Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.08.2006 ПО ДЕЛУ N А72-14288/05-13/361

Разделы:
Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ЖСК; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ТСЖ; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 10 августа 2006 года Дело N А72-14288/05-13/361

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска
на решение от 13.02.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 13.04.2006 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-14288/05-13/361
по исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Левобережное", г. Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска, третье лицо - Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (мэрии) г. Ульяновска, о признании незаконным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Левобережное" обратилось с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г. Ульяновска о признании незаконным решения N 16-11.1-13/117ДСП от 07.09.2005.
Решением от 13.02.2006 суд заявленные требования удовлетворил.
Признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г. Ульяновска о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.09.2005 N 16-П.1-13/117ДСП.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2006 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.
Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации г. Ульяновска была произведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Левобережное" по вопросам соблюдения налогового законодательства по исчислению и перечислению земельного налога за период с 26.11.2002 по 31.12.2004.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом был составлен акт от 18.08.2005 N 133ДСП и вынесено решение от 07.09.2005 N 16-11.1-13/117ДСП, которым налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 27025 руб. 75 коп., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации - в виде штрафа в сумме 3956 руб. 67 коп., всего штрафных санкций в сумме 30982 руб. 42 коп. Кроме того, ТСЖ "Левобережное" был дополнительно начислен земельный налог в сумме 19783 руб. 34 коп., пени в сумме 1276 руб. 89 коп.
Основанием для принятия решения явилось то обстоятельство, что ТСЖ "Левобережное" не начисляло и не уплачивало налог на землю, не представляло декларации по налогу на землю, являясь фактическим землепользователем, не заключило с Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству г. Ульяновска договор аренды на земельные участки, на которых расположены жилые дома.
Заявитель не согласился с решением налогового органа и оспорил его в судебном порядке.
Судом установлено, что 26.11.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано Товарищество собственников жилья "Левобережное". В его состав вошли владельцы жилых помещений в домах по адресам: г. Ульяновск, проспект Авиастроителей, дом 10, бульвар Киевский, дома 15, 17 и 19.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Нормами ст. ст. 1, 6, 9, 11 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действовавшего в проверяемый период) товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Собственниками помещений в кондоминиуме (домовладельцами) могут быть любые физические или юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
Общее имущество в кондоминиуме, в том числе прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, находится в общей долевой собственности домовладельцев. Домовладельцы владеют, пользуются и в установленных указанным Федеральным законом пределах распоряжаются общим имуществом в кондоминиуме.
В существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
В соответствии со ст. 201 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По мнению суда, ТСЖ "Левобережное" как юридическое лицо не является собственником, владельцем либо пользователем как отдельных жилых помещений, так и общего имущества кондоминиума. Товарищество также не содержит дома на своем балансе, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют. Следовательно, Товарищество не может являться собственником, пользователем или владельцем земельного участка.
Судом принято во внимание, что Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (мэрии) г. Ульяновска было отказано Товариществу в предоставлении земельного участка на правах аренды.
Как установлено судом, помимо квартир, принадлежащих физическим лицам - членам Товарищества, в домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц. Так, 175 квартир принадлежат Управлению контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации, 14 квартир являются муниципальной собственностью г. Ульяновска.
Часть граждан-собственников жилых помещений имеет льготу по уплате земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения; таким образом, налог должен был быть начислен каждому из вышеперечисленных юридических и физических лиц в установленном законом порядке.
Не может быть признан обоснованным также и расчет земельного налога. Постановлениями Мэра г. Ульяновска от 02.04.2002 N 481, от 26.06.2003 N 1260 застройщику - "Заводу КПД-2" - предоставлены в аренду земельные участки на период строительства. По проспекту Авиастроителей, строительный квартал N 18, общая площадь участка составила 16937,2 кв. м, в том числе 13900 кв. м - под строительство дома, 3037,2 кв. м - для организации строительной площадки; по бульвару Киевскому в 15 квартале общая площадь участка составила 17270,4 кв. м, в том числе 12140 кв. м - под строительство дома, 5130,4 кв. м - для организации строительной площадки.
Налоговым органом учтена при исчислении налога общая площадь переданных под застройку участков.
На момент проведения выездной налоговой проверки строительство жилых домов было завершено, дома сданы в эксплуатацию, договоры аренды расторгнуты. Границы и размер земельных участков, предназначенных для эксплуатации жилых домов, на момент вынесения решения налогового органа не определены.
По мнению суда, налоговым органом неверно определена налоговая база для исчисления земельного налога, что также является основанием для признания решения Инспекции недействительным.
Исходя из вышеизложенного, Товарищество собственников жилья не может быть признано плательщиком земельного налога, следовательно, налог в сумме 19783 руб. 34 коп., соответствующие ему пени в сумме 1276 руб. 89 коп. и штраф по п. 2 ст. 119 и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 30982 руб. 42 коп. начислены налоговым органом неправомерно.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными. Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела.
Оснований для их отмены, установленных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.02.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 13.04.2006 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-14288/05-13/361 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)