2012 года (на 31.03.2012). Кроме того, в составе заявки были приложены документы, подтверждающие своевременное направление указанных бухгалтерских балансов в налоговый орган.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" утверждение бухгалтерских балансов относится к компетенции общего собрания участников общества.
В соответствии с частью 6 статьи 37 указанного Федерального закона, решение общего собрания участников общества оформляется протоколом, аналогичная норма продублирована в пункте 8.9 Устава ООО "СтройЛинк".
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" процедура утверждения предшествует направлению бухгалтерской отчетности ее пользователям (в том числе и в налоговый орган).
Из материалов дела видно, что представленные с заявкой ООО "СтройЛинк" бухгалтерские балансы прошли процедуру утверждения. Так годовой бухгалтерский баланс за 2011 год был утвержден протоколом общего собрания участников общества - 05.03.2012, бухгалтерский баланс за первый квартал 2012 года - 23.04.2012, с их направлением в налоговый орган.
Вышеуказанные обстоятельства были исследованы и установлены в суде первой инстанции.
Между тем, суд первой инстанции, неправильно истолковав подпункт 2 пункта 53 Правил, и, исказив понятие смыслового оборота "копия утвержденного бухгалтерского баланса", указал на необходимость предоставления обществом "утвержденной копии бухгалтерского баланса" и отсутствие такого документа в заявке общества. Суд пришел к ошибочному выводу, что утверждению подлежала копия документа, а не сам бухгалтерский баланс, предоставленный в копии, как предусмотрено пунктом 53 Правил.
На основании пункта 18 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
- 1) непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
- 2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил,
3) несоответствии заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил.
Таким образом, поскольку до включения в состав заявки каждый из представленных бухгалтерских балансов прошел процедуру утверждения, то общество надлежащим образом исполнило свою обязанность, предусмотренную подпунктом 2 пункта 53 Правил, и у Администрации не имелось правовых оснований для принятия 30.05.2012 решения об отказе ООО "СтройЛинк" в участии в открытом конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района.
Апелляционный суд отмечает, что для оценки полноты представления всего объема необходимых документов, предусмотренных пунктом 52 Правил, в случае имеющихся у Администрации сомнений, она могла запросить протоколы общего собрания, но только как дополнительные документы, чего Администрацией сделано не было.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба ООО "СтройЛинк" удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктами 2, 3 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Принять отказ ООО "СтройЛинк" (194296, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6 лит. А, пом. 11-Н, ОГРН 1089847352110) от заявленных требований к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1037843045701) по делу А56-35406/2012 в части признания ООО "СтройЛинк" участником конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района, извещение о проведении которого опубликовано 28.04.2012 по лотам N 1, 2 и 4.
Производство по заявлению в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 сентября 2012 года по делу N А56-35406/2012 отменить, апелляционную жалобу ООО "СтройЛинк" удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176) от 30.05.2012 об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района.
Взыскать с Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1037843045701) в пользу ООО "СтройЛинк" (194296, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6 лит. А, пом. 11-Н, ОГРН 1089847352110) государственную пошлину за подачу заявления в сумме 4 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)