Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2012 ПО ДЕЛУ N А46-11811/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. по делу N А46-11811/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1150/2012) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011 по делу N А46-11811/2011 (судья Третинник М.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202)
к Региональной энергетической комиссии Омской области
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 23.09.2011 N ИСХ-11/РЭК-3365
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Семеновой А.Л. по доверенности N 03-03/533оф от 19.09.2011;
- от заинтересованного лица: Ванюкова Ю.А. по доверенности N ИСХ-12/РЭК-01-06/4;

- установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту ОАО "ТГК N 11", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, заинтересованное лицо), выразившегося в не приведении норматива потребления населением горячей воды в соответствие с требованиями, предъявляемыми к качеству коммунальной услуги.
Заявлением от 01.11.2011 (л.д. 40 - 41) заявитель изменил предмет требования и просил признать незаконным отказ заинтересованного лица привести норматив потребления населением горячей воды в соответствие требованиям, предъявляемым к качеству коммунальной услуги. В качестве способа восстановления права просило обязать РЭК Омской области принять решение об изменении норматива потребления горячей воды населением, исходя из температуры горячей воды в местах водоразбора в размере 600 С.
В качестве оснований заявленного требования ОАО "ТГК N 11" указало на то, что в письме от 23.09.2011 N ИСХ-11/РЭК0-3365 заявителю было сообщено о невозможности приведения норматива потребления горячей воды в соответствие с изменившимся требованием к качеству, что расценивается заявителем как отказ в изменении норматива. Однако, действующие в настоящее время нормативы потребления горячей воды рассчитаны исходя из необходимого расхода теплоэнергии на подогрев воды в Гкал/чел до температуры 550 С, что противоречит действующим требованиям к качеству горячей воды (не менее 600 С); согласно действующего законодательства норматив потребления коммунальной услуги должен соответствовать требованиям к качеству коммунальной услуги, следовательно норматив должен быть изменен с учетом определенного количества тепловой энергии, затрачиваемой заявителем на подогрев одного кубического метра холодной воды до необходимой температуры.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011 по делу N А46-11811/2011 было отказано в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование решения суд указал, что отсутствуют установленные законом основания для внесения изменений в норматив потребления коммунальных услуг; расход тепловой энергии на подогрев воды не относится к нормативам потребления коммунальных услуг; представленный к заявлению расчет количества тепловой энергии, необходимый для подогрева воды по 600 С рассчитан в соответствии с пунктом, который применяется для расчета норматива газоснабжения на подогрев воды.
В апелляционной жалобе ОАО "ТГК N 11" просит отменить решение суда 1 инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку изменение норматива обусловлено изменением федерального законодательства в части требований к качеству коммунального ресурса; как следует из имеющейся переписки действующий на сегодняшний день норматив потребления воды рассчитывался с учетом расхода тепловой энергии на подогрев; ОАО "ТКГ N 11", с учетом письма от 12.12.2011, представило в РЭК Омской области все необходимые расчеты норматива; утверждение о том, что использованная для расчета формула не применима к сложившимся отношениям, не соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования и просила отменить оспариваемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что РЭК Омской области не уполномочено на установление, изменение нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды, не являющихся нормативом потребления коммунальных услуг и не учитываемых в расчете норматива горячего водоснабжения; на момент подачи заявления в РЭК Омской области расчетов, подтверждающих и обосновывающих размер нормативов горячего водоснабжения, не представлялось.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв установил следующие обстоятельства. В РЭК Омской области 20.05.2011 поступило заявление ОАО "ТГК N 11" от 18.05.2011 N СК-1402 о пересмотре нормативов (л.д. 13). Согласно данному письму заявитель указал, что в соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 600 С.
Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" (Постановление N 217-п) установлены нормативы на коммунальные услуги. Однако, количества тепловой энергии, учтенной при утверждении норматива потребления населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению, не позволяет нагреть воду до нужной температуры.
В связи с указанным, заявитель просил РЭК Омской области внести изменения в нормативы потребления, утвержденные Постановлением N 217-п.
23.09.2011 в адрес заявителя был направлен ответ N ИСХ-11/РЭК-3365, содержащий отказ во внесении испрашиваемых изменений, поскольку исчерпывающий перечень оснований для изменения норматива не содержит указанных в письме причин обращения.
Кроме того, было указано, что п. 3.2. Постановления N 217-п, устанавливающий нормативный расход тепловой энергии, не относится к нормативам потребления коммунальных услуг, в расчете норматива горячего водоснабжения в соответствии с п. 17 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, показатель количества тепловой энергии для подогрева воды не применяется.
Не согласившись с доводами, изложенными РЭК Омской области в письме и расценив его в качестве отказа в изменении норматива коммунальной услуги, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области за признанием данного отказа незаконным и обязанием совершить действия по изменению норматива. Решением названного суда в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение суда обжаловано ОАО "ТГК N 11" в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации к коммунальным услугам относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ранее действующей редакции) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги. Так, в частности, было указано, что норматив горячего водоснабжения составляет:
- - для жилых домов с водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, без ванн расход воды составляет 2,486 куб. м/чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1076 Гкал/чел, с приборами учета - 0,0433 Гкал/чел;
- - для жилых домов с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных ваннами расход воды составляет 3,510 куб. м/чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1519 Гкал/чел, с приборами учета - 0,0433 Гкал/чел;
- - для жилых домов с централизованным горячим водоснабжением свыше 12 этажей с повышенными требованиями к благоустройству расход воды составляет 3,803 куб. м/чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1446 Гкал/чел, с приборами учета - -,0433 Гкал/чел;
- - общежитий с централизованным горячим водоснабжением расход воды составляет 2,633 куб. м/чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1139 Гкал/чел, с приборами учета - 0,0433 Гкал/чел.
Таким образом, в Постановлении N 217-п был фактически утвержден как норматив расхода горячей воды, так и норматив тепловой энергии на подогрев горячей воды.
Как следует из текста заявления и апелляционной жалобы, а также пояснений представителя ОАО "ТГК N 11", заявитель фактически ведет речь не об изменении норматива количества потребляемой воды в соответствии с Постановлением N 217-П, а об изменении норматива тепловой энергии на подогрев горячей воды.
Федеральным законом Российской Федерации 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" была изменена ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом внесенных изменений данная статья установила, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Губернатора Омской области от 11.10.2010 N 90 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области" полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были возложены на РЭК Омской области.
Таким образом, с 11.10.2010 заинтересованное лицо является на территории Омской области тем органом государственной власти, который полномочен в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждать и изменять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе и услуг горячего водоснабжения.
На сегодняшний момент Правительством Российской Федерации порядок утверждения нормативов разработан и действует в виде Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306).
В соответствии с п. 1 настоящих Правил, они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
При этом "нормативом потребления коммунальных услуг" является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, а "единицей измерения" - показатель норматива потребления коммунальных услуг (п. 2 Правил N 306).
Как следует из п. 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются, в отношении холодного и горячего водоснабжения, следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Единицей измерения данного норматива в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения установлен такой параметр как куб. метр на 1 человека (п. 7 Правил N 306).
Как прямо установлено п. 27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Следовательно, действующими Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными в силу прямого указания Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации и являющихся обязательными для полномочного утверждать норматив потребления органа, прямо установлено, что для такого коммунального ресурса как горячая вода норматив должен утверждаться и действовать как месячный объем потребления коммунального ресурса, измеряющегося в куб. метр на 1 человека. При этом на размер данного норматива могут влиять лишь технические особенности домов.
Количество тепловой энергии, истраченной на подогрев горячей воды в расчете такого норматива как потребленная в месяц горячая вода, не участвует. Такого норматива как количество тепловой энергии, необходимой для подогрева горячей воды действующими Правилами не предусматривается.
Таким образом, указание заявителя на то, что п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" ввел обязательное требование о том, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 600 С, в то время как ранее разрешался нагрев до 550 С не имеет ровным счетом никакого значения для расчета такого норматива как норматив горячей воды в месяц в куб. м/чел.
Что касается того, что Постановлением Мэра г. Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами", принятым ранее Правил N 306, был утвержден в составе норматива потребления горячей воды еще и норматив количества тепловой энергии на подогрев воды, то в данной части нормативный акт не может даже применяться как противоречащий Правилам N 306, тем более изменяться с учетом данных об изменении необходимого количества тепловой энергии для подогрева воды до 600 С.
Кроме того, как верно указал суд 1 инстанции, основания для изменения норматива потребления коммунальной услуги предусмотрены п. 12 Правил N 306 и включают в себя:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В данном случае названных оснований для пересмотра норматива не имелось, что не отрицается и самим заявителем.
Довод заявителя со ссылкой на п. 17 Приложения к Правилам N 306 о том, что количество тепловой энергии (которая безусловно меняется в зависимости от необходимости подогрева вода до 600 С, а не 550 С) влияет на норматив потребления горячей воды судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из п. 12 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (п. 14 Правил N 306).
При этом для установления нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (п. п. 19 - 20 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 21 Правил N 306).
Экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.
При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 22 Правил N 306).
Таким образом, по общему правилу в расчете нормативов используются первые два метода, предполагающие измерение среднего количества воды на 1 человека, потребляемой проживающими в этом же доме или иных аналогичных домах людьми с учетом ряда оговоренных в формулах погрешностей.
Расчетный метод (п. 23 Правил N 306) применяется только в тех случаях, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Пункт 17 Приложения, на применении которого настаивает заявитель, как раз является формулой, используемой для расчета норматива по третьему, расчетному методу, т.е. в случае невозможности применения двух других методов.
Заявитель, настаивая на изменении норматива потребления горячей воды, не обосновал ни то, что ныне действующий норматив как количество горячей воды в куб. м/чел. не соответствует действующему законодательству, ни то, что предлагаемый им расчетный метод должен применяться ввиду невозможности применения двух ранее названных методов.
Кроме того, как верно указывает заинтересованное лицо, на 23.09.2011 - дату принятия оспариваемого нормативного акта - заявитель в РЭК Омской области не представлял вообще никаких расчетов. Расчеты с использованием формулы, предусмотренной п. 17 Приложения к Правилам N 306 были представлены в РЭК Омской области только в письме от 12.12.2011 N СК-4790/07 (л.д. 15).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011 по делу N А46-11811/2011 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 241 от 16.01.2012 в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)