Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Веклича Б.С., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12
апелляционную жалобу ТСЖ "Ангелов 6"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 25.06.2012 г. по делу N А40-26917/12-106-127, принятое судьей Кузнецовой С.А.,
по заявлению ТСЖ "Ангелов 6"
к Департаменту имущества города Москвы, Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной
третьи лица: Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П.П.
о признании незаконными действий; обязании заключить договор аренды на
нежилое помещение N X, площадью 55,7 кв. м для размещения административного и обслуживающего персонала управляющей организации ТСЖ "Ангелов 6"
при участии:
- от заявителя: Халезова М.С. - председатель правления согласно выписке из протокола заседания членов правления; Хомяков В.К. - по доверенности N 1/12 от 16.01.2012; Угольков М.Б. по доверенности N 05/12 от 23.07.2012;
- от ответчиков: 1) Шаньгина А.И. - по доверенности N 14-Д от 10.01.2012; Синицына Е.С. - по доверенности N 23-Д от 10.01.2012; 2) не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены;
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ТСЖ "Ангелов 6" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) руководства Департамента имущества города Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной, связанных с непредоставлением нежилого помещения площадью 55,7 кв. м (помещение N Х (комн. 1 - 8), незаконными, нарушающими законные права и интересы ТСЖ "Ангелов 6"; обязании Департамента имущества г. Москвы в месячный срок передать в первоочередном порядке нежилое помещение площадью 55,7 кв. метров, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ангелов пер., д. 6, в пользование ТСЖ "Ангелов 6" для выполнения функций по управлению многоквартирным домом путем заключения договора аренды данного нежилого помещения без проведения конкурсов и аукционов по минимальной ставке арендной платы (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц привлечены - Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П.П.
Решением суда от 25.06.2012 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемые действия Департамента имущества г. Москвы соответствуют действующему законодательству, а соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований и обязания заключить договор аренды на спорное помещение с заявителем.
С решением суда не согласился заявитель - ТСЖ "Ангелов 6" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и удовлетворить требования. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нахождение спорного нежилого помещения в Перечне государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вследствие отсутствия факта его передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не является основанием для отказа ТСЖ в оформлении договора аренды.
Ответчик (Департамент имущества города Москвы) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представители ответчика (Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной) и третьих лиц, извещенные надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 23.12.2008 года ТСЖ "Ангелов 6" обратилось в Префектуру СЗАО г. Москвы с заявлением о выделении с 01.01.2009 нежилого помещения для размещения правления и эксплуатационных служб, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы N 398-ПП от 22.05.2007 и Постановления Правительства Москвы N 498-ПП от 03.06.2008 (т. 1 л.д. 14).
Письмом от 23.01.2009 N 9578/8-4 Префектура СЗАО г. Москвы сообщила заявителю, что свободные от обязательств нежилые помещения в доме по адресу: Ангелов переулок, д. 6 отсутствуют (т. 1 л.д. 15).
В ответ на письмо ТСЖ "Ангелов 6" о предоставлении нежилого помещения необходимого для размещения Правления от 30.01.2009 N ПР-1002/2 (л.д. 16) Префектура СЗАО г. Москвы письмом от 11.03.2009 N 926сл сообщила, что заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона или конкурса, проведением которых занимается СГУП по продаже имущества г. Москвы (т. 1 л.д. 17).
В ответ на письмо ТСЖ от 01.07.2010 N ПРФ-3/10 о выделении нежилого помещения (л.д. 18) Префектура СЗАО г. Москвы письмом от 27.07.2010 N 12-05-5109 предложила ТСЖ совместно с Ассоциацией Товариществ собственников жилья "Митинский оазис. Эксплуатация имущественных комплексов" рассмотреть вопрос о возможности совместного использования нежилых помещений по ул. Генерала Белобородова, корп. 1 (т. 1 л.д. 20).
Письмом от 18.07.2011 N 09-11/10ию Департамент имущества г. Москвы, рассмотрев обращение ТСЖ "Ангелов 6", указал, что в соответствии с выпиской из протокола заседания окружной конфликтной комиссии префектуры СЗАО по вопросам управления многоквартирными домами от 20.05.2011 N 10, Департаментом подготовлен проект распоряжения "Об использовании нежилого помещения АО Ангелову пер., д. 6", который находится на согласовании (т. 1 л.д. 25).
Департамент имущества г. Москвы письмом от 22.11.2011 N 11/30446 в ответ на обращение от 12.09.2011 N 4-8/11, проинформировал ТСЖ о том, что согласно п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 03.06.2008 N 498-ПП площадь выделяемых ТСЖ помещений определяется с учетом примерной нормы, установленной постановлением Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП и составляет до 50 метров, что свидетельствует об отсутствии оснований для передачи заявителю спорного помещения. Помещение площадью 55,7 кв. м по адресу: Ангелов пер., д. 6, не может быть передано в пользование ТСЖ "Ангелов 6", поскольку включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП. В настоящее время Департаментом ведутся мероприятия по выставлению данного объекта на торги по определению ставки арендной платы на объект нежилого фонда нежилого фонда имущественной казны г. Москвы (т. 1 л.д. 28).
Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 N 398-ПП "О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007 - 2009 года и задании на 2010 год" предусмотрена обязанность Департамента имущества г. Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы совместно с префектурами административных округов по предоставлению товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, управляющим многоквартирными домами, в приоритетном порядке без проведения торгов по минимальным ставкам арендной платы свободные от обязательств нежилые помещения в таких домах с учетом утвержденных норм (п. 6.2).
Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и префектов административных округов города Москвы (п. 25).
Представитель заместителя Мэра Москвы Бирюкова П.П. в суде первой инстанции пояснил, что в связи с утверждением Мэром Москвы Распоряжения от 27.01.2011 N 16-РМ "О распределении обязанностей между Мэром Москвы, первым заместителем и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы" функции по контролю за выполнением Программы поддержки и развития ТСЖ, возложены на заместителя Мэра Москвы Сергунину Н.А., в связи с чем, заместитель Мэра Москвы Сергунина Н.А. привлечена к участию в деле в качестве ответчика в связи с первоначально заявленными требованиями заявителя.
Постановлением Правительства Москвы от 03.06.2008 N 489-ПП "О порядке предоставления ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы" в целях размещения товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных управляющих и обслуживающих организаций на период исполнения ими функций по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества, в соответствии с пп. 5.1 и 7 постановления Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007 - 2009 годы и задании на 2010 год" и с учетом п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено:
- предоставлять в аренду товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим функции управления многоквартирными домами, и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям на срок действия соответствующих договоров свободные от обязательств нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, без проведения торгов, без права сдачи в субаренду, переуступки, перепрофилирования (п. 1);
- площадь необходимых помещений (п. 1) определяется решениями комиссий по вопросам имущественно-земельных отношений при префектурах административных округов города Москвы по обращениям ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных управляющих и обслуживающих многоквартирные дома организаций с учетом примерной нормы, указанной в постановлении Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" (п. 2).
Площадь помещений для передачи ТСЖ установлена п. 4.3 Постановления Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" и составляет - "до 50 метров".
При этом ссылка заявителя на Постановления Правительства Москвы от 22.05.2007 года N 398-ПП и от 03.06.2008 года N 489-ПП, в соответствии с которыми предусмотрена возможность предоставления ТСЖ заключать договора аренды нежилого помещения без проведения торгов, отклонена, поскольку указанные акты противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, и в этом случае в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться федеральным законом.
Данный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (постановление ФАС МО от 17.06.2009 N КГ-А40/4291-09).
Таким образом, действия ответчиков при рассмотрении вопроса о предоставлении помещения в аренду правомерно признаны судом первой инстанции не противоречащими требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что помещение по адресу: Ангелов пер., д. 6 включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, пунктом 3 которого предусмотрено, что указанное в Перечне имущество, не может быть передано во владение и (или) пользование юридическим и физическим лицам, не относящимся в соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим не принимается судом апелляционной инстанции довод заявителя о том, что помещение не передано в аренду какому-либо лицу, поскольку согласно указанному постановлению имущество может быть передано только субъектам малого и среднего предпринимательства.
Каких-либо доказательств незаконности действий (бездействия) заместителя Мэра Москвы, как и указания на сами оспариваемые действия, заявителем не представлено, что также исключает возможность удовлетворения требований заявителя в этой части.
С учетом изложенного представленные в суде апелляционной инстанции копия плана мероприятий по устранению замечаний и реализации предложений, утвержденного Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы 14.12.2010 г. и текст распоряжения Префектуры СЗАО города Москвы от 10.12.2010 г., в котором в том числе предусмотрено обеспечение оперативного рассмотрения вопросов, связанных с выделением нежилых помещений необходимых для организации работы правлений ТСЖ, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Таким образом, заявителем не представило доказательств нарушения прав, которые подлежат восстановлению судом в связи с действиями ответчиков, так как несоответствия действий ответчиков нормам действующего законодательства и нарушения в связи с этим прав заявителя не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 104, 110 АПК РФ ТСЖ "Ангелов 6" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012 г. по делу N А40-26917/12-106-127 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Ангелов 6" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2012 N 09АП-25678/2012-АК ПО ДЕЛУ N А40-26917/12-106-127
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. N 09АП-25678/2012-АК
Дело N А40-26917/12-106-127
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Веклича Б.С., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12
апелляционную жалобу ТСЖ "Ангелов 6"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 25.06.2012 г. по делу N А40-26917/12-106-127, принятое судьей Кузнецовой С.А.,
по заявлению ТСЖ "Ангелов 6"
к Департаменту имущества города Москвы, Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной
третьи лица: Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П.П.
о признании незаконными действий; обязании заключить договор аренды на
нежилое помещение N X, площадью 55,7 кв. м для размещения административного и обслуживающего персонала управляющей организации ТСЖ "Ангелов 6"
при участии:
- от заявителя: Халезова М.С. - председатель правления согласно выписке из протокола заседания членов правления; Хомяков В.К. - по доверенности N 1/12 от 16.01.2012; Угольков М.Б. по доверенности N 05/12 от 23.07.2012;
- от ответчиков: 1) Шаньгина А.И. - по доверенности N 14-Д от 10.01.2012; Синицына Е.С. - по доверенности N 23-Д от 10.01.2012; 2) не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ТСЖ "Ангелов 6" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) руководства Департамента имущества города Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной, связанных с непредоставлением нежилого помещения площадью 55,7 кв. м (помещение N Х (комн. 1 - 8), незаконными, нарушающими законные права и интересы ТСЖ "Ангелов 6"; обязании Департамента имущества г. Москвы в месячный срок передать в первоочередном порядке нежилое помещение площадью 55,7 кв. метров, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ангелов пер., д. 6, в пользование ТСЖ "Ангелов 6" для выполнения функций по управлению многоквартирным домом путем заключения договора аренды данного нежилого помещения без проведения конкурсов и аукционов по минимальной ставке арендной платы (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц привлечены - Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П.П.
Решением суда от 25.06.2012 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемые действия Департамента имущества г. Москвы соответствуют действующему законодательству, а соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований и обязания заключить договор аренды на спорное помещение с заявителем.
С решением суда не согласился заявитель - ТСЖ "Ангелов 6" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и удовлетворить требования. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нахождение спорного нежилого помещения в Перечне государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вследствие отсутствия факта его передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не является основанием для отказа ТСЖ в оформлении договора аренды.
Ответчик (Департамент имущества города Москвы) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представители ответчика (Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной) и третьих лиц, извещенные надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 23.12.2008 года ТСЖ "Ангелов 6" обратилось в Префектуру СЗАО г. Москвы с заявлением о выделении с 01.01.2009 нежилого помещения для размещения правления и эксплуатационных служб, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы N 398-ПП от 22.05.2007 и Постановления Правительства Москвы N 498-ПП от 03.06.2008 (т. 1 л.д. 14).
Письмом от 23.01.2009 N 9578/8-4 Префектура СЗАО г. Москвы сообщила заявителю, что свободные от обязательств нежилые помещения в доме по адресу: Ангелов переулок, д. 6 отсутствуют (т. 1 л.д. 15).
В ответ на письмо ТСЖ "Ангелов 6" о предоставлении нежилого помещения необходимого для размещения Правления от 30.01.2009 N ПР-1002/2 (л.д. 16) Префектура СЗАО г. Москвы письмом от 11.03.2009 N 926сл сообщила, что заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона или конкурса, проведением которых занимается СГУП по продаже имущества г. Москвы (т. 1 л.д. 17).
В ответ на письмо ТСЖ от 01.07.2010 N ПРФ-3/10 о выделении нежилого помещения (л.д. 18) Префектура СЗАО г. Москвы письмом от 27.07.2010 N 12-05-5109 предложила ТСЖ совместно с Ассоциацией Товариществ собственников жилья "Митинский оазис. Эксплуатация имущественных комплексов" рассмотреть вопрос о возможности совместного использования нежилых помещений по ул. Генерала Белобородова, корп. 1 (т. 1 л.д. 20).
Письмом от 18.07.2011 N 09-11/10ию Департамент имущества г. Москвы, рассмотрев обращение ТСЖ "Ангелов 6", указал, что в соответствии с выпиской из протокола заседания окружной конфликтной комиссии префектуры СЗАО по вопросам управления многоквартирными домами от 20.05.2011 N 10, Департаментом подготовлен проект распоряжения "Об использовании нежилого помещения АО Ангелову пер., д. 6", который находится на согласовании (т. 1 л.д. 25).
Департамент имущества г. Москвы письмом от 22.11.2011 N 11/30446 в ответ на обращение от 12.09.2011 N 4-8/11, проинформировал ТСЖ о том, что согласно п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 03.06.2008 N 498-ПП площадь выделяемых ТСЖ помещений определяется с учетом примерной нормы, установленной постановлением Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП и составляет до 50 метров, что свидетельствует об отсутствии оснований для передачи заявителю спорного помещения. Помещение площадью 55,7 кв. м по адресу: Ангелов пер., д. 6, не может быть передано в пользование ТСЖ "Ангелов 6", поскольку включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП. В настоящее время Департаментом ведутся мероприятия по выставлению данного объекта на торги по определению ставки арендной платы на объект нежилого фонда нежилого фонда имущественной казны г. Москвы (т. 1 л.д. 28).
Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 N 398-ПП "О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007 - 2009 года и задании на 2010 год" предусмотрена обязанность Департамента имущества г. Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы совместно с префектурами административных округов по предоставлению товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, управляющим многоквартирными домами, в приоритетном порядке без проведения торгов по минимальным ставкам арендной платы свободные от обязательств нежилые помещения в таких домах с учетом утвержденных норм (п. 6.2).
Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и префектов административных округов города Москвы (п. 25).
Представитель заместителя Мэра Москвы Бирюкова П.П. в суде первой инстанции пояснил, что в связи с утверждением Мэром Москвы Распоряжения от 27.01.2011 N 16-РМ "О распределении обязанностей между Мэром Москвы, первым заместителем и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы" функции по контролю за выполнением Программы поддержки и развития ТСЖ, возложены на заместителя Мэра Москвы Сергунину Н.А., в связи с чем, заместитель Мэра Москвы Сергунина Н.А. привлечена к участию в деле в качестве ответчика в связи с первоначально заявленными требованиями заявителя.
Постановлением Правительства Москвы от 03.06.2008 N 489-ПП "О порядке предоставления ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы" в целях размещения товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных управляющих и обслуживающих организаций на период исполнения ими функций по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества, в соответствии с пп. 5.1 и 7 постановления Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007 - 2009 годы и задании на 2010 год" и с учетом п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено:
- предоставлять в аренду товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим функции управления многоквартирными домами, и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям на срок действия соответствующих договоров свободные от обязательств нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, без проведения торгов, без права сдачи в субаренду, переуступки, перепрофилирования (п. 1);
- площадь необходимых помещений (п. 1) определяется решениями комиссий по вопросам имущественно-земельных отношений при префектурах административных округов города Москвы по обращениям ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных управляющих и обслуживающих многоквартирные дома организаций с учетом примерной нормы, указанной в постановлении Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" (п. 2).
Площадь помещений для передачи ТСЖ установлена п. 4.3 Постановления Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" и составляет - "до 50 метров".
При этом ссылка заявителя на Постановления Правительства Москвы от 22.05.2007 года N 398-ПП и от 03.06.2008 года N 489-ПП, в соответствии с которыми предусмотрена возможность предоставления ТСЖ заключать договора аренды нежилого помещения без проведения торгов, отклонена, поскольку указанные акты противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, и в этом случае в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться федеральным законом.
Данный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (постановление ФАС МО от 17.06.2009 N КГ-А40/4291-09).
Таким образом, действия ответчиков при рассмотрении вопроса о предоставлении помещения в аренду правомерно признаны судом первой инстанции не противоречащими требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что помещение по адресу: Ангелов пер., д. 6 включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, пунктом 3 которого предусмотрено, что указанное в Перечне имущество, не может быть передано во владение и (или) пользование юридическим и физическим лицам, не относящимся в соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим не принимается судом апелляционной инстанции довод заявителя о том, что помещение не передано в аренду какому-либо лицу, поскольку согласно указанному постановлению имущество может быть передано только субъектам малого и среднего предпринимательства.
Каких-либо доказательств незаконности действий (бездействия) заместителя Мэра Москвы, как и указания на сами оспариваемые действия, заявителем не представлено, что также исключает возможность удовлетворения требований заявителя в этой части.
С учетом изложенного представленные в суде апелляционной инстанции копия плана мероприятий по устранению замечаний и реализации предложений, утвержденного Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы 14.12.2010 г. и текст распоряжения Префектуры СЗАО города Москвы от 10.12.2010 г., в котором в том числе предусмотрено обеспечение оперативного рассмотрения вопросов, связанных с выделением нежилых помещений необходимых для организации работы правлений ТСЖ, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Таким образом, заявителем не представило доказательств нарушения прав, которые подлежат восстановлению судом в связи с действиями ответчиков, так как несоответствия действий ответчиков нормам действующего законодательства и нарушения в связи с этим прав заявителя не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 104, 110 АПК РФ ТСЖ "Ангелов 6" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012 г. по делу N А40-26917/12-106-127 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Ангелов 6" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Б.С.ВЕКЛИЧ
Д.Е.ЛЕПИХИН
Б.С.ВЕКЛИЧ
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)