Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей В.А.Семиглазова, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11209/2008) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008 г. по делу N А26-4361/2007 (судья Н.А.Кришталь)
по заявлению ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Мудель Д.В. - доверенность от 31.10.2007 г. N 8
от ответчика: не явились - извещены (уведомление N 61197)
ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (административный орган) N 103 от 28.08.2008 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности незаконно и необоснованно, поскольку не является субъектом вменяемого ему правонарушения. Кроме того, в апелляционной жалобе указано наличие процессуальных правонарушений, допущенных жилищной инспекцией при привлечении общества к административной ответственности.
Представители ГЖИ Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по заявлению ТСЖ "Перомайский-52" Госжилинспекцией Республики Карелия проведена проверка соблюдения ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" надлежащего обеспечения коммунальными услугами (горячей водой) жильцов дома N 52 по адресу: проспект Первомайский, город Петрозаводск.
По факту отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 52 по Первомайскому проспекту города Петрозаводска в период с 03.06.2008 г. по 01.07.2008 г. (при плановом отключении для проведения испытаний тепловых сетей с 03.06.2008 г. по 23.06.2008 г.) 21.08.2008 г. должностным лицом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в отношении ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" составлен протокол об административном правонарушении N 000135. Данным протоколом ОАО "ПКС" вменено нарушение требований "Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациями-потребителями при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, и пункта 9 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за нарушение порядка прекращения и ограничения подачи горячего водоснабжения.
Административным органом 05.07.2008 г. вынесено постановление N 87 о привлечении ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" за нарушение порядка прекращения и ограничения подачи горячего водоснабжения к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 000 рублей.
ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности незаконно и необоснованно, поскольку не является субъектом вменяемого ему правонарушения; при привлечении общества к административной ответственности жилищной инспекцией допущены процессуальные правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела и признал доказанным вменяемое обществу правонарушение.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.
Из пункта 3 Правил следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками помещений в доме N 52 по проспекту Первомайский создано Товарищество собственников жилья "Первомайский-52", устав товарищества зарегистрирован Комитетом по экономике Администрации г. Петрозаводска 30.01.1997. Между ТСЖ "Первомайский-52" (абонент) и ОАО "ПКС" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 100-2-31-31310-01-01 от 25.10.2005, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию. Указанный договор является действующим.
В соответствии с пунктом 2.1.5 договора энергоснабжающая организация обязалась согласовывать сроки и продолжительность отключений, ограничений абонента для проведения плановых работ по ремонту тепловых энергоустановок.
В пункте 2.2.2 договора, в редакции Протокола урегулирования разногласий по договору энергоснабжения тепловой энергией, стороны предусмотрели, что за ненадлежащее исполнение денежных обязательств в установленные договором сроки энергоснабжающая организация имеет право в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 789 от 17.07.1998 ограничить или полностью прекратить подачу тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил).
Материалами дела (заявкой на неподключение к ГВС потребителей-задолжников после запуска ТЭЦ, заявлением ТСЖ "Первомайский-52", уведомлением от 05.06.2008 г., актом от 01.07.2008 г., письмом ОАО "ПКС" от 12.08.2008 г., протоколом об административном правонарушении N 000135), подтверждается факт отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 52 по пр. Первомайский г. Петрозаводска в период с 03.06.2008 по 01.07.2008, в то время как нормативный срок проведения испытаний тепловых сетей согласно графику проведения испытаний тепловых сетей и останова источников тепловой энергии в 2008 году, утвержденному руководителем Петрозаводского городского штаба по подготовке к зиме, установлен с 03.06.2008 по 23.06.2008 г. Данный факт ОАО "ПКС" не отрицается.
Между тем, ТСЖ "Первомайский-52" 17.06.2008 представило в энергоснабжающую организацию гарантийное письмо о погашении задолженности и график погашения задолженности (л.д. 36), а также платежными поручениями N 406, N 407 от 25.06.2008 произвело частичную оплату задолженности согласно предложенному им графику (л.д. 40, 41).
Однако 16.06.2008 г. ТСЖ "Первомайский" получило уведомление о прекращении подачи горячего водоснабжения.
Несмотря на предпринятые ТСЖ меры по погашению задолженности, ОАО "ПКС" в нарушение требований Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам прекратило подачу тепловой энергии в горячей воде в жилой дом N 52 по пр. Первомайский.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отсутствии горячего водоснабжения в названном жилом доме по истечении установленного срока отсутствия горячего водоснабжения, было вызвано противоправными виновными действиями общества.
При таких обстоятельствах, имеющимися в деле материалами подтверждается вывод жилищной инспекции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы общества о том, что оно не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку не оказывает коммунальные услуги и не является исполнителем, судом первой инстанции правомерно отклонены.
Пунктом 1 статьи 546 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 указанного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо.
Из пункта 1 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по горячему водоснабжению (подаче тепловой энергии в горячей воде), регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Потребителем в соответствии с данными Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов.
- Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил).
Исходя из системного анализа положений 135, 137 Жилищного кодекса РФ, следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. В рассматриваемом случае в обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, в связи с чем ТСЖ будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. Указанная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, на который ссылается заявитель, не содержит положений об освобождении ресурсоснабжающей организации от ответственности за режим и качество подачи горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", на которое также ссылается заявитель, в указанном случае, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Материалами дела подтверждается и не отрицается обществом, что отключение горячего водоснабжения в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ОАО "ПКС".
Таким образом, апелляционный суд считает, что ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, общество обоснованно и правомерно привлечено к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2008 г. по делу N А26-5020/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
БОРИСОВА Г.В.
Судьи
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
ФОКИНА Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2008 ПО ДЕЛУ N А26-5020/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2008 г. по делу N А26-5020/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей В.А.Семиглазова, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11209/2008) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008 г. по делу N А26-4361/2007 (судья Н.А.Кришталь)
по заявлению ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Мудель Д.В. - доверенность от 31.10.2007 г. N 8
от ответчика: не явились - извещены (уведомление N 61197)
установил:
ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (административный орган) N 103 от 28.08.2008 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности незаконно и необоснованно, поскольку не является субъектом вменяемого ему правонарушения. Кроме того, в апелляционной жалобе указано наличие процессуальных правонарушений, допущенных жилищной инспекцией при привлечении общества к административной ответственности.
Представители ГЖИ Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по заявлению ТСЖ "Перомайский-52" Госжилинспекцией Республики Карелия проведена проверка соблюдения ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" надлежащего обеспечения коммунальными услугами (горячей водой) жильцов дома N 52 по адресу: проспект Первомайский, город Петрозаводск.
По факту отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 52 по Первомайскому проспекту города Петрозаводска в период с 03.06.2008 г. по 01.07.2008 г. (при плановом отключении для проведения испытаний тепловых сетей с 03.06.2008 г. по 23.06.2008 г.) 21.08.2008 г. должностным лицом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в отношении ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" составлен протокол об административном правонарушении N 000135. Данным протоколом ОАО "ПКС" вменено нарушение требований "Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациями-потребителями при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, и пункта 9 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за нарушение порядка прекращения и ограничения подачи горячего водоснабжения.
Административным органом 05.07.2008 г. вынесено постановление N 87 о привлечении ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" за нарушение порядка прекращения и ограничения подачи горячего водоснабжения к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 000 рублей.
ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности незаконно и необоснованно, поскольку не является субъектом вменяемого ему правонарушения; при привлечении общества к административной ответственности жилищной инспекцией допущены процессуальные правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела и признал доказанным вменяемое обществу правонарушение.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.
Из пункта 3 Правил следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками помещений в доме N 52 по проспекту Первомайский создано Товарищество собственников жилья "Первомайский-52", устав товарищества зарегистрирован Комитетом по экономике Администрации г. Петрозаводска 30.01.1997. Между ТСЖ "Первомайский-52" (абонент) и ОАО "ПКС" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 100-2-31-31310-01-01 от 25.10.2005, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию. Указанный договор является действующим.
В соответствии с пунктом 2.1.5 договора энергоснабжающая организация обязалась согласовывать сроки и продолжительность отключений, ограничений абонента для проведения плановых работ по ремонту тепловых энергоустановок.
В пункте 2.2.2 договора, в редакции Протокола урегулирования разногласий по договору энергоснабжения тепловой энергией, стороны предусмотрели, что за ненадлежащее исполнение денежных обязательств в установленные договором сроки энергоснабжающая организация имеет право в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 789 от 17.07.1998 ограничить или полностью прекратить подачу тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил).
Материалами дела (заявкой на неподключение к ГВС потребителей-задолжников после запуска ТЭЦ, заявлением ТСЖ "Первомайский-52", уведомлением от 05.06.2008 г., актом от 01.07.2008 г., письмом ОАО "ПКС" от 12.08.2008 г., протоколом об административном правонарушении N 000135), подтверждается факт отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 52 по пр. Первомайский г. Петрозаводска в период с 03.06.2008 по 01.07.2008, в то время как нормативный срок проведения испытаний тепловых сетей согласно графику проведения испытаний тепловых сетей и останова источников тепловой энергии в 2008 году, утвержденному руководителем Петрозаводского городского штаба по подготовке к зиме, установлен с 03.06.2008 по 23.06.2008 г. Данный факт ОАО "ПКС" не отрицается.
Между тем, ТСЖ "Первомайский-52" 17.06.2008 представило в энергоснабжающую организацию гарантийное письмо о погашении задолженности и график погашения задолженности (л.д. 36), а также платежными поручениями N 406, N 407 от 25.06.2008 произвело частичную оплату задолженности согласно предложенному им графику (л.д. 40, 41).
Однако 16.06.2008 г. ТСЖ "Первомайский" получило уведомление о прекращении подачи горячего водоснабжения.
Несмотря на предпринятые ТСЖ меры по погашению задолженности, ОАО "ПКС" в нарушение требований Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам прекратило подачу тепловой энергии в горячей воде в жилой дом N 52 по пр. Первомайский.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отсутствии горячего водоснабжения в названном жилом доме по истечении установленного срока отсутствия горячего водоснабжения, было вызвано противоправными виновными действиями общества.
При таких обстоятельствах, имеющимися в деле материалами подтверждается вывод жилищной инспекции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы общества о том, что оно не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку не оказывает коммунальные услуги и не является исполнителем, судом первой инстанции правомерно отклонены.
Пунктом 1 статьи 546 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 указанного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо.
Из пункта 1 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по горячему водоснабжению (подаче тепловой энергии в горячей воде), регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Потребителем в соответствии с данными Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов.
- Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил).
Исходя из системного анализа положений 135, 137 Жилищного кодекса РФ, следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. В рассматриваемом случае в обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, в связи с чем ТСЖ будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. Указанная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, на который ссылается заявитель, не содержит положений об освобождении ресурсоснабжающей организации от ответственности за режим и качество подачи горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", на которое также ссылается заявитель, в указанном случае, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Материалами дела подтверждается и не отрицается обществом, что отключение горячего водоснабжения в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ОАО "ПКС".
Таким образом, апелляционный суд считает, что ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, общество обоснованно и правомерно привлечено к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2008 г. по делу N А26-5020/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
БОРИСОВА Г.В.
Судьи
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
ФОКИНА Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)