Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2011 ПО ДЕЛУ N А56-67638/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2011 г. по делу N А56-67638/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Кашиной Т.А., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петровой Н.А.
при участии:
от истца: Нестеров М.В. по дов. от 22.01.10 г., Чивадзе Г.В. по дов. от 07.02.11 г.,
от ответчика: Минин С.П. по дов. от 01.01.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13153/2011) ТСЖ "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2011 г. по делу N А56-67638/2010 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "Новатор"
к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1",
о взыскании денежных средств - стоимости некачественно оказанных коммунальных услуг

установил:

В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось ТСЖ "Новатор" с иском к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" стоимости оплаченных услуг горячего водоснабжения и канализации за период с апреля 2009 года по март 2010 года в размере 182 640 рублей 59 копеек.
В обоснование исковых требований было указано, что услуги были оказаны некачественно, о чем представлены подтверждающие документы - акты входного контроля горячей воды, составленные с привлечением аккредитованного испытательного центра.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2011 г. в удовлетворении иска было отказано.
При исследовании материалов дела, доводов участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о том, что Гражданским кодексом Российской Федерации и иным специальным законодательством установлены иные, специальные способы защиты прав абонента энергоснабжающей организации в случае поставки энергоресурсов ненадлежащего качества, что соответствует положениям статьи 12 ГК РФ о способах защиты гражданских прав.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, указав в ней следующее.
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.06 г. N 307 допускается изменение размера платы за предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества. ТСЖ неоднократно обращалось к ответчику с претензиями по качеству горячей воды, о чем были представлены соответствующие доказательства.
Таким образом, истец имеет право на возврат денежных средств, полученных за некачественную услугу.
Выслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции, на основании следующего.
Как видно из представленных материалов, установлено судом первой инстанции, на основании договора теплоснабжения (в горячей воде) от 01.01.2002 г. N 20621) АО "Ленэнерго" - энергоснабжающая организация, обязалась обеспечить подачу истцу (абоненту) тепловую энергию от своей сети на ее границе через присоединенную сеть для теплоснабжения жилых домов, расположенных по адресам: бульвар Новаторов, д. 80, корп. 2 и корп. 3, а истец обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, соблюдать предусмотренный режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По соглашению от 30.09.2005 о перемене лица в обязательстве по договору осуществлена замена энергоснабжающей организации ответчиком, права и обязанности по договору перешли к ответчику на тех же условиях, которые существовали на момент подписания соглашения, за исключением права требования платежей за тепловую энергию, поставленную до 01.10.2005 г. и начисленных на них штрафных санкций.
Из пункта 2.1 договора следует, что передаваемая энергия используется на отопление, горячее водоснабжение и технологию в подпиточной воде.
Истец указал на несоответствие качества подаваемой энергии для целей горячего водоснабжения в период с апреля 2009 года по март 2010 года, в связи с чем, им заявлено требование о возврате стоимости услуг горячего водоснабжения за указанный период в размере 182640 рублей 59 копеек. Расчет осуществлен истцом исходя сведений о количестве теплоносителя, его стоимости, определенной исходя из установленного тарифа за горячую воду за вычетом тарифа на канализацию, и стоимости канализации.
В подтверждение довода о несоответствии качества горячей воды требованиям, установленным нормативными актами, истцом представлены протоколы лабораторных исследований, проводившихся в период с 03.07.2009 по 17.12.2009 филиалом Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и г. Ломоносове, а также экспертные заключения названной организации от 09.04.2009 N 06ф-06-289 и от 05.04.2010 N 78.01.06ф-06-289 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Экспертным заключением от 09.04.2009 установлено, что качество горячей воды в элеваторном узле жилого дома до первой задвижки по адресу: Санкт-Петербург, б. Новаторов, д. 80, корп. 2, не соответствует санитарным нормам и правилам, а экспертным заключением от 05.04.2010 установлено, что горячая вода в квартире 41 дома 80 корпус 3 по бульвару Новаторов не соответствует санитарным нормам и правилам.
Апелляционный суд полагает, что требования иска не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец является управляющей организацией и предоставляет коммунальные услуги жителям многоквартирного жилого дома. Для предоставления этих услуг он приобретал у ответчика коммунальный ресурс. Исходя из того, что отношения сторон сложились по поводу теплоснабжения жилого дома, к отношениям сторон применимы нормы главы 30 ГК РФ, а также положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (Правила N 307).
В соответствии с п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который, в свою очередь, обязан вести их учет (подпункт "з" пункта 49 Правил N 307).
В силу подпункта "н" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги надлежащего качества (пункт 62 Правил N 307).
Пунктом 6 Правил 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.06.2007 г. N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" разъяснено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 49 Правил N 307 исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
Разделом VIII Правил N 307 определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в соответствии с которым ТСЖ обязан сначала зафиксировать несоответствие поставки горячей воды бесперебойному круглосуточному горячему водоснабжению, затем снизить размер платы за горячее водоснабжение гражданам, на основании чего предъявлять требования к поставщику.
Исходя из системного толкования пунктов 67, 69 и 74 Правил N 307 по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем.
В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 71 Правил N 307 основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Довод заявителя жалобы о предоставлении услуги ненадлежащего качества со ссылкой на представленные протоколы лабораторных испытаний СЭС и экспертные заключения названной организации от 09.04.2009 N 06ф-06-289 и от 05.04.2010 N 78.01.06ф-06-289 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы подлежат отклонению, т.к. названные документы не могут служить основанием для подтверждения обстоятельств непредоставления услуги и обоснованности снижения размера оплаты коммунальной услуги, поскольку не соответствуют требованиям, предъявляемым Правилами N 307.
Иные доказательства, подтверждающие некачественную поставку энергоснабжающей организацией абоненту горячей воды, из материалов дела также не усматриваются и заявителем жалобы не представлены.
Кроме того, исходя из положений Правил N 307 обязательство ТСЖ по оплате коммунальных услуг как управляющей организации определяется размером платы за услуги, установленной для граждан.
Однако, в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что им было произведено снижение размера платы потребителям за горячую воду ввиду предоставления энергоснабжающей организацией данной коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Истец принял поставленную ответчиком тепловую энергию и оплатил ее, не предъявив ответчику претензий, связанных с ее ненадлежащим качеством.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно отклонил требования иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июня 2011 года по делу N А56-67638/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА

Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.М.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)