Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Шкорин М.И. доверенность от 30.12.2009 г. N 3849, Хачикьян А.С., доверенность N 1000 от 09.04.2010 г.
от ответчика: представитель Чернышева Н.А., доверенность N 6-Д от 13.04.2009 г., председатель Шилеев А.П., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Вертикаль-7"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.03.2010 г. по делу N А53-28314/2009
по иску открытого акционерного общества "Донэнерго" филиал "Тепловые сети "Аксайский район тепловых сетей"
к ответчику Товариществу собственников жилья "Вертикаль-7"
о взыскании задолженности
принятое судьей Казаченко Г.Б.,
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" филиал "Тепловые сети "Аксайский район тепловых сетей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Товариществу собственников жилья "Вертикаль-7"(далее - ТСЖ) о взыскании задолженности в сумме 92 834 рубля 94 копейки составляющих стоимость отпущенной тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Мира, 7.
Решением суда от 03.03.2010 г. исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что истцом представлены доказательства поставки теплоэнергии ответчику и неоплата последним принятой теплоэнергии в спорный период.
Товарищество собственников жилья "Вертикаль-7" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить в иске отказать. В обоснование жалобы заявитель указал, что суд не учел, что в спорный период у истца были отдельные договоры с жильцами спорного дома, у последних возникла обязанность по оплате ресурсов, вместе с тем, истец оплату услуг от граждан отказывался получать. У ТСЖ отсутствуют основания начислять стоимость теплоэнергии гражданам в спорный период. В соответствии с п. 6 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ не отвечает по обязательствам членов товарищества, теплоэнергия в спорный период потреблена жильцами. Последние только в 15.06.2009 г. приняли на общем собрании решение о заключении ТСЖ договоров с поставщиками ресурсов. Сам по себе факт выбора способа управления в виде ТСЖ не прекращает действие договоров между истцом и гражданами, а может быть прекращен по истечению срока действия. Также суд не учел, что оплата по нормативам может производиться только по тем квартирам. Которые не оборудованы индивидуальными приборами учета в соответствии с п. 16 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., недостоверны сведения о количестве проживающих граждан.
Ответчик в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы.
Истец в судебное заседание явился, представил отзыв, доводы жалобы не признал, указал, что позиция ответчика противоречит действующему законодательству с момента образования гражданами ТСЖ у последнего возникла обязанность по оплате энергоснабжающим организациям поставленных ресурсов, ответчик контррасчет не представил, расчет истца не опроверг.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество через присоединенную сеть обеспечивает отопление и горячее водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу г. Аксай, ул. Мира, 7, собственники которого избрали форму управления ТСЖ.
За период с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г. образовалась задолженность в размере 92 834 рубля 94 копейки за потребленную тепловую энергии. Объем и стоимость потребленной тепловой энергии определены истцом по нормам потребления. Истцом ответчику для оплаты выставлен счет-фактура 0001476-13/8 от 31.08.2009 г.
Договор N 167 от 04.08.2009 г. между ОАО "Донэнерго" филиал "Тепловые сети" -"Аксайский район тепловых сетей" и ТСЖ "Вертикаль-7" в спорный период не был заключен.
Считая, что у ответчика образовалась задолженность за тепловую энергию за август 2009 г. в сумме 92 834 рублей 94 копеек, в связи с фактическим принятием энергии, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Необоснованны доводы апелляционной жалобы ТСЖ, что он в спорный период не являлся абонентом истца по причине наличия у собственников прямых договоров с истцом
Данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству, согласно которому к числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.06 г. утверждены Правила предоставления услуг гражданам (Далее Правила N 307). В пункте 3 указанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах N 307 определений, истец относится к ресурсоснабжающей организации, а ответчик, будучи ТСЖ, является исполнителем коммунальных услуги и абонентом первой.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно пункту 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 названного Постановления Правительства, указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, следовательно, иметь отдельные договоры с гражданами.
Таким образом, при выборе в качестве способа управления жилым домом ТСЖ, у последнего возникла обязанность по оплате коммунальных ресурсов с энергоснабжающими организациями. В связи с указанным, доводы ТСЖ о наличии у истца отдельных договоров с гражданами подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами (Постановление Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., Постановление Правительства РФ N 167 от 12.02.1999).
Согласно пункта 15 Правил 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электороснабжение, снабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсосберегающих организаций в порядке, определенным законодательством РФ.
Согласно пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию установлены Региональной службой по тарифам Ростовской области, согласно Постановления N 14/11 от 26.12.08. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Ростовской области" тариф составляет 1211,39 руб. без НДС.
Расчет потребленной ответчиком энергии обоснованно произведен истцом на основании утвержденных нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются в порядке определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установки и определения нормативов потребления коммунальных услуг", при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: нормативно технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома (п. 25), коммунальные услуги предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).
Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района N 876 от 09.07.07. "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения для населения" Норматив потребления тепловой энергии на нужды населения для горячего водоснабжения составляет 0,196 Гкал/чел./в мес.
Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района N 1129 от 10.09.03. Норма потребления холодной воды на горячее водоснабжение на 1 человека в месяц - 2,95 рублей.
Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района N 360 от 31.03.09. тариф на питьевую воду составляет 23,70 рублей.
Суд первой инстанции установил, что количество жильцов в многоквартирном жилом доме по адресу г. Аксай ул. Мира N 7 составляет 256 человек, что подтверждается представленными истцом реестрами лицевых счетов по состоянию на 01.08.2009 года.
Истцом, исходя из норматива потребления тепловой энергии и количества проживающих граждан, рассчитаны расходы на подогрев воды, а также стоимость холодной воды. Расход на подогрев воды рассчитан по формуле: 256 x 0,196 Гкал = 50,17 Гкал x 1211,39 руб. + 18% и составляет 71715,02 рублей.; стоимость холодной воды рассчитывается по формуле: 256 x 2,95 руб. = 755,2 м3 x 23,70 руб. + 18% и составляет 21119,94 рублей. Итого: общая сумма задолженности составляет 92 834 рублей 96 копеек.
Судом первой инстанции расчет признан верным.
Ответчиком ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции не представлен контррасчет иска, не представлены иные сведения о количестве проживающих жильцов либо иные доказательства, которые могли бы опровергнуть расчет истца.
В суде апелляционной инстанции ответчик подтвердил, что за спорный период оплата теплоэнергии гражданами в самостоятельном порядке не производилась.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком оплаты за поставленную и принятую тепловую энергию, суд считает требование истца о взыскании с ответчика задолженности за период с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г. перед истцом обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.
Доводы ответчика о невозможности применения нормативов по квартирам, оборудованным приборами учета, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, необходимо учитывать, что в настоящем случае коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации товариществом как исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Исходя из положений ст. 15 ЖК РФ, приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил N 307, суд первой инстанции обоснованно признал расчет требований истца обоснованным, в котором количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета решен исходя из и установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний квартирных приборов не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через предприятие. Поэтому у суда отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии, поданной на обслуживаемые предприятием дома, по показаниям установленных у населения индивидуальных приборов учета.
Поскольку жилые дома находятся в управлении ТСЖ, отношения по снабжению тепловой энергией между жильцами, установившими приборы учета, и непосредственно энергоснабжающей организацией, не сложились. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальных услуг, каковым является предприятие, и в отношении которого с жильцами подлежит применению пункт 16 Правил N 307.
Доводы заявителя жалобы были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2010 г. по делу N А53-28314/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
С.В.ЕХЛАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2010 N 15АП-4150/2010 ПО ДЕЛУ N А53-28314/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2010 г. N 15АП-4150/2010
Дело N А53-28314/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Шкорин М.И. доверенность от 30.12.2009 г. N 3849, Хачикьян А.С., доверенность N 1000 от 09.04.2010 г.
от ответчика: представитель Чернышева Н.А., доверенность N 6-Д от 13.04.2009 г., председатель Шилеев А.П., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Вертикаль-7"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.03.2010 г. по делу N А53-28314/2009
по иску открытого акционерного общества "Донэнерго" филиал "Тепловые сети "Аксайский район тепловых сетей"
к ответчику Товариществу собственников жилья "Вертикаль-7"
о взыскании задолженности
принятое судьей Казаченко Г.Б.,
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" филиал "Тепловые сети "Аксайский район тепловых сетей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Товариществу собственников жилья "Вертикаль-7"(далее - ТСЖ) о взыскании задолженности в сумме 92 834 рубля 94 копейки составляющих стоимость отпущенной тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Мира, 7.
Решением суда от 03.03.2010 г. исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что истцом представлены доказательства поставки теплоэнергии ответчику и неоплата последним принятой теплоэнергии в спорный период.
Товарищество собственников жилья "Вертикаль-7" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить в иске отказать. В обоснование жалобы заявитель указал, что суд не учел, что в спорный период у истца были отдельные договоры с жильцами спорного дома, у последних возникла обязанность по оплате ресурсов, вместе с тем, истец оплату услуг от граждан отказывался получать. У ТСЖ отсутствуют основания начислять стоимость теплоэнергии гражданам в спорный период. В соответствии с п. 6 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ не отвечает по обязательствам членов товарищества, теплоэнергия в спорный период потреблена жильцами. Последние только в 15.06.2009 г. приняли на общем собрании решение о заключении ТСЖ договоров с поставщиками ресурсов. Сам по себе факт выбора способа управления в виде ТСЖ не прекращает действие договоров между истцом и гражданами, а может быть прекращен по истечению срока действия. Также суд не учел, что оплата по нормативам может производиться только по тем квартирам. Которые не оборудованы индивидуальными приборами учета в соответствии с п. 16 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., недостоверны сведения о количестве проживающих граждан.
Ответчик в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы.
Истец в судебное заседание явился, представил отзыв, доводы жалобы не признал, указал, что позиция ответчика противоречит действующему законодательству с момента образования гражданами ТСЖ у последнего возникла обязанность по оплате энергоснабжающим организациям поставленных ресурсов, ответчик контррасчет не представил, расчет истца не опроверг.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество через присоединенную сеть обеспечивает отопление и горячее водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу г. Аксай, ул. Мира, 7, собственники которого избрали форму управления ТСЖ.
За период с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г. образовалась задолженность в размере 92 834 рубля 94 копейки за потребленную тепловую энергии. Объем и стоимость потребленной тепловой энергии определены истцом по нормам потребления. Истцом ответчику для оплаты выставлен счет-фактура 0001476-13/8 от 31.08.2009 г.
Договор N 167 от 04.08.2009 г. между ОАО "Донэнерго" филиал "Тепловые сети" -"Аксайский район тепловых сетей" и ТСЖ "Вертикаль-7" в спорный период не был заключен.
Считая, что у ответчика образовалась задолженность за тепловую энергию за август 2009 г. в сумме 92 834 рублей 94 копеек, в связи с фактическим принятием энергии, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Необоснованны доводы апелляционной жалобы ТСЖ, что он в спорный период не являлся абонентом истца по причине наличия у собственников прямых договоров с истцом
Данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству, согласно которому к числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.06 г. утверждены Правила предоставления услуг гражданам (Далее Правила N 307). В пункте 3 указанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах N 307 определений, истец относится к ресурсоснабжающей организации, а ответчик, будучи ТСЖ, является исполнителем коммунальных услуги и абонентом первой.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно пункту 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 названного Постановления Правительства, указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, следовательно, иметь отдельные договоры с гражданами.
Таким образом, при выборе в качестве способа управления жилым домом ТСЖ, у последнего возникла обязанность по оплате коммунальных ресурсов с энергоснабжающими организациями. В связи с указанным, доводы ТСЖ о наличии у истца отдельных договоров с гражданами подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами (Постановление Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., Постановление Правительства РФ N 167 от 12.02.1999).
Согласно пункта 15 Правил 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электороснабжение, снабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсосберегающих организаций в порядке, определенным законодательством РФ.
Согласно пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию установлены Региональной службой по тарифам Ростовской области, согласно Постановления N 14/11 от 26.12.08. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Ростовской области" тариф составляет 1211,39 руб. без НДС.
Расчет потребленной ответчиком энергии обоснованно произведен истцом на основании утвержденных нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются в порядке определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установки и определения нормативов потребления коммунальных услуг", при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: нормативно технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома (п. 25), коммунальные услуги предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).
Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района N 876 от 09.07.07. "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения для населения" Норматив потребления тепловой энергии на нужды населения для горячего водоснабжения составляет 0,196 Гкал/чел./в мес.
Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района N 1129 от 10.09.03. Норма потребления холодной воды на горячее водоснабжение на 1 человека в месяц - 2,95 рублей.
Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района N 360 от 31.03.09. тариф на питьевую воду составляет 23,70 рублей.
Суд первой инстанции установил, что количество жильцов в многоквартирном жилом доме по адресу г. Аксай ул. Мира N 7 составляет 256 человек, что подтверждается представленными истцом реестрами лицевых счетов по состоянию на 01.08.2009 года.
Истцом, исходя из норматива потребления тепловой энергии и количества проживающих граждан, рассчитаны расходы на подогрев воды, а также стоимость холодной воды. Расход на подогрев воды рассчитан по формуле: 256 x 0,196 Гкал = 50,17 Гкал x 1211,39 руб. + 18% и составляет 71715,02 рублей.; стоимость холодной воды рассчитывается по формуле: 256 x 2,95 руб. = 755,2 м3 x 23,70 руб. + 18% и составляет 21119,94 рублей. Итого: общая сумма задолженности составляет 92 834 рублей 96 копеек.
Судом первой инстанции расчет признан верным.
Ответчиком ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции не представлен контррасчет иска, не представлены иные сведения о количестве проживающих жильцов либо иные доказательства, которые могли бы опровергнуть расчет истца.
В суде апелляционной инстанции ответчик подтвердил, что за спорный период оплата теплоэнергии гражданами в самостоятельном порядке не производилась.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком оплаты за поставленную и принятую тепловую энергию, суд считает требование истца о взыскании с ответчика задолженности за период с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г. перед истцом обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.
Доводы ответчика о невозможности применения нормативов по квартирам, оборудованным приборами учета, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, необходимо учитывать, что в настоящем случае коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации товариществом как исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Исходя из положений ст. 15 ЖК РФ, приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил N 307, суд первой инстанции обоснованно признал расчет требований истца обоснованным, в котором количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета решен исходя из и установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний квартирных приборов не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через предприятие. Поэтому у суда отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии, поданной на обслуживаемые предприятием дома, по показаниям установленных у населения индивидуальных приборов учета.
Поскольку жилые дома находятся в управлении ТСЖ, отношения по снабжению тепловой энергией между жильцами, установившими приборы учета, и непосредственно энергоснабжающей организацией, не сложились. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальных услуг, каковым является предприятие, и в отношении которого с жильцами подлежит применению пункт 16 Правил N 307.
Доводы заявителя жалобы были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2010 г. по делу N А53-28314/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
С.В.ЕХЛАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)