Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
от истца: Дехтярь Е.А. (главный специалист 1 разряда по доверенности N 1-3/4621 от 19.12.2011)
от ответчика: Кузин А.Н. (по доверенности от 01.07.2011)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1534/2012
на решение от 18.01.2012
судьи Т.В. Нинюк
по делу N А51-16160/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к ООО "Управляющая компания "Окатовая" (ИНН2537056386, ОГРН1092537000335)
о взыскании 180 051 руб.
установил:
Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания "Окатовая" о взыскании 180 051 руб., из которых: 165 918 руб. - нецелевое использование средств Фонда; 6 073 руб. - средства бюджета субъекта Российской Федерации; 8 060 руб. - средства местного бюджета.
14.12.2011 г. в судебном разбирательстве судом в порядке ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, в котором истец просил суд обязать ООО "Управляющая компания "Окатовая" произвести возврат в бюджет Владивостокского городского округа денежных средств в размере 180 051 руб.
Решением суда от 18.01.2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, а потому подлежащим отмене, истец обратился в суд с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование привел доводы о том, что в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 1134 "Об утверждении правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорацией - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством РФ возврату в местный бюджет. Администрация г. Владивостока как орган местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд с указанными требованиями. Ссылается на доказанность факта нецелевого использования ответчиком бюджетных средств.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. В устных пояснениях представитель ответчика выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно представленному протоколу собрания собственников жилья об участии дома в программе, многоквартирный дом N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев был включен в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 год" в рамках исполнения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) по проведению капитального ремонта системы холодного водоснабжения.
Законом N 185-ФЗ предусмотрено создание некоммерческой организации и предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья. Кроме того, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Согласно, Постановлению Главы г. Владивостока от 25.02.2011 года N 201 "О внесении изменений в Постановление главы г. Владивостока от 14.07.2010 г. N 802 "О распределении субсидий ТСЖ, ЖСК и управляющим организациям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока, включенных в краевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы" стоимость капитального ремонта системы холодного водоснабжения жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев составила 1 069 705 руб., из которых: за счет средств фонда - 946 901 руб.; за счет средств бюджета субъекта РФ - 34 659 руб.; за счет средств местного бюджета - 46 001 руб.; за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома - 42 144 руб.
Во исполнение указанного Постановления средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта системы холодного водоснабжения жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев, были перечислены платежными поручениями от 29.07.2010 NN 546, 547, 548 на отдельный расчетный счет ООО "Управляющая компания "Окатовая" N 40702810650000001290.
В соответствии с ФЗ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. ООО "УК "Окатовая" (Заказчик) был заключен договор от 05.08.2010 г. N б/н с ООО "НИВМА" (Подрядчик) на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев. В соответствии с п. 1.1 договора Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить подрядные работы по капитальному ремонту холодному водоснабжению многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев, в соответствии с требованиями действующих строительных норм (СНиП) на работы по предмету договора согласно сметной документации (Приложение N 1).
Согласно п. 1.3 основанием для заключения настоящего договора является Протокол N 3 от 28.07.2010 г. Цена указанного договора определена общим собранием собственников помещений спорного дома и составляет 1 063 608 руб., при этом Подрядчик подтверждает цену договора локальным ресурсным сметным расчетом, составленным с учетом всех обязательных платежей. (п. 2.1, 2.2 договора).
Как следует из материалов дела, по данному договору были перечислены следующие суммы: платежным поручением N 4 от 16.08.2010 г. - аванс в размере 319 082 руб. 10 коп., платежным поручением N 13 от 16.12.2010 г. - окончательный расчет за выполнение работы по договору подряда.
Работы по указанному договору выполнены и сданы ответчику, что подтверждается актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 04.10.2010 г. составленным между заказчиком по договору подряда - ООО "УК "Окатовая" и подрядчиком - ООО "НИВМА".
В целях осуществления контроля и эффективного использования бюджетных средств, предоставленных ответчику, а также соблюдения ответчиком ФЗ N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" при реализации ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. ладивостока" на 2010 год", территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения при приемке и оплате работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения жилого дома. А именно, в нарушение п. 1 ст. 102, п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 9 ФЗ от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оплачено за фактически невыполненный объем работ в сумме 82 443 руб. В расход материальных ресурсов излишне были включены: "арматура муфтовая"; изоляция трубопроводов изделиями из вспененного каучука "Армофлекс", вспененного полиэтилена "Термофлекс", на общую сумму 104 999 руб.
Таким образом, нецелевое использование средств составляет 187 436 руб., в том числе, средства Фонда - 165 918 руб., средства краевого бюджета - 6 073 руб., средства городского бюджета - 8 060 руб., средства собственников жилых помещений - 7 385 руб.
На основании чего, управлением содержания жилищного фонда Администрации г. Владивостока в адрес ответчика было направлено письмо от 29.06.2011 г. N 29-2/2022, которым ответчику было предложено восстановить в бюджете нецелевые расходы, путем перечисления средств нецелевого использования (кроме средств собственников жилых помещений) в бюджет Владивостокского городского округа. Ответ на указанное письмо до настоящего времени в Администрацию г. Владивостока не поступал.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из смысла статьи 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
В материалы настоящего дела представлены: локальный ресурсный сметный расчет, договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту от 05.08.2010 г., платежные поручения, подтверждающие перечисления денежных средств на расчетный счет, справка о стоимости выполненных работ, Акт о приемке выполненных работ за октябрь 2010 г. Из вышеуказанных документов, следует, что выделенные денежные средства были перечислены на цели связанные с проведением капитального ремонта в спорном многоквартирном доме, в рамках исполнения ФЗ N 185-ФЗ от 21.07.2007 г., а именно: ремонта системы холодного водоснабжения.
Работы по ремонту системы холодного водоснабжения согласно представленным документам выполнены подрядной организацией и сданы ответчику, что следует из Акта о приемке выполненных работ за октябрь 2010 г.
В пункте 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1139, расшифровано, что нецелевым является, в том числе, направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей), ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов.
Данный нормативный правовой акт распространяется на взаимоотношения Фонда и получателей его средств - субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Цели, условия, порядок предоставления субсидий управляющим организациям, ТСЖ, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения таких условий находят свое отражение в договоре о предоставлении субсидий, заключаемом между муниципальным образованием и управляющей организацией (ТСЖ) либо ином Положении, утвержденном главой муниципального образования.
Постановлением Главы г. Владивостока N 763 от 12.12.2008 г. утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки (субсидий) ТСЖ, ЖСК, Управляющим организациям, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта (далее Порядок).
В соответствии с указанным Порядком, утвержденным протоколом N 27 правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008 г., неизрасходованные средства капитального ремонта подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ, за исключением случаев перераспределения их фондом между видами работ и (или) направлении их на новые виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по которому образовались остатки бюджетных средств.
Как следует из акта проверки от 27.06.2011, при проверке не установлено использование бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным в адресной программе, для реализации которых предоставлены средства Фонда. Изучив представленные в материалы дела документы, с учетом вышеприведенных норм права, апелляционный суд считает, что указанные в акте строительные материалы закупались ответчиком для целей установленных в соответствии со статьями расходов, являющихся структурным подразделением сметы.
В связи с чем, суд считает, что ремонтные работы производились в соответствии с бюджетной росписью, то есть в соответствии с целями их выделения, определяемыми распорядителем бюджетных средств, довод истца о включении в расход материальных ресурсов излишних строительных материалов, не может расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств получателем.
Проектно-сметная документация, предусматривающая технологию этого вида работ, на основании которой были осуществлены работы, не была опровергнута при проверке.
С учетом вышеизложенного, в связи с недоказанностью истцом факта нецелевого использования ответчиком денежных средств суд апелляционный инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
При этом апелляционным судом отмечается, что в соответствии со ст. 720 ГК РФ обязанность осмотреть и принять работу (ее результат), выполненную по договору подряда, с участием подрядчика в сроки и порядке, предусмотренные договором, возложена на заказчика. Поскольку оплате подлежат только фактически выполненные работы, заказчик по договору подряда вправе обратиться с требованием о возврате излишне полученных сумм к подрядчику.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2012 по делу N А51-16160/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2012 N 05АП-1534/2012 ПО ДЕЛУ N А51-16160/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. N 05АП-1534/2012
Дело N А51-16160/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 20 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
от истца: Дехтярь Е.А. (главный специалист 1 разряда по доверенности N 1-3/4621 от 19.12.2011)
от ответчика: Кузин А.Н. (по доверенности от 01.07.2011)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1534/2012
на решение от 18.01.2012
судьи Т.В. Нинюк
по делу N А51-16160/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к ООО "Управляющая компания "Окатовая" (ИНН2537056386, ОГРН1092537000335)
о взыскании 180 051 руб.
установил:
Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания "Окатовая" о взыскании 180 051 руб., из которых: 165 918 руб. - нецелевое использование средств Фонда; 6 073 руб. - средства бюджета субъекта Российской Федерации; 8 060 руб. - средства местного бюджета.
14.12.2011 г. в судебном разбирательстве судом в порядке ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, в котором истец просил суд обязать ООО "Управляющая компания "Окатовая" произвести возврат в бюджет Владивостокского городского округа денежных средств в размере 180 051 руб.
Решением суда от 18.01.2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, а потому подлежащим отмене, истец обратился в суд с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование привел доводы о том, что в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 1134 "Об утверждении правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорацией - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством РФ возврату в местный бюджет. Администрация г. Владивостока как орган местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд с указанными требованиями. Ссылается на доказанность факта нецелевого использования ответчиком бюджетных средств.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. В устных пояснениях представитель ответчика выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно представленному протоколу собрания собственников жилья об участии дома в программе, многоквартирный дом N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев был включен в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 год" в рамках исполнения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) по проведению капитального ремонта системы холодного водоснабжения.
Законом N 185-ФЗ предусмотрено создание некоммерческой организации и предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья. Кроме того, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Согласно, Постановлению Главы г. Владивостока от 25.02.2011 года N 201 "О внесении изменений в Постановление главы г. Владивостока от 14.07.2010 г. N 802 "О распределении субсидий ТСЖ, ЖСК и управляющим организациям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока, включенных в краевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы" стоимость капитального ремонта системы холодного водоснабжения жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев составила 1 069 705 руб., из которых: за счет средств фонда - 946 901 руб.; за счет средств бюджета субъекта РФ - 34 659 руб.; за счет средств местного бюджета - 46 001 руб.; за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома - 42 144 руб.
Во исполнение указанного Постановления средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта системы холодного водоснабжения жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев, были перечислены платежными поручениями от 29.07.2010 NN 546, 547, 548 на отдельный расчетный счет ООО "Управляющая компания "Окатовая" N 40702810650000001290.
В соответствии с ФЗ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. ООО "УК "Окатовая" (Заказчик) был заключен договор от 05.08.2010 г. N б/н с ООО "НИВМА" (Подрядчик) на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев. В соответствии с п. 1.1 договора Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить подрядные работы по капитальному ремонту холодному водоснабжению многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Героев Тихоокеанцев, в соответствии с требованиями действующих строительных норм (СНиП) на работы по предмету договора согласно сметной документации (Приложение N 1).
Согласно п. 1.3 основанием для заключения настоящего договора является Протокол N 3 от 28.07.2010 г. Цена указанного договора определена общим собранием собственников помещений спорного дома и составляет 1 063 608 руб., при этом Подрядчик подтверждает цену договора локальным ресурсным сметным расчетом, составленным с учетом всех обязательных платежей. (п. 2.1, 2.2 договора).
Как следует из материалов дела, по данному договору были перечислены следующие суммы: платежным поручением N 4 от 16.08.2010 г. - аванс в размере 319 082 руб. 10 коп., платежным поручением N 13 от 16.12.2010 г. - окончательный расчет за выполнение работы по договору подряда.
Работы по указанному договору выполнены и сданы ответчику, что подтверждается актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 04.10.2010 г. составленным между заказчиком по договору подряда - ООО "УК "Окатовая" и подрядчиком - ООО "НИВМА".
В целях осуществления контроля и эффективного использования бюджетных средств, предоставленных ответчику, а также соблюдения ответчиком ФЗ N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" при реализации ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. ладивостока" на 2010 год", территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения при приемке и оплате работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения жилого дома. А именно, в нарушение п. 1 ст. 102, п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 9 ФЗ от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оплачено за фактически невыполненный объем работ в сумме 82 443 руб. В расход материальных ресурсов излишне были включены: "арматура муфтовая"; изоляция трубопроводов изделиями из вспененного каучука "Армофлекс", вспененного полиэтилена "Термофлекс", на общую сумму 104 999 руб.
Таким образом, нецелевое использование средств составляет 187 436 руб., в том числе, средства Фонда - 165 918 руб., средства краевого бюджета - 6 073 руб., средства городского бюджета - 8 060 руб., средства собственников жилых помещений - 7 385 руб.
На основании чего, управлением содержания жилищного фонда Администрации г. Владивостока в адрес ответчика было направлено письмо от 29.06.2011 г. N 29-2/2022, которым ответчику было предложено восстановить в бюджете нецелевые расходы, путем перечисления средств нецелевого использования (кроме средств собственников жилых помещений) в бюджет Владивостокского городского округа. Ответ на указанное письмо до настоящего времени в Администрацию г. Владивостока не поступал.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из смысла статьи 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
В материалы настоящего дела представлены: локальный ресурсный сметный расчет, договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту от 05.08.2010 г., платежные поручения, подтверждающие перечисления денежных средств на расчетный счет, справка о стоимости выполненных работ, Акт о приемке выполненных работ за октябрь 2010 г. Из вышеуказанных документов, следует, что выделенные денежные средства были перечислены на цели связанные с проведением капитального ремонта в спорном многоквартирном доме, в рамках исполнения ФЗ N 185-ФЗ от 21.07.2007 г., а именно: ремонта системы холодного водоснабжения.
Работы по ремонту системы холодного водоснабжения согласно представленным документам выполнены подрядной организацией и сданы ответчику, что следует из Акта о приемке выполненных работ за октябрь 2010 г.
В пункте 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1139, расшифровано, что нецелевым является, в том числе, направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей), ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов.
Данный нормативный правовой акт распространяется на взаимоотношения Фонда и получателей его средств - субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Цели, условия, порядок предоставления субсидий управляющим организациям, ТСЖ, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения таких условий находят свое отражение в договоре о предоставлении субсидий, заключаемом между муниципальным образованием и управляющей организацией (ТСЖ) либо ином Положении, утвержденном главой муниципального образования.
Постановлением Главы г. Владивостока N 763 от 12.12.2008 г. утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки (субсидий) ТСЖ, ЖСК, Управляющим организациям, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта (далее Порядок).
В соответствии с указанным Порядком, утвержденным протоколом N 27 правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008 г., неизрасходованные средства капитального ремонта подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ, за исключением случаев перераспределения их фондом между видами работ и (или) направлении их на новые виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по которому образовались остатки бюджетных средств.
Как следует из акта проверки от 27.06.2011, при проверке не установлено использование бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным в адресной программе, для реализации которых предоставлены средства Фонда. Изучив представленные в материалы дела документы, с учетом вышеприведенных норм права, апелляционный суд считает, что указанные в акте строительные материалы закупались ответчиком для целей установленных в соответствии со статьями расходов, являющихся структурным подразделением сметы.
В связи с чем, суд считает, что ремонтные работы производились в соответствии с бюджетной росписью, то есть в соответствии с целями их выделения, определяемыми распорядителем бюджетных средств, довод истца о включении в расход материальных ресурсов излишних строительных материалов, не может расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств получателем.
Проектно-сметная документация, предусматривающая технологию этого вида работ, на основании которой были осуществлены работы, не была опровергнута при проверке.
С учетом вышеизложенного, в связи с недоказанностью истцом факта нецелевого использования ответчиком денежных средств суд апелляционный инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
При этом апелляционным судом отмечается, что в соответствии со ст. 720 ГК РФ обязанность осмотреть и принять работу (ее результат), выполненную по договору подряда, с участием подрядчика в сроки и порядке, предусмотренные договором, возложена на заказчика. Поскольку оплате подлежат только фактически выполненные работы, заказчик по договору подряда вправе обратиться с требованием о возврате излишне полученных сумм к подрядчику.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2012 по делу N А51-16160/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
И.С.ЧИЖИКОВ
И.С.ЧИЖИКОВ
Судьи
Л.Ю.РОТКО
К.П.ЗАСОРИН
Л.Ю.РОТКО
К.П.ЗАСОРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)