Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2012 ПО ДЕЛУ N А23-4701/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2012 г. по делу N А23-4701/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1356/2012) общества с ограниченной ответственностью "Кировская Городская Управляющая Компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 08 февраля 2012 года по делу N А23-4701/2011 (судья Носова М.А.).
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кировская Городская Управляющая Компания" (ОГРН 1094023000114, ИНН 4023009423, 249442, Калужская область, г. Киров, ул. Строительная, д. 4) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности Кировского района УНД ГУ МЧС России по Калужской области (249400, Калужская область, г. Киров, ул. Гоголя, д. 2 А) от 17.10.2011 N 109 о привлечении к административной ответственности.
Решением арбитражного суда от 08.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Кировская Городская Управляющая Компания" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Кировской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Кировского района УНД ГУ МЧС России по Калужской области 08.09.2011 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ООО "Кировская Городская Управляющая Компания", в ходе которой установлены следующие нарушения:
- - в многоквартирном жилом доме N 9 по пер. Куракина проведен ремонт электропроводки в местах общего пользования. Однако отсутствует акт о проведении замера сопротивления изоляции. Дверь в чердачное помещение 2 подъезда открыта, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 31 по ул. Гагарина электропроводка в подъездах требует замены, заменены предохранители, во 2 подъезде открыта дверь на чердак, открыты дверцы электрощитов, не проведен замер сопротивления электрооборудования, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 35 по ул. Гагарина во втором подъезде частично заменена электропроводка, не проведен замер сопротивления электрооборудования, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 12 а по ул. Ленина не проведен замер сопротивления электрооборудования, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 4 а по ул. Ленина не проведен замер сопротивления электрооборудования, двери на чердак и в подвал во 2 подъезде открыты, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 10 по ул. Жмакина электропроводка в неудовлетворительном состоянии, не проведен замер сопротивления электрооборудования, открыт чердак в 1 подъезде, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 174 в по ул. Пролетарская произведена замена электропроводки, не произведен замер сопротивления электрооборудования, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 174 г. по ул. Пролетарская не проведена замена сопротивления электрооборудования, дверь на чердак в 1 подъезде открыта, на чердаке не проведена огнезащитная обработка;
- - в многоквартирном доме N 16 по ул. Карла Маркса проводка в неудовлетворительном состоянии, требует замены, не проведен замер сопротивления электрооборудования; дверь на чердак в 1 подъезде открыта, на чердаке не проведена огнезащитная обработка.
Усмотрев в действиях управляющей компании состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, заместителем межрайонного прокурора 10.10.2011 вынес постановление о возбуждении административного правонарушения N 120 (т. 1, л.д. 56 - 58).
Постановление вместе с материалами проверки было направлено в отдел надзорной деятельности Кировского района УНД ГУ МЧС России по Калужской области для рассмотрения и принятия решения о привлечении ООО "Кировская Городская Управляющая Компания" к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Главным государственным инспектором Кировского района по пожарному надзору выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), зарегистрированных в Министерстве Юстиции Российской Федерации 27.06.2003 регистрационный номер 4838, других нормативных документов в области пожарной безопасности (СНиП-21-01-97*), а именно:
- - не приняты меры для проведения обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений в жилых многоквартирных домах N 31, N 35 по ул. Гагарина, N 9 по пер. Куракина, N 12 А по ул. Ленина, N 10, N 7 по ул. Жмакина, N 16 по ул. Карла Маркса (пункт 36 ППБ-01-03);
- - не проведена проверка состояния электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и изучение сопротивления изоляции проводов кабелей и заземляющих устройств сети электрического освещения в многоквартирных жилых домах N 31, N 35 по ул. Гагарина, N 9 по пер. Куракина, N 12а по ул. Ленина, N 10, N 7 по ул. Жмакина, N 16 по ул. Карла Маркса (пункты 3, 57, 69 ППБ 01-03; пункт 2.12.17 правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6).
Постановлением главного государственного инспектора ООО "Кировская Городская Управляющая Компания" от 17.10.2011 N 109 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб. (т. 1, л.д. 54).
Отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности: руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 39 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу пункта 36 Приказа МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
Согласно пункту 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию технических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Пунктом 69 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок организаций и населенных пунктов не разрешается: допускать к работе лиц, не прошедших специального обучения и не получивших соответствующих квалификационных удостоверений; хранить жидкое топливо в помещениях котельных и теплогенераторных; применять в качестве топлива отходы нефтепродуктов и другие ЛВЖ и ГЖ, которые не предусмотрены техническими условиями на эксплуатацию оборудования; эксплуатировать теплопроизводящие установки при подтекании жидкого топлива (утечке газа) из систем топливоподачи; подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках; разжигать установки без предварительной их продувки; работать при неисправных или отключенных приборах контроля и регулирования, предусмотренных предприятием-изготовителем; сушить какие-либо горючие материалы на котлах и паропроводах.
В силу пункта 2.12.17 приказа Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство потребителя, но не реже одного раза в три года.
В соответствии с пунктом 1.1.2 Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан-владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее -потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
Правила определяют понятие электропроводки - это совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, установочными и защитными деталями, проложенных по поверхности или внутри конструктивных строительных элементов.
Судом установлены, материалами дела подтверждаются и обществом не оспариваются факты нарушения требований, установленных Правилами пожарной безопасности.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признаются виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является субъектом выявленного правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать способ управления многоквартирным домом в форме непосредственного управления.
В силу части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие и осуществляющие в том числе электроснабжение, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения требований пожарной безопасности, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частями 1, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил в состав общего имущества включаются
внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно представленным суду договорам обслуживания общего имущества многоквартирного дома управление многоквартирными жилыми домами по адресам: г. Тула, ул. Кирова, д. 16, ул. Гагарина, д. 31, ул. Пролетарская, д. 17 г., ул. Гагарина д. 35, собственниками помещений передано обществу "Кировская Городская Управляющая Компания" (т. 1, л.д. 27 - 31, 134 - 138, 139 - 143, 144 - 148).
С учетом изложенного Общество, осуществляя управление указанным многоквартирным домом на возмездной основе, отвечает за его безопасную эксплуатацию и обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме.
Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ООО "Кировская Городская Управляющая Компания" является лицом, ответственным за соблюдение требований Правил пожарной безопасности в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Уплаченная ООО "Кировская Городская Управляющая Компания" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку апелляционные жалобы по данной категории дел пошлиной не облагаются.
Руководствуясь п. 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 08.02.2012 по делу N А23-4701/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кировская Городская Управляющая Компания" (249440, Калужская область, г. Киров, ул. Строительная, д. 4) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, ошибочно уплаченную платежным поручением от 24.02.20112 N 81.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА

Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)