Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2011 ПО ДЕЛУ N А65-25668/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу N А65-25668/2010


Резолютивная часть постановления объявлена: 27 апреля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием: от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Прокуратуры г. Казани - Самарцева А.В., удостоверение ТО N 078959 от 25 декабря 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 января 2011 года по делу N А65-25668/2010 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Прокуратура г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления N 759/з от 21 октября 2010 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - ответчик) N 759/з от 21 октября 2010 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 января 2011 года в удовлетворения заявленных требований ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" отказано на том основании, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, административным органом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность наличия в его действиях вменяемого состава административного правонарушения, поскольку действиями общества не ущемлены права потребителей, а также на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу прокурор отклонил приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан отзыв на жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представило, в судебное заседание представитель не явился, позицию по апелляционной жалобе не сформулировал.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 30 марта 2011 года на 27 апреля 2011 года. О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства. Информация об отложении была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 27 апреля 2011 года, определением от 26 апреля 2011 года произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е. На данное обстоятельство указано в протоколе судебного заседания. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е. рассмотрение дела начато сначала.
В судебное заседание представители ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
08 июля 2010 года в Госсовет Республики Татарстан обратилась с жалобой ветеран Великой отечественной войны Любарская А.З.
В жалобе заявитель указал на незаконное начисление платежей за коммунальные услуги со стороны ООО "Управляющая компания ЖКХ "Дербышки".
07 сентября 2010 года и.о. прокурора г. Казани возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении ООО "Управляющая компания ЖКХ "Дербышки", которое направлено для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
В ходе проверки выявлено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений по ул. Липатова, д. 4 "а", кв. 48, г. Казани, выразившееся в непредставлении в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для проведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2008 - 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 сентября 2010 года (л.д. 15 - 17), Управлением Роспотребнадзора по РТ было вынесено постановление N 759/з по делу об административном правонарушении от 21 октября 2010 года (л.д. 4) о привлечении ООО "Управляющая компания ЖКХ "Дербышки" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным постановления N 759/з по делу об административном правонарушении от 21 октября 2010 года, правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно части 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Согласно подпункту "2" пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Формулы корректировки (подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам) предусматривают включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
В подпункте 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель в нарушение положений договора и Постановления Правительства N 307 от 23 мая 2006 года корректировку платы за отопление за 2008 год по фактическому объему потребленной энергии не производил, в то время как осуществление корректировки размера платы за отопление является не правом заявителя, а предусмотренной действующим законодательством обязанностью вне зависимости от того, ведет ли это к увеличению или уменьшению размера платы за отопление.
Документальные доказательства того, что заявителем производился перерасчет, исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства не представлены.
Исходя из вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку в данном случае имеет место длящееся правонарушение. Обязанность проведения перерасчета за 2008 год у заявителя возникла в 2009 году, конкретные сроки проведения перерасчета законодательством не установлены. Однако ни в течение 2009 года, ни 2010 года данная обязанность исполнена заявителем не была, что и было выявлено административным органом в ходе проверки, проведенной по жалобе жильцов в 2010 году.
Соответственно, с момента выявления данного правонарушения - 07 сентября 2010 года и до вынесения оспариваемого постановления - 21 октября 2010 года срок давности, предусмотренный ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушения процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности не допущены. Заявитель надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой нормы.
Заявителем не представлены доказательства принятия всех мер в порядке ст. 2.1 Кодекса по недопущению совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Однако общество при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и предпринять своевременные меры по их устранению.
Судебная коллегия апелляционного суда считает, что Арбитражным судом Самарской области полно, всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 января 2011 года по делу N А65-25668/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)