Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Поддубного", город Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 года по делу N А12-15605/07,
по иску закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", город Волгоград, к товариществу собственников жилья "На Поддубного",
о взыскании 74 018 руб. 53 коп.,
установил:
ЗАО "Региональная энергетическая служба" (далее ЗАО "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к товариществу собственников жилья "На Поддубного" о взыскании 74 018 руб. 53 коп., из которых 70 145 руб. 51 коп. - основная задолженность и 3 873 руб. 02 коп. - пени.
С учетом увеличения исковых требований, принятых судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ответчика 76 759 руб. 74 коп., из которых 72 886 руб. 72 коп. - основная задолженность (60 524,50 рублей стоимость потерь тепловой энергии, 12 362,22 рублей стоимость надбавок к тарифу на тепловую энергию).
Решением от 05.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области в иске истцу отказано.
Постановлением от 14.04.2008 г. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд решение от 05.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области отменил, иск удовлетворил.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, товарищество собственников жилья "На Поддубного" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение от 05.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области оставить в силе.
В кассационной жалобе заявитель указал на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, обстоятельствам дела.
Проверив законность постановления от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает его законным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29 июня 2006 г. между ЗАО "РЭС" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ "На Поддубного" (Абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 00605 (для ТСЖ). Договор был подписан со стороны абонента с протоколом разногласий.
Согласно дополнительного соглашения от 18.12.2006 г. срок действия договора продлен до 31.12.2007 г.
Заявленная к взысканию сумма в размере 72 886 руб. 72 коп. представляет собой стоимость потерь тепловой энергии в сетях и стоимость надбавок к тарифу в размере 9621,01 рублей.
На основании подробного анализа, имеющихся в деле доказательств, судом установлено следующее.
Поставка теплоэнергии за период с сентября 2006 по апрель 2007 года подтверждается отчетами о расходовании тепловой энергии.
Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.95 г. N ВК-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 25.09.1995 г. N 954). До начала монтажа проект узла учета должен быть согласован с Энергоснабжающей организацией.
Согласно протоколу согласования разногласий от 28.07.2006 г. к договору N 00605 от 29.06.2006 г. стороны пришли к соглашению об исключении абзаца 3 пункта 4.1. договора, а именно: в объем реализации тепловой энергии абоненту включаются тепловые потери в трубопроводах, находящихся в эксплуатационной ответственности абонента в соответствии с Приложением N 5 настоящего договора.
С учетом исключения сторонами абзаца 3 пункта 4.1. договора суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у истца права требовать взыскания тепловых потерь.
Суд апелляционной инстанции данный вывод суда первой инстанции признал неверным, указав, что окончательная редакция п. 4.4 договора следующего содержания: "Потери тепловой энергии в сетях абонента определяются согласно Методическим указаниям по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях" или "Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" далее по тексту и оплачиваются абонентом в сроки, определенные для оплаты тепловой энергии (раздел 6 настоящего договора)".
Также из материалов дела следует, что стороны не исключили из условий договора пункт 8.5. и раздел 10, в соответствии с которыми все приложения, протоколы разногласий, изменения и дополнения к договору являются его неотъемлемой частью.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что исключение п. 4.1 договора при наличии согласованного сторонами п. 4.4 договора не освободило ответчика от обязанности оплачивать тепловые потери на своих сетях.
В соответствии с п. 89 Постановления Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. В жилищном секторе под потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в многоквартирных домах понимаются, в том числе, товарищества собственников жилья.
В силу статьи 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а органами местного самоуправления могут устанавливаться предусмотренные законом надбавки в дополнение к ценам (тарифам) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, устанавливаемым органами государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 27.01.2006 г. N 27/560 с 01.03.2006 г. установлена надбавка к тарифу на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения для категории "население" в Волгограде в размере 0,17 рубля (с НДС) на 1 кв. м. общей площади изолированных квартир.
Вышеуказанные нормативные акты свидетельствуют о правомерности исковых требований о взыскании стоимости потерь тепловой энергии и надбавки к тарифу.
Требование о взыскании суммы пени в размере учетной ставки банковского процента от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки, взыскание которой предусмотрено согласованным условием п. 7.8 договора в редакции протокола согласования разногласий от 28.07.2006 г., также правомерно удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает постановление от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда законным и не подлежащим отмене.
В связи с тем, что ответчик платежным поручением от 21.05.2008 N 94 оплатил государственную пошлину в сумме 1 401 руб. 40 коп. по кассационной жалобе, излишне уплаченная сумма в размере 401 руб. 40 коп. подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-15605/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, принятое определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2008 г., отменить.
Возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 401 руб. 40 коп., перечисленную по платежному поручению от 21.05.2008 г. N 94.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2008 ПО ДЕЛУ N А12-15605/07
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. по делу N А12-15605/07
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Поддубного", город Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 года по делу N А12-15605/07,
по иску закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", город Волгоград, к товариществу собственников жилья "На Поддубного",
о взыскании 74 018 руб. 53 коп.,
установил:
ЗАО "Региональная энергетическая служба" (далее ЗАО "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к товариществу собственников жилья "На Поддубного" о взыскании 74 018 руб. 53 коп., из которых 70 145 руб. 51 коп. - основная задолженность и 3 873 руб. 02 коп. - пени.
С учетом увеличения исковых требований, принятых судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ответчика 76 759 руб. 74 коп., из которых 72 886 руб. 72 коп. - основная задолженность (60 524,50 рублей стоимость потерь тепловой энергии, 12 362,22 рублей стоимость надбавок к тарифу на тепловую энергию).
Решением от 05.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области в иске истцу отказано.
Постановлением от 14.04.2008 г. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд решение от 05.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области отменил, иск удовлетворил.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, товарищество собственников жилья "На Поддубного" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение от 05.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области оставить в силе.
В кассационной жалобе заявитель указал на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, обстоятельствам дела.
Проверив законность постановления от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает его законным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29 июня 2006 г. между ЗАО "РЭС" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ "На Поддубного" (Абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 00605 (для ТСЖ). Договор был подписан со стороны абонента с протоколом разногласий.
Согласно дополнительного соглашения от 18.12.2006 г. срок действия договора продлен до 31.12.2007 г.
Заявленная к взысканию сумма в размере 72 886 руб. 72 коп. представляет собой стоимость потерь тепловой энергии в сетях и стоимость надбавок к тарифу в размере 9621,01 рублей.
На основании подробного анализа, имеющихся в деле доказательств, судом установлено следующее.
Поставка теплоэнергии за период с сентября 2006 по апрель 2007 года подтверждается отчетами о расходовании тепловой энергии.
Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.95 г. N ВК-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 25.09.1995 г. N 954). До начала монтажа проект узла учета должен быть согласован с Энергоснабжающей организацией.
Согласно протоколу согласования разногласий от 28.07.2006 г. к договору N 00605 от 29.06.2006 г. стороны пришли к соглашению об исключении абзаца 3 пункта 4.1. договора, а именно: в объем реализации тепловой энергии абоненту включаются тепловые потери в трубопроводах, находящихся в эксплуатационной ответственности абонента в соответствии с Приложением N 5 настоящего договора.
С учетом исключения сторонами абзаца 3 пункта 4.1. договора суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у истца права требовать взыскания тепловых потерь.
Суд апелляционной инстанции данный вывод суда первой инстанции признал неверным, указав, что окончательная редакция п. 4.4 договора следующего содержания: "Потери тепловой энергии в сетях абонента определяются согласно Методическим указаниям по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях" или "Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" далее по тексту и оплачиваются абонентом в сроки, определенные для оплаты тепловой энергии (раздел 6 настоящего договора)".
Также из материалов дела следует, что стороны не исключили из условий договора пункт 8.5. и раздел 10, в соответствии с которыми все приложения, протоколы разногласий, изменения и дополнения к договору являются его неотъемлемой частью.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что исключение п. 4.1 договора при наличии согласованного сторонами п. 4.4 договора не освободило ответчика от обязанности оплачивать тепловые потери на своих сетях.
В соответствии с п. 89 Постановления Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. В жилищном секторе под потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в многоквартирных домах понимаются, в том числе, товарищества собственников жилья.
В силу статьи 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а органами местного самоуправления могут устанавливаться предусмотренные законом надбавки в дополнение к ценам (тарифам) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, устанавливаемым органами государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 27.01.2006 г. N 27/560 с 01.03.2006 г. установлена надбавка к тарифу на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения для категории "население" в Волгограде в размере 0,17 рубля (с НДС) на 1 кв. м. общей площади изолированных квартир.
Вышеуказанные нормативные акты свидетельствуют о правомерности исковых требований о взыскании стоимости потерь тепловой энергии и надбавки к тарифу.
Требование о взыскании суммы пени в размере учетной ставки банковского процента от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки, взыскание которой предусмотрено согласованным условием п. 7.8 договора в редакции протокола согласования разногласий от 28.07.2006 г., также правомерно удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает постановление от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда законным и не подлежащим отмене.
В связи с тем, что ответчик платежным поручением от 21.05.2008 N 94 оплатил государственную пошлину в сумме 1 401 руб. 40 коп. по кассационной жалобе, излишне уплаченная сумма в размере 401 руб. 40 коп. подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-15605/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления от 14.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, принятое определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2008 г., отменить.
Возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 401 руб. 40 коп., перечисленную по платежному поручению от 21.05.2008 г. N 94.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)