Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Маликовой Э.М., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 по делу N А50-7318/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента - Аристова Е.Н. (доверенность от 28.12.2009 N 230).
Департамент обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - Управление) о признании права муниципальной собственности на нежилые помещения, литера А, общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо, литера а30, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9; о признании незаконным отказа Управления от 12.01.2010 N 22/054/2009-365 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные нежилые помещения; возложении на Управление обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилые помещения, литера А, общей площадью 16,0 кв. м. на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо, литера а30, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2010 в порядке, установленном ст. 48, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена заинтересованного лица - Управления на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания".
В порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ Управления Росреестра от 12.01.2010 N 22/054/2009-365 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9, а также возложить на последнего обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на названные нежилые помещения.
Изменение предмета заявленных требований судом принято.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 (судья Кощеева М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неприменение судами положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), неправильное толкование ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что право муниципальной собственности на нежилые помещения, находящиеся на 1-ом этаже жилого дома, возникло в силу закона до момента приватизации квартир в 1992 году. Доказательств того, что указанные нежилые помещения относятся к общему имуществу дома, суду не представлено. Нежилое помещение, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9 является обособленным, с отдельным входом, отвечает требованиям СНиП, в связи с чем не подпадает под перечень помещений общего пользования, установленный ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, по мнению Департамента, при проведении реконструкции спорных помещений соблюдены требования п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате чего отметка о реконструкции не является основанием для отказа в проведении государственной регистрации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 утвержден перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность г. Перми, в состав которых включены нежилые помещения, площадью 207 кв. м, назначение: учрежденческая, лечебно-санитарная, склады расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9 (л. д. 9 - 11).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 20.11.2009 N 19-18-10478/07 на основании указанного решения нежилые помещения, литера А общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо, литера а30, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9, включены в реестр муниципальной собственности (л. д. 12).
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Департамента 07.12.2009 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на названное помещение.
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав на спорное помещение, в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) 14.12.2009 государственная регистрация была приостановлена, в связи с тем, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте имелась отметка о реконструкции спорных помещений из мест общего пользования, отсутствовало решение всех собственников многоквартирного дома и соответственно, документ, подтверждающий передачу в пользование помещения общего пользования, разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.
В сообщении от 12.01.2010 N 22/054/2009-365 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (л. д. 7, 8).
Департамент, полагая, что отказ Управления Росреестра является не законным и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию права не были представлены необходимые документы: решение всех собственников многоквартирного дома и соответственно, документ, подтверждающий передачу в пользование спорного помещения, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после произведенной реконструкции. Кроме того, суды исходили из того, что перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, являющийся приложением к решению малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 указания на помещение площадью 16 кв. м не содержит; на момент передачи нежилых помещений в муниципальную собственность часть жилых помещений в доме N 9 по ул. Юрша в г. Перми была приватизирована гражданами; помещение образовано в результате реконструкции колясочной, являющейся помещением общего пользования, разрешение на реконструкцию и на ввод объекта в эксплуатацию не предъявлено; до 2009 года нежилое помещение площадью 16,0 кв. м не существовало; требования о признании права муниципальной собственности на спорные помещения предполагает наличие спора о праве, а Управление Росреестра не имеет материальной заинтересованности в спорном имуществе, поэтому требования о признании права собственности к данному заинтересованному лицу не могут быть удовлетворены; доказательств того, что спорный объект, сформированный путем реконструкции мест общего пользования (колясочной), использовался как самостоятельный объект недвижимости в целях, не связанных с обслуживанием других помещений (квартир) дома, еще до возникновения права собственности на квартиры и комнаты у жильцов дома, не представлено.
Суд кассационной инстанции, полагает, что данные выводы судов не могут быть признаны законными в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела (л. д. 157) и не оспаривается лицами, участвующими в деле, для государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 16 кв. м Департаментом представлены следующие документы: заявление от 07.12.2009 N 22/054/2009-365; постановление администрации г. Перми от 08.02.2008 N 64; кадастровый паспорт помещения от 05.10.2009; выписка из реестра муниципальной собственности от 20.11.2009 N 19-18-10478/07; информация из технического паспорта на домовладение (строение) жилого назначения от 13.10.2009 N 117-3-2050, выданная государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края"; распоряжение от 21.09.2009 N 46; решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115.
Управление Росреестра, отказывая в регистрации права муниципальной собственности на названное помещение, ссылаясь на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указало, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте имеются сведения о том, что в спорном помещении произведена реконструкция. Реконструкция заключается в переоборудовании из мест общего пользования жилого дома, увеличении площадей, установке СТО и возведении крыльца. Решение всех собственников многоквартирного дома и, соответственно, документ, подтверждающий передачу в пользование помещения общего пользования, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлены.
Суды, признавая указанные доводы Управления Росреестра правомерными и обоснованными не приняли во внимание, что названное нежилое помещение включено в состав муниципальной собственности на основании решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 "Об утверждении перечня нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность". Данное решение на момент обращения Департамента с заявлением о государственной регистрации права не оспорено, является действующим и было принято на основании положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в связи с разделением уровней собственности. То обстоятельство, что в перечне нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, являющемся приложением к решению малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 "Об утверждении перечня нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность", не конкретизировано помещение площадью 16,0 кв. м, не свидетельствует о том, что такое помещение не могло быть передано в составе помещений, в отношении которых в данном перечне указана общая площадь 207 кв. м. Кроме того, нежилое помещение, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9 индивидуализировано в качестве самостоятельного нежилого помещения, имеет отдельный вход и самостоятельное назначение (мастерская по ремонту обуви), что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 05.10.2009. Из технической документации не следует, что в данном помещении расположены объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие более одной квартиры в жилом доме. Указанное помещение по доводам Департамента сдается в аренду.
При таких обстоятельствах оснований считать, что Департаментом заявлено о государственной регистрации права на объект, относящийся к общему имуществу собственников помещений в жилом доме, не имеется.
Ссылка апелляционного суда на то, что реконструкция произведена из мест общего пользования - колясочной, являющейся помещением общего пользования, при этом разрешение на реконструкцию не предъявлено, не опровергает наличия факта существования и индивидуализации объекта, заявленного для государственной регистрации, не свидетельствует об отсутствии оснований для государственной регистрации в отношении него права муниципальной собственности на основании документов, представленных заявителем.
Наличие спора о праве на указанное помещение либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами в рассматриваемом случае не установлено.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что представленные Департаментом на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в составе муниципальной собственности, не оспорены и их совокупность позволяет достоверно идентифицировать данный объект, что в силу ст. 6, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является основанием для государственной регистрации соответствующего права, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9, является незаконным.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента о признании права собственности, заявленных к Управлению, не имеющему материальной заинтересованности, сделан без учета того, что Департамент изменил предмет иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключив данное требование, что было принято судом (л. л. 159, 164). При таких обстоятельствах данное требование истца не подлежало рассмотрению и оценке.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 по делу N А50-7318/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 12.01.2010 N 22/054/2008-365 в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения (литера А), общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо (литера а30) по ул. Юрша, 9 г. Перми.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Город Пермь" на нежилые помещения (литера А), общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо (литера а30) по ул. Юрша, 9 г. Перми.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2010 N Ф09-10391/10-С6 ПО ДЕЛУ N А50-7318/2010
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2010 г. N Ф09-10391/10-С6
Дело N А50-7318/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Маликовой Э.М., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 по делу N А50-7318/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента - Аристова Е.Н. (доверенность от 28.12.2009 N 230).
Департамент обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - Управление) о признании права муниципальной собственности на нежилые помещения, литера А, общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо, литера а30, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9; о признании незаконным отказа Управления от 12.01.2010 N 22/054/2009-365 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные нежилые помещения; возложении на Управление обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилые помещения, литера А, общей площадью 16,0 кв. м. на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо, литера а30, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2010 в порядке, установленном ст. 48, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена заинтересованного лица - Управления на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания".
В порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ Управления Росреестра от 12.01.2010 N 22/054/2009-365 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9, а также возложить на последнего обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на названные нежилые помещения.
Изменение предмета заявленных требований судом принято.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 (судья Кощеева М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неприменение судами положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), неправильное толкование ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что право муниципальной собственности на нежилые помещения, находящиеся на 1-ом этаже жилого дома, возникло в силу закона до момента приватизации квартир в 1992 году. Доказательств того, что указанные нежилые помещения относятся к общему имуществу дома, суду не представлено. Нежилое помещение, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9 является обособленным, с отдельным входом, отвечает требованиям СНиП, в связи с чем не подпадает под перечень помещений общего пользования, установленный ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, по мнению Департамента, при проведении реконструкции спорных помещений соблюдены требования п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате чего отметка о реконструкции не является основанием для отказа в проведении государственной регистрации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 утвержден перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность г. Перми, в состав которых включены нежилые помещения, площадью 207 кв. м, назначение: учрежденческая, лечебно-санитарная, склады расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9 (л. д. 9 - 11).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 20.11.2009 N 19-18-10478/07 на основании указанного решения нежилые помещения, литера А общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо, литера а30, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9, включены в реестр муниципальной собственности (л. д. 12).
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Департамента 07.12.2009 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на названное помещение.
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав на спорное помещение, в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) 14.12.2009 государственная регистрация была приостановлена, в связи с тем, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте имелась отметка о реконструкции спорных помещений из мест общего пользования, отсутствовало решение всех собственников многоквартирного дома и соответственно, документ, подтверждающий передачу в пользование помещения общего пользования, разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.
В сообщении от 12.01.2010 N 22/054/2009-365 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (л. д. 7, 8).
Департамент, полагая, что отказ Управления Росреестра является не законным и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию права не были представлены необходимые документы: решение всех собственников многоквартирного дома и соответственно, документ, подтверждающий передачу в пользование спорного помещения, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после произведенной реконструкции. Кроме того, суды исходили из того, что перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, являющийся приложением к решению малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 указания на помещение площадью 16 кв. м не содержит; на момент передачи нежилых помещений в муниципальную собственность часть жилых помещений в доме N 9 по ул. Юрша в г. Перми была приватизирована гражданами; помещение образовано в результате реконструкции колясочной, являющейся помещением общего пользования, разрешение на реконструкцию и на ввод объекта в эксплуатацию не предъявлено; до 2009 года нежилое помещение площадью 16,0 кв. м не существовало; требования о признании права муниципальной собственности на спорные помещения предполагает наличие спора о праве, а Управление Росреестра не имеет материальной заинтересованности в спорном имуществе, поэтому требования о признании права собственности к данному заинтересованному лицу не могут быть удовлетворены; доказательств того, что спорный объект, сформированный путем реконструкции мест общего пользования (колясочной), использовался как самостоятельный объект недвижимости в целях, не связанных с обслуживанием других помещений (квартир) дома, еще до возникновения права собственности на квартиры и комнаты у жильцов дома, не представлено.
Суд кассационной инстанции, полагает, что данные выводы судов не могут быть признаны законными в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела (л. д. 157) и не оспаривается лицами, участвующими в деле, для государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 16 кв. м Департаментом представлены следующие документы: заявление от 07.12.2009 N 22/054/2009-365; постановление администрации г. Перми от 08.02.2008 N 64; кадастровый паспорт помещения от 05.10.2009; выписка из реестра муниципальной собственности от 20.11.2009 N 19-18-10478/07; информация из технического паспорта на домовладение (строение) жилого назначения от 13.10.2009 N 117-3-2050, выданная государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края"; распоряжение от 21.09.2009 N 46; решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115.
Управление Росреестра, отказывая в регистрации права муниципальной собственности на названное помещение, ссылаясь на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указало, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте имеются сведения о том, что в спорном помещении произведена реконструкция. Реконструкция заключается в переоборудовании из мест общего пользования жилого дома, увеличении площадей, установке СТО и возведении крыльца. Решение всех собственников многоквартирного дома и, соответственно, документ, подтверждающий передачу в пользование помещения общего пользования, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлены.
Суды, признавая указанные доводы Управления Росреестра правомерными и обоснованными не приняли во внимание, что названное нежилое помещение включено в состав муниципальной собственности на основании решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 "Об утверждении перечня нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность". Данное решение на момент обращения Департамента с заявлением о государственной регистрации права не оспорено, является действующим и было принято на основании положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в связи с разделением уровней собственности. То обстоятельство, что в перечне нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, являющемся приложением к решению малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 "Об утверждении перечня нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность", не конкретизировано помещение площадью 16,0 кв. м, не свидетельствует о том, что такое помещение не могло быть передано в составе помещений, в отношении которых в данном перечне указана общая площадь 207 кв. м. Кроме того, нежилое помещение, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9 индивидуализировано в качестве самостоятельного нежилого помещения, имеет отдельный вход и самостоятельное назначение (мастерская по ремонту обуви), что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 05.10.2009. Из технической документации не следует, что в данном помещении расположены объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие более одной квартиры в жилом доме. Указанное помещение по доводам Департамента сдается в аренду.
При таких обстоятельствах оснований считать, что Департаментом заявлено о государственной регистрации права на объект, относящийся к общему имуществу собственников помещений в жилом доме, не имеется.
Ссылка апелляционного суда на то, что реконструкция произведена из мест общего пользования - колясочной, являющейся помещением общего пользования, при этом разрешение на реконструкцию не предъявлено, не опровергает наличия факта существования и индивидуализации объекта, заявленного для государственной регистрации, не свидетельствует об отсутствии оснований для государственной регистрации в отношении него права муниципальной собственности на основании документов, представленных заявителем.
Наличие спора о праве на указанное помещение либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами в рассматриваемом случае не установлено.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что представленные Департаментом на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в составе муниципальной собственности, не оспорены и их совокупность позволяет достоверно идентифицировать данный объект, что в силу ст. 6, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является основанием для государственной регистрации соответствующего права, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, литера А, общей площадью 16,0 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, д. 9, является незаконным.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента о признании права собственности, заявленных к Управлению, не имеющему материальной заинтересованности, сделан без учета того, что Департамент изменил предмет иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключив данное требование, что было принято судом (л. л. 159, 164). При таких обстоятельствах данное требование истца не подлежало рассмотрению и оценке.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 по делу N А50-7318/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 12.01.2010 N 22/054/2008-365 в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения (литера А), общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо (литера а30) по ул. Юрша, 9 г. Перми.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Город Пермь" на нежилые помещения (литера А), общей площадью 16,0 кв. м на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 65 - 69) и крыльцо (литера а30) по ул. Юрша, 9 г. Перми.
Председательствующий
СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.
Судьи
МАЛИКОВА Э.М.
КУПРЕЕНКОВ В.А.
СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.
Судьи
МАЛИКОВА Э.М.
КУПРЕЕНКОВ В.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)