Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего, судьи О.И. Антипиной,
судей В.И. Ильина, В.И. Новоселова,
при участии представителей сторон:
от заинтересованного лица - Черкасова Ф.А. по служебному заданию и удостоверению N 1267 от 23.08.2010,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах на решение от 20.04.201020.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья М.В. Старцева) и постановление от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Л.И. Жданова, М.Х. Музыкантова, А.В. Солодилов) по делу N А03-3174/2010 по заявлению товарищества собственников жилья "Весна" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд
установил:
Товарищество собственников жилья "Весна" (далее - ТСЖ "Весна") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кулундинскому, Благовещенскому, Суетскому и Табунскому районам Алтайского края (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от 04.03.2010 N 36 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением 20.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление считает, что в материалах дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, вина юридического лица установлена; процессуальных нарушений процедуры привлечения ТСЖ "Весна" к административной ответственности допущено не было.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал свои доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица по делу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что 18.02.2010 Управлением проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Весна", осуществляющего деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, находящегося по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Лермонтова, 8.
В ходе проверки установлено, что ТСЖ "Весна" осуществляет свою деятельность по управлению и эксплуатации жилого фонда с нарушением требований санитарного законодательства, которые следует соблюдать при содержании эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Проверкой установлено следующее: 1) места общего пользования лестничные пролеты и клетки жилого дома N 8 по ул. Лермонтова в с. Кулунда затоплены канализационными стоками; 2) ТСЖ "Весна" своевременно не принимает меры по устранению неисправностей инженерного оборудования (канализации), на момент проверки частично трубы канализации не герметичны; 3) ТСЖ "Весна" не проводит мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 25.02.2010 и протокол об административном правонарушении N 1-24 от 26.02.2010 о нарушении заявителем главы 9 Санитарных правил СанПин 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы".
На основании данных документов Управлением 04.03.2010 принято постановление N 36 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ТСЖ "Весна" наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, ТСЖ "Весна" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ТСЖ "Весна" требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обстоятельства об отсутствии вины юридического лица; нарушения административным органом статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг.
Статья 23 данного Закона гласит, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Применительно к содержанию эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, такие требования установлены в Санитарных правилах СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы".
В соответствии с абзацем 4 пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования.
В пункте 9.2 СанПин 2.1.2.1002-00 установлена необходимость, в том числе своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия, а также предусмотрена обязанность проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости следует проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Несоблюдение указанных нормативных требований влечет административную ответственность по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусматривается ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что между ТСЖ "Весна" и жильцами дома по адресу: с. Кулунда, ул. Лермонтова, 8 заключены договоры управления многоквартирным домом от 01.01.2009.
В соответствии с пунктом 3, пунктами 3.1, 3.1.2 данного договора, ТСЖ "Весна" обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 пункта 1.2 вышеуказанного договора внутридомовые стояки сетей тепло- водоснабжения и водоотведения, а также сети тепло- водоснабжения и водоотведения, запорная арматура, а также трубопроводы тепло- водоснабжения и водоотведения до границы раздела эксплуатационной ответственности являются общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирном доме,
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" под водоотведением понимается - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Согласно части 2, пункта 2.1 устава ТСЖ "Весна" является товариществом - добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным в целях обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества. В соответствии с частью 9, п. 9.4 устава ТСЖ "Весна", обязанностью товарищества является обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 18.02.2010 произошло затопление канализационными стоками мест общего пользования - лестничных площадок и клеток жилого многоквартирного дома N 8 по ул. Лермонтова в с. Кулунда, что не оспаривается сторонами, участвующими в деле.
Вместе с тем, Управлением не доказано, что данное затопление произошло вследствие ненадлежащего исполнения ТСЖ "Весна" своих обязанностей по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда - жилого многоквартирного дома N 8 по ул. Лермонтова в с. Кулунда.
Так, в обоснование отсутствия вины в совершении выявленного правонарушения, заявитель сослался на факт засорения канализационной трубы по вине жильцов дома вследствие их халатного обращения к общему имуществу. Факт засорения канализационной трубы тряпкой установлен и зафиксирован актом от 18.02.2010 года, составленным слесарями-сантехниками в присутствии председателя ТСЖ "Весна" Пилипенко Г.Л.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, административный орган в нарушении статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Судами отмечено, что засор канализационной трубы произошел и был устранен силами заявителя 18.02.2010, административным органом в ходе рассмотрения административного дела причины затопления не выяснялись, документы, устанавливающие обязанность ТСЖ "Весна" осуществлять замену конкретных инженерных коммуникаций в жилом доме в установленные сроки, не исследовались.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что ТСЖ "Весна" своевременно предприняло оперативные действия по устранению возникшей аварии, то есть, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований по эксплуатации жилых помещений и общественных помещений.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что ТСЖ "Весна" вменяется в вину непроведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома. Однако, административным органом не указано и из материалов дела не усматривается, какие именно мероприятия в данном случае не проводятся ТСЖ "Весна".
Представленные Управлением с административным делом ксерокопии фотографий заверены не были, подлинники не представлялись, что отмечено судами. Из данных ксерокопий фотографий невозможно сделать вывод о том, что они подтверждают доводы административного органа о нарушении ТСЖ "Весна" абз. 4 пункта 3.1, абз.1 пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".
Таким образом, исходя из анализа фактических обстоятельств дела, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявитель не мог знать и предположить возможность наступления и реальную возможность для предотвращения аварии на инженерном оборудовании (канализации) жилого многоквартирного дома; ТСЖ "Весна" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, которые могли бы исключить ответственность за произошедшее правонарушение.
Выводы судов о том, что административным органом не доказано событие административного правонарушения и не установлена вина ТСЖ "Весна" в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, являются правомерными.
Кроме того, суды установили, что административным органом не были исследованы все обстоятельства административного правонарушения: объяснение председателя ТСЖ "Весна" от 19.02.2010 N 11 и акт от 18.02.2010.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3174/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.11.2010 ПО ДЕЛУ N А03-3174/2010
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2010 г. по делу N А03-3174/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего, судьи О.И. Антипиной,
судей В.И. Ильина, В.И. Новоселова,
при участии представителей сторон:
от заинтересованного лица - Черкасова Ф.А. по служебному заданию и удостоверению N 1267 от 23.08.2010,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах на решение от 20.04.201020.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья М.В. Старцева) и постановление от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Л.И. Жданова, М.Х. Музыкантова, А.В. Солодилов) по делу N А03-3174/2010 по заявлению товарищества собственников жилья "Весна" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд
установил:
Товарищество собственников жилья "Весна" (далее - ТСЖ "Весна") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кулундинскому, Благовещенскому, Суетскому и Табунскому районам Алтайского края (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от 04.03.2010 N 36 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением 20.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление считает, что в материалах дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, вина юридического лица установлена; процессуальных нарушений процедуры привлечения ТСЖ "Весна" к административной ответственности допущено не было.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал свои доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица по делу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что 18.02.2010 Управлением проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Весна", осуществляющего деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, находящегося по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Лермонтова, 8.
В ходе проверки установлено, что ТСЖ "Весна" осуществляет свою деятельность по управлению и эксплуатации жилого фонда с нарушением требований санитарного законодательства, которые следует соблюдать при содержании эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Проверкой установлено следующее: 1) места общего пользования лестничные пролеты и клетки жилого дома N 8 по ул. Лермонтова в с. Кулунда затоплены канализационными стоками; 2) ТСЖ "Весна" своевременно не принимает меры по устранению неисправностей инженерного оборудования (канализации), на момент проверки частично трубы канализации не герметичны; 3) ТСЖ "Весна" не проводит мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 25.02.2010 и протокол об административном правонарушении N 1-24 от 26.02.2010 о нарушении заявителем главы 9 Санитарных правил СанПин 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы".
На основании данных документов Управлением 04.03.2010 принято постановление N 36 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ТСЖ "Весна" наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, ТСЖ "Весна" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ТСЖ "Весна" требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обстоятельства об отсутствии вины юридического лица; нарушения административным органом статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг.
Статья 23 данного Закона гласит, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Применительно к содержанию эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, такие требования установлены в Санитарных правилах СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы".
В соответствии с абзацем 4 пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования.
В пункте 9.2 СанПин 2.1.2.1002-00 установлена необходимость, в том числе своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия, а также предусмотрена обязанность проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости следует проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Несоблюдение указанных нормативных требований влечет административную ответственность по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусматривается ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что между ТСЖ "Весна" и жильцами дома по адресу: с. Кулунда, ул. Лермонтова, 8 заключены договоры управления многоквартирным домом от 01.01.2009.
В соответствии с пунктом 3, пунктами 3.1, 3.1.2 данного договора, ТСЖ "Весна" обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 пункта 1.2 вышеуказанного договора внутридомовые стояки сетей тепло- водоснабжения и водоотведения, а также сети тепло- водоснабжения и водоотведения, запорная арматура, а также трубопроводы тепло- водоснабжения и водоотведения до границы раздела эксплуатационной ответственности являются общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирном доме,
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" под водоотведением понимается - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Согласно части 2, пункта 2.1 устава ТСЖ "Весна" является товариществом - добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным в целях обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества. В соответствии с частью 9, п. 9.4 устава ТСЖ "Весна", обязанностью товарищества является обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 18.02.2010 произошло затопление канализационными стоками мест общего пользования - лестничных площадок и клеток жилого многоквартирного дома N 8 по ул. Лермонтова в с. Кулунда, что не оспаривается сторонами, участвующими в деле.
Вместе с тем, Управлением не доказано, что данное затопление произошло вследствие ненадлежащего исполнения ТСЖ "Весна" своих обязанностей по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда - жилого многоквартирного дома N 8 по ул. Лермонтова в с. Кулунда.
Так, в обоснование отсутствия вины в совершении выявленного правонарушения, заявитель сослался на факт засорения канализационной трубы по вине жильцов дома вследствие их халатного обращения к общему имуществу. Факт засорения канализационной трубы тряпкой установлен и зафиксирован актом от 18.02.2010 года, составленным слесарями-сантехниками в присутствии председателя ТСЖ "Весна" Пилипенко Г.Л.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, административный орган в нарушении статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Судами отмечено, что засор канализационной трубы произошел и был устранен силами заявителя 18.02.2010, административным органом в ходе рассмотрения административного дела причины затопления не выяснялись, документы, устанавливающие обязанность ТСЖ "Весна" осуществлять замену конкретных инженерных коммуникаций в жилом доме в установленные сроки, не исследовались.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что ТСЖ "Весна" своевременно предприняло оперативные действия по устранению возникшей аварии, то есть, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований по эксплуатации жилых помещений и общественных помещений.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что ТСЖ "Весна" вменяется в вину непроведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома. Однако, административным органом не указано и из материалов дела не усматривается, какие именно мероприятия в данном случае не проводятся ТСЖ "Весна".
Представленные Управлением с административным делом ксерокопии фотографий заверены не были, подлинники не представлялись, что отмечено судами. Из данных ксерокопий фотографий невозможно сделать вывод о том, что они подтверждают доводы административного органа о нарушении ТСЖ "Весна" абз. 4 пункта 3.1, абз.1 пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".
Таким образом, исходя из анализа фактических обстоятельств дела, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявитель не мог знать и предположить возможность наступления и реальную возможность для предотвращения аварии на инженерном оборудовании (канализации) жилого многоквартирного дома; ТСЖ "Весна" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, которые могли бы исключить ответственность за произошедшее правонарушение.
Выводы судов о том, что административным органом не доказано событие административного правонарушения и не установлена вина ТСЖ "Весна" в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, являются правомерными.
Кроме того, суды установили, что административным органом не были исследованы все обстоятельства административного правонарушения: объяснение председателя ТСЖ "Весна" от 19.02.2010 N 11 и акт от 18.02.2010.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 13.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3174/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Табунском, Суетском районах - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.АНТИПИНА
О.И.АНТИПИНА
Судьи
В.И.ИЛЬИН
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.ИЛЬИН
В.И.НОВОСЕЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)