Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.04.2008 ПО ДЕЛУ N А60-24440/2007-С9

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2008 г. по делу N А60-24440/2007-С9


Резолютивная часть решения объявлена 3 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Надежда"
к Администрации г. Екатеринбурга
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании участвовали:
- от заявителя - В.И. Приятелев, представитель, по доверенности N 60 от 04.09.2007, Т.М. Велижанская, представитель, по доверенности N 10 от 01.03.2008;
- третьи лица: Л.М. Топычканова, паспорт, Т.Д. Санжикова, представитель, по доверенности N 66АБ512613,
от Н.В. Петуховой - Т.В. Семенова, представитель, по доверенности от 31.10.2006 N 66АБ512449, Т.Д. Санжикова, представитель, по доверенности от 11.11.2007 N 66АБ579458.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Надежда" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Екатеринбурга в предоставлении земельного участка из земель поселений площадью 9822 кв. м (кадастровый номер 66:41:0303053:0014) для строительства многоэтажного жилого дома с подземной стоянкой, выраженного в письме Главархитектуры N 21-04/6321 от 31.07.2007.
Решением суда от 19.10.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2008 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку принятый судом первой инстанции судебный акт затрагивает права и законные интересы не привлеченных к участию в деле гр-н Петуховой Н.В. и Топычкановой Л.М., чьи земельные участки находятся в границах спорного земельного участка.
При новом рассмотрении ООО Жилищно-строительная компания "Надежда" поддержало заявленные требования, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями пункта 15 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующего в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства, предусматривающий предоставление земельных участков только через торги, аукционы, не может применяться к ранее возникшим отношениям. По мнению заявителя, нахождение в составе испрашиваемого земельного участка земельных участков, принадлежащих на праве собственности Петуховой Н.В., Топычкановой Л.М. и иным физическим лицам, а также нахождение на этом земельном участке индивидуальных жилых домов, принадлежащих указанным лицам, не является препятствием для предоставления земельного участка, поскольку вопросы компенсации за изъятые земельные участки и объекты недвижимости будут решены после принятия решения о предоставлении земли в установленном законом порядке.
Администрация города Екатеринбурга, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, отзыв не представила.
Петухова Н.В. и Топычканова Л.М., привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, считают невозможным предоставление заявителю земельного участка, в составе которого находятся земельные участки, принадлежащие им на праве собственности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон и доводы сторон, суд
установил:

постановлением Главы города Екатеринбурга от 01.08.2002 N 829-х обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Надежда" (далее - ООО ЖСК "Надежда") было согласовано предварительное место размещения многоэтажного жилого дома с подземной стоянкой по ул. Викулова - Венгерских коммунаров - Татищева на земельном участке площадью 6187 кв. м в соответствии с актом его выбора.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга N 616 от 11.07.2005 в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми площадь земельного участка увеличена до 9822 кв. м, а также утверждены новые проект границ и акт о выборе земельного участка.
ООО ЖСК "Надежда" проведены работы по установлению границ участка на местности и постановке его на кадастровый учет, завершенные в октябре 2005 г., осуществлен вынос находящихся на данном земельном участке 160 металлических гаражей, выкуп объекта недвижимого имущества (гаража), находящегося в федеральной собственности, а с целью дальнейшего выкупа у физических лиц частных жилых домов, расположенных на земельном участке, заключен агентский договор N 01-Т от 07.11.2006 с ЕМУП "Городской комитет по приватизации, продаже, обмену жилья и высвобождению земельных участков под застройку".
В течение этого времени ООО ЖСК "Надежда" неоднократно обращалось с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка в Администрацию города Екатеринбурга, которой был подготовлен проект соответствующего распоряжения, однако письмом N 21-04/6321 от 31.07.2007 Администрация сообщила заявителю, что с 01.03.2007 предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется только через торги, аукционы, что фактически является отказом в предоставлении земельного участка.
Порядок предоставление земельных участков для строительства установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 1 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке: сначала осуществляется выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта; затем проводятся работы по формированию земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет; после этого принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по данному заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
С 01.10.2005 вступила в силу введенная Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ статья 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Вместе с тем согласно пункту 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Из приведенных положений следует, что законодательство не содержит запрета на принятие уполномоченным органом после 1 марта 2007 г. решения о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения аукциона при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; напротив, законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков без проведения аукциона в отношении тех земель, процедура предоставления которых для целей строительства начата до указанной даты.
Как следует из материалов дела, решение о предварительном согласовании ООО ЖСК "Надежда" места размещения жилого дома было принято Администрацией города Екатеринбурга 11.07.2005, т.е. до 01.10.2005, в связи с чем земельный участок мог быть предоставлен обществу по ранее действующей процедуре без проведения аукциона или конкурса.
Тот факт, что постановление Главы города Екатеринбурга от 11.07.2005 N 616 оформлено как постановление о внесении изменений в ранее принятое постановление от 01.08.2002 за N 829-х, не меняет его фактического содержания и юридического значения как самостоятельного решения о предварительном согласовании, поскольку этим постановлением были утверждены проект границ нового земельного участка площадью 9822 кв. м и акт о выборе этого земельного участка; кроме того, изменилась и характеристика объекта, для строительства которого согласован земельный участок.
Таким образом, изменение порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства не может служить препятствием для предоставлении земельного участка ООО ЖСК "Надежда" и указание Администрацией города Екатеринбурга на это в качестве основания отказа в предоставлении земельного участка является необоснованным.
Вместе с тем в настоящее время земельный участок обществу не может быть предоставлен в связи со следующим.
Как было отмечено выше, в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном федеральными законами.
Объектом земельных отношений может быть только сформированный земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ), а установление границ является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания отдельного объекта права. Если формируемый земельный участок обременен правами иных лиц, такой участок не может признаваться самостоятельным объектом права и его предоставление иным лицам невозможно.
Из материалов дела следует, что в границах земельного участка, на получение которого претендует ООО ЖСК "Надежда", расположены частные жилые дома (ул. Викулова, 18б, ул. Викулова, 18в, ул. Викулова, 18г, ул. Сварщиков, 19, ул. Сварщиков, 21, ул. Татищева, 105, ул. Татищева, 105а, ул. Татищева, 107), на что указано в приложении к постановлению Главы города Екатеринбурга от 01.08.2002 N 829-х. Кроме того, в границах этого земельного участка расположены земельные участки, принадлежащие на праве собственности физическим лицам, в том числе земельный участок площадью 330 кв. м с кадастровым номером 66:41:0303053:0006 - Петуховой Н.В. и земельный участок площадью 580 кв. м с кадастровым номером 66:41:0303053:0004 - Топычкановой Л.М., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, при этом такие граждане имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.
Земельные участки могут быть изъяты у землепользователей в порядке, установленном законом, в том числе путем выкупа, при этом статьей 31 ЗК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления информировать собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также произвести расчет их убытков в связи с изъятием, который является обязательным приложением к акту о выборе земельного участка.
Из положений ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что определение вариантов размещения строительных объектов исходя из муниципальных нужд относится к компетенции органа местного самоуправления, которым должны быть решены вопросы об изъятии земельных участков для последующего предоставления их для жилищного строительства.
Таким образом, земельный участок для этих целей не может быть предоставлен без предварительного решения вопросов об изъятии земельных участков, находящихся в границах будущего строительства, у собственников и землепользователей.
Кроме того, статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривая возможность изъятия жилых помещений у собственников путем выкупа в связи с изъятием соответствующих земельных участков для государственных или муниципальных нужд, устанавливает определенные гарантии обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений.
К таким гарантиям относится то, что решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд; такое решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; о предстоящем изъятии собственник жилого помещения должен быть письменно уведомлен не позднее чем за год до предстоящего изъятия; соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления определяется выкупная цена жилого помещения, в которую включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, в том числе упущенную выгоду.
Пунктом 4 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды.
Из материалов дела следует, что земельные участки и находящиеся на них жилые дома у их собственников в установленном порядке не изъяты, доказательства урегулирования вопросов компенсации убытков не представлены, т.е. необходимая процедура, предшествующая предоставлению земельного участка, не соблюдена.
Суд не принимает довод заявителя о том, что изъятие земельных участков у землепользователей может быть произведено после предоставления ему земельного участка, поскольку изъятие земель для муниципальных нужд является исключительным правом органа местного самоуправления и не может быть передано иному лицу. Именно у органа местного самоуправления возникают обязательства, связанные с изъятием земель, в связи с чем закон возлагает на данный орган компенсацию убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Передача же данной обязанности иному лицу может привести к полному отсутствию контроля за вопросами компенсации убытков заинтересованным лицам и нарушению их прав и законных интересов.
Таким образом, наличие прав других лиц, обременяющих спорный земельный участок, является препятствием для представления этого земельного участка заявителю, в связи с чем требования об обязании Администрации города Екатеринбурга предоставить земельный участок удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ВОРОНИН С.П.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)