Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2012 N 15АП-1944/2012 ПО ДЕЛУ N А53-20238/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. N 15АП-1944/2012

Дело N А53-20238/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Ивановой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-Дом 3" - представитель - Руссу Иван Валерьевич, доверенность от 01.01.2012 г.,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания управление уведомлено надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2012 по делу N А53-20238/2011 принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-Дом 3" к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-Дом 5" (далее - ООО "УО ЖКХ-Дом 3") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах (далее - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) о признании незаконным и отмене постановления N 530 от 05.10.2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением суда от 23.01.2012 г. постановление управления N 530 от 05.10.2011 г. признано незаконным в части назначения наказания. Суд применил административную ответственность в виде предупреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Поскольку судом установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, административный штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 23.01.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В апелляционной жалобе управление ссылается на то обстоятельство, что наличие отягчающих ответственность обстоятельств - неоднократное привлечение общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения ввиду устранения обществом выявленных в ходе проверки нарушений.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.09.2011 г. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области поступило обращение гр. Евдокимовой Л.Л. (вх. N 17/3393) о нарушении ее прав как потребителя услуг ООО "УО ЖКХ-Дом 3" в части соблюдения санитарных правил по содержанию нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Московская, 76.
28.09.2011 г. сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Ростовской области произведено обследование подвального помещения в многоквартирном доме по ул. Московская, 76 в г. Азове. В ходе проверки был выявлен факт отсутствия остекления окна подвального помещения (отсутствие мелкоячеистой сетки).
По факту выявленных нарушений 03.10.2011 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в отношении общества составлен протокол N 485 об административном правонарушении.
05.10.2011 г. И.о. начальника Управления Роспотребнадзора по Ростовской области вынесено постановление N 530 по делу об административном правонарушении, которым ООО "УО ЖКХ-Дом 3" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Объектом данного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из содержания ст. 11 Закона N 52-ФЗ следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (товарищества собственников жилья), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией в силу гражданско-правовых договоров.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Подпунктом "а" пункта 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества, в зависимости от способа управления многоквартирным домом, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
ООО "УК "ЖКХ-Дом 3" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Азов, ул. Московская, 76, что подтверждается договорами на управление многоквартирным домом и заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 161 и пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также иные обязанности, предусмотренные законом.
В силу пункта 1.3 договоров на управление многоквартирным домом общество приняло на себя обязательства по осуществлению услуг по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг.
На основании п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктами 3.2 и 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" установлено, что к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся, в том числе, устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон.
Основанием для привлечения предприятия к административной ответственности явилось выявление факта отсутствия остекления либо укрытия мелкоячеистой сеткой окна подвального помещения дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Московская, 76. Указанное нарушение зафиксировано в протоколе осмотра от 28.09.2011 г. и подтверждаются представленными в материалы дела фотоматериалами (л.д. 69).
Вина организации в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Таким образом, вывод Управления Роспотребнадзора по Ростовской области о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения является правильным.
Вместе с тем, суд первой инстанции счел возможным применение в отношении общества административной ответственности в виде предупреждения, поскольку выявленные заинтересованным лицом в ходе проверки нарушения обществом УК "ЖКХ-Дом 3" устранены - остекление окна подвального помещения произведено, что подтверждается справкой Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 18.11.2011 г. (л.д. 88). Судебная коллегия, исходя из обстоятельств конкретного административного правонарушения, признает вывод суда обоснованным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необоснованное изменение судом первой инстанции назначенной заявителю санкции, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, не принимается судебной коллегией
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемое в рамках настоящего дела постановление N 530 от 05.10.2011 г. не содержит указание на наличие отягчающих вину общества обстоятельств.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2012 по делу N А53-20238/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)