Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области - Ли М.Е. (доверенность от 19.08.2008 N 72-37-2795/8), Батаевой Е.Г. (доверенность от 21.07.2008),
жилищно-строительного кооператива "Золотой век" - Самохи А.Б. (доверенность от 01.07.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области на решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 27 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-3534/08-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Лешукова Т.О., Доржиев Э.П.),
жилищно-строительный кооператив "Золотой век" (далее - ЖСК "Золотой век") обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2008 N 2-25/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 15 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 27 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 15 апреля 2008 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статей 1, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 23.1, 23.56 КоАП РФ, неприменения части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Представители Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ЖСК "Золотой век" считает судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 22.08.2008.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела, 22.02.2008 должностным лицом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области при проведении проверки объекта капитального строительства: комплекс жилых многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями, строительный адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сурнова, уч. N 30, установлено осуществление строительных работ без разрешения на строительство в нарушение пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Составлен акт от 22.02.2008 N 72-02-596.
26.02.2008 должностным лицом административного органа в отношении ЖСК "Золотой век" составлен протокол об административном правонарушении N 72-02-596.
03.03.2008 Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области постановлением по делу об административном правонарушении N 2025/08 привлекла ЖСК "Золотой век" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500000 рублей.
ЖСК "Золотой век", считая, что постановление от 03.03.2008 N 2025/08 нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования ЖСК "Золотой век", суды двух инстанций исходили из недоказанности административным органом факта ведения строительства ЖСК "Золотой век". Как посчитал суд первой инстанции, ЖСК "Золотой век" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Также суды двух инстанций указали, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным органом, поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.
Выводы судов двух инстанций постановлены при неправильном применении норм материального права.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности статьей 9.5 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Следовательно, вывод судов двух инстанций со ссылкой на часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ о том, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным органом, является неправильным. Применять часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1, а также статьи 23.56 КоАП РФ.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 949/08.
Таким образом, Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, как орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, правомерно рассмотрела дело о привлечении ЖСК "Золотой век" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что ЖСК "Золотой век" не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку ЖСК "Золотой век" как застройщик непосредственно не осуществлял никаких действий по строительству объекта недвижимости. Как указал суд первой инстанции, по договору о совместной деятельности от 27.10.2006 функции заказчика-застройщика переданы ООО "Строй-Стиль".
Однако, суд первой инстанции не учел, что в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
ЖСК "Золотой век" по договору от 27.11.2006 N 1 был передан земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 30, для строительства комплекса жилых многоквартирных домов (л.д. 31 - 32).
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на ЖСК "Золотой век", как на застройщике, лежит обязанность получить разрешение на строительство. Возложение своих обязанностей на ООО "Строй-Стиль" не освобождает ЖСК "Золотой век" от административной ответственности за осуществление строительства без разрешения.
Поскольку суд, не признав ЖСК "Золотой век" субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, не устанавливал объективную сторону вменяемого ему правонарушения, судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суд должен установить, осуществлялось ли строительство объекта недвижимости без разрешения на строительство, проверить соблюдение административным органом порядка привлечения ЖСК "Золотой век" к административной ответственности.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 26.02.2008 N 72-02-596 имеется запись о том, что проверка объекта капитального строительства проводилась в ноябре 2007 года, которой также установлено выполнение строительно-монтажных работ без разрешения на строительство.
При таких условиях суд должен был установить начало течения срока давности привлечения ЖСК "Золотой век" к административной ответственности и проверить соблюдение указанных сроков.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 27 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-3534/08-36 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2008 N А19-3534/08-36-Ф02-3945/08 ПО ДЕЛУ N А19-3534/08-36
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2008 г. N А19-3534/08-36-Ф02-3945/08
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области - Ли М.Е. (доверенность от 19.08.2008 N 72-37-2795/8), Батаевой Е.Г. (доверенность от 21.07.2008),
жилищно-строительного кооператива "Золотой век" - Самохи А.Б. (доверенность от 01.07.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области на решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 27 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-3534/08-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Лешукова Т.О., Доржиев Э.П.),
установил:
жилищно-строительный кооператив "Золотой век" (далее - ЖСК "Золотой век") обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2008 N 2-25/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 15 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 27 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 15 апреля 2008 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статей 1, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 23.1, 23.56 КоАП РФ, неприменения части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Представители Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ЖСК "Золотой век" считает судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 22.08.2008.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела, 22.02.2008 должностным лицом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области при проведении проверки объекта капитального строительства: комплекс жилых многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями, строительный адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сурнова, уч. N 30, установлено осуществление строительных работ без разрешения на строительство в нарушение пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Составлен акт от 22.02.2008 N 72-02-596.
26.02.2008 должностным лицом административного органа в отношении ЖСК "Золотой век" составлен протокол об административном правонарушении N 72-02-596.
03.03.2008 Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области постановлением по делу об административном правонарушении N 2025/08 привлекла ЖСК "Золотой век" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500000 рублей.
ЖСК "Золотой век", считая, что постановление от 03.03.2008 N 2025/08 нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования ЖСК "Золотой век", суды двух инстанций исходили из недоказанности административным органом факта ведения строительства ЖСК "Золотой век". Как посчитал суд первой инстанции, ЖСК "Золотой век" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Также суды двух инстанций указали, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным органом, поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.
Выводы судов двух инстанций постановлены при неправильном применении норм материального права.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности статьей 9.5 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Следовательно, вывод судов двух инстанций со ссылкой на часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ о том, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным органом, является неправильным. Применять часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1, а также статьи 23.56 КоАП РФ.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 949/08.
Таким образом, Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, как орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, правомерно рассмотрела дело о привлечении ЖСК "Золотой век" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что ЖСК "Золотой век" не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку ЖСК "Золотой век" как застройщик непосредственно не осуществлял никаких действий по строительству объекта недвижимости. Как указал суд первой инстанции, по договору о совместной деятельности от 27.10.2006 функции заказчика-застройщика переданы ООО "Строй-Стиль".
Однако, суд первой инстанции не учел, что в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
ЖСК "Золотой век" по договору от 27.11.2006 N 1 был передан земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 30, для строительства комплекса жилых многоквартирных домов (л.д. 31 - 32).
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на ЖСК "Золотой век", как на застройщике, лежит обязанность получить разрешение на строительство. Возложение своих обязанностей на ООО "Строй-Стиль" не освобождает ЖСК "Золотой век" от административной ответственности за осуществление строительства без разрешения.
Поскольку суд, не признав ЖСК "Золотой век" субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, не устанавливал объективную сторону вменяемого ему правонарушения, судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суд должен установить, осуществлялось ли строительство объекта недвижимости без разрешения на строительство, проверить соблюдение административным органом порядка привлечения ЖСК "Золотой век" к административной ответственности.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 26.02.2008 N 72-02-596 имеется запись о том, что проверка объекта капитального строительства проводилась в ноябре 2007 года, которой также установлено выполнение строительно-монтажных работ без разрешения на строительство.
При таких условиях суд должен был установить начало течения срока давности привлечения ЖСК "Золотой век" к административной ответственности и проверить соблюдение указанных сроков.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 27 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-3534/08-36 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Л.Ю.ПУЩИНА
Т.А.ГУМЕНЮК
Л.Ю.ПУЩИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)