Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2012 N 09АП-19728/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А40-106603/11

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. N 09АП-19728/2012-ГК

Дело N А40-106603/11

Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Кораблевой М.С., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмасхановым М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А40-106603/11
по иску ТСЖ "Ватутинки-45" (142770, МО, р-н Ленинский, п. Ватутинки-1, д. 45)
к Управлению делами Президента РФ (103132, г. Москва, пер. Никитский, д. 2), Федеральному государственному учреждению "Оздоровительный комплекс "Бор" Управления делами Президента РФ (142073, МО, р-н Домодедовский, п/о Одинцово-Вахромеево, территория "Бор"), Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН 1037739510423, местонахождение: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
с участием в качестве третьих лиц ФГБУ "Земельная кадастровая палата Московской области" (143026, МО, р-н Одинцовский, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 6а), Администрации поселения Десеновское (ОГРН 1055011350569, местонахождение: 142793, г. Москва, п. Десеновское),
о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании:
- от истца: единоличный исполнительный орган Музыка Б.В. по протоколу от 26.05.2012 г.;
- от ответчиков: от 1-го: Тимошенко С.А. по дов. от 10.04.2012 г.; от 2-го: Митюков Д.А. по дов. от 25.05.2011 г.; от 3-го: неявка;
- от третьих лиц: неявка,

установил:

С учетом принятия судом изменения иска (т. 1 л.д. 130 - 131), ТСЖ "Ватутинки-45" требует обязать Управление делами Президента РФ обеспечить определение границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: Московская обл., пос. Ватутинки, д. 45; присвоение ему кадастрового номера; передачу сформированного земельного участка и выписки из кадастрового дела на него собственникам помещений соответствующего многоквартирного дома.
Соответчиком по делу привлечено Федеральное государственное учреждение "Оздоровительный комплекс "Бор" Управления делами Президента РФ; третьим лицом - ФГБУ "Земельная кадастровая палата Московской области".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2012 г. в удовлетворении иска отказано (т. 2 л.д. 62 - 64).
На состоявшееся решение Истцом подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 68 - 70).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 г. (т. 2 л.д. 111 - 112) по основаниям, установленным ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции соответчиком по делу привлечен Департамент земельных ресурсов г. Москвы, третьим лицом - Администрация поселения Десеновское; принято изменение исковых требований (т. 2 л.д. 134 - 135, т. 3 л.д. 34), в силу которых ТСЖ "Ватутинки-45" просит обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы обеспечить формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, пос. Ватутинки, д. 45, и постановку его на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец заявленные требования и доводы поддержал; явившиеся 1-й и 2-й Ответчики по ним возражали; неявившимся 3-м Ответчиком представлены письменные возражения (т. 3 л.д. 41 - 42); неявившиеся Третьи лица считаются уведомленными о времени и месте судебного разбирательства применительно к ст. ст. 121, 123 АПК РФ, с учетом разъяснений п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 12 (т. 3 л.д. 48).
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В поселке Ватутинки, который до 01.07.2012 г. относился к Московской области, а в настоящее время к территории города Москвы, располагается многоквартирный дом N 45, построенный в рамках совместной деятельности по реализации Инвестиционного контракта от 07.02.2001 г. N 212 (т. 1 л.д. 8 - 15) в редакции Соглашения от 10.02.2006 г. (т. 1 л.д. 16), исполнение которого удостоверено Актом от 30.10.2007 г. об исполнении обязательств (т. 1 л.д. 20) и Актом от 30.11.2007 г. распределения жилой площади (т. 1 л.д. 19), подписанными Управлением делами Президента РФ, Федеральным государственным учреждением "Оздоровительный комплекс "Бор" Управления делами Президента РФ и ТСЖ "Ватутинки-45".
Заключение о соответствии построенного дома требованиям технических регламентов и проектной документации дано 14.09.2007 г. (т. 1 л.д. 18).
На жилые помещения в данном доме имеются зарегистрированные в ЕГРП права отдельных граждан (т. 1 л.д. 21).
ТСЖ "Ватутинки-45" осуществляет управление имуществом данного многоквартирного дома.
Дом расположен в границах земельного участка с кадастровым N 50:21:140116:0335, находящимся в зарегистрированной собственности Российской Федерации в лице Управления делами Президента РФ и зарегистрированном постоянном бессрочном пользовании Федерального государственного учреждения "Оздоровительный комплекс "Бор" Управления делами Президента РФ (т. 1 л.д. 28).
В силу ч. 1, 3 - 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления; с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В порядке реализации права, предусмотренного вышеуказанными нормами, ТСЖ "Ватутинки-45" 22.11.2012 г. обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, пос. Ватутинки, д. 45, для обеспечения перехода соответствующего земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений дома (т. 3 л.д. 35).
Из толкования норм ч. 1, 3 - 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом разъяснений Конституционного Суда РФ в Постановлении от 28.05.2010 г. N 12-П, следует, что законом обязанность обеспечить формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами возложена на те органы публичной власти, к компетенции которых, установленной актами, определяющими статус этих органов, отнесены функции по формированию земельных участков (т.е. уполномоченные формировать земельные участки органы определяются не наличием у них гражданско-правовых полномочий своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности собственника земельного участка от имени того или иного публичного образования применительно к п. 1 ст. 125 ГК РФ, а наличием у них публично-правовых полномочий обеспечивать выполнение действий юридического и технического характера по формированию и кадастровому учету земельных участков безотносительно к их принадлежности к тому или иному уровню публичной собственности).
Органом публичной власти, который вправе и обязан осуществить формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах города Москвы, на земельных участках, относящихся к публичной собственности, независимо от уровня ее принадлежности (федеральная или московская), является Департамент земельных ресурсов г. Москвы в силу Положения о нем, утв. Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП.
Т.е. по настоящему делу 3-й Ответчик, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, к которому ТСЖ "Ватутинки" обратилось с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Москва, пос. Ватутинки, д. 45, является компетентным для совершения соответствующих действий органом.
1-й и 2-й Ответчики, применительно к предмету и основаниям заявленных требований, не являются надлежащими.
Непосредственно ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не устанавливает, при наличии каких условий уполномоченный формировать земельные участки орган имеет возможность совершить соответствующие действия, т.е. при наличии каких условий ситуация, когда земельный участок под многоквартирным домом остается несформированным, может быть квалифицирована как незаконное бездействие данного органа.
Однако из толкования в совокупности с иными нормами действующего законодательства, в частности, ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, следует, что обязательным условием для начала реализации процесса формирования земельного участка является наличие подготовленных и утвержденных проектов межевания территорий, разрабатываемых на основе проекта планировки территории.
В развитие ст. 43 Градостроительного кодекса РФ ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Порядок разработки и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 г. N 270-ПП, предусматривает, что после утверждения правового акта о подготовке проекта планировки территории Москомархитектура обеспечивает подготовку, согласование и утверждение технического задания на подготовку проекта планировки территории; государственный заказчик (заказчик) подготовки проекта планировки территории в установленном законодательством порядке определяет проектную организацию - исполнителя проекта планировки территории, с которым заключает контракт (договор) на подготовку проекта планировки территории; выполненный проект планировки территории передается для согласования в Москомархитектуру, затем на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, затем на утверждение в Правительство Москвы; разработанный и согласованный в соответствии с данными Положениями проект планировки территории утверждается постановлением Правительства Москвы.
Между тем проект планировки территории квартала, в которым расположен многоквартирный дом по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. Ватутинки, д. 45, и проект межевания территории в его составе, в установленном порядке не разработаны и не утверждены.
При таких обстоятельствах на момент обращения ТСЖ "Ватутинки-45" с заявлением вх. от 22.11.2012 г. о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Москва, пос. Ватутинки, д. 45, в связи с отсутствием проекта межевания соответствующей территории, права собственников помещения в данном доме на приватизацию необходимого для эго эксплуатации земельного участка не могут быть защищены посредством понуждения Департамента земельных ресурсов г. Москвы к совершению действий по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Действия (бездействия) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, могут быть оспорены в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, только если соответствующие оспариваемые действия (бездействия) имеют место при наличии в установленном порядке разработанного и утвержденного проекта межевания территории.
Аналогичная правоприменительная практика определена в т.ч. в Постановлении ФАС МО от 13.01.2012 г. по делу N А40-7939/11 (т. 3 л.д. 45 - 46).
Требования об оспаривании действия (бездействия) органа власти по разработке документации по планировке территории (ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ) предметом спора по настоящему делу не являются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2012 г. по делу N А40-106603/11 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий
Е.Е.КУЗНЕЦОВА

Судьи
М.С.КОРАБЛЕВА
Т.Ю.ЛЕВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)