Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2010 ПО ДЕЛУ N А19-12750/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2010 г. по делу N А19-12750/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Иркутского районного муниципального образования на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-12750/2009 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" к Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным бездействия

при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН" (далее - заявитель, ЖСК "Сотрудник ОМОН") обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления земельного участка под жилищное строительство и обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов Жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" путем возложения на Администрацию Иркутского районного муниципального образования и обязанности предоставить в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" сроком на 49 лет земельный участок под жилищное строительство общей площадью 105 га, расположенный в Иркутском районе Иркутской области в поселке Западный, квартал "Александровский Посад" без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель пользуется земельным участком на законных основаниях, Администрация должна решить вопрос о предоставлении ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности: спорный земельный участок не является самостоятельным объектом гражданский прав, суд не исследовал вопрос о категории спорного земельного участка, с какого момента администрация бездействует, заявитель не осуществил государственный кадастровый учет предоставляемого земельного участка и не обращался с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, заявитель обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании постановлений главы Иркутского района от 28.04.2004 г. N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и от 12.07.2004 г. N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 50 га, расположенный слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск.
В 2005 году утвержден проект границ земельных участков общей площадью 105 га предоставляемых Администрацией Иркутского района Жилищно-строительному кооперативу "Сотрудник ОМОН" в п. Западный, квартал "Александровский Посад", согласованный с отделом архитектуры и градостроительства Администрации Иркутского района (план земельного участка, составленный 05.07.2005 г.).
На основании приказа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области от 29.12.2006 г. N 750 (т. 1 л.д. 137) утвержден акт выбора лесного фонда N 266 от 31.10.2006 г. с прилагаемым планом расширения ЖСК "Сотрудник ОМОН" в лесах 1 группы ФГУ "Иркутский лесхоз" в Иркутском районе Иркутской области.
В соответствии с письмом от 07.02.2007 г. N 02.02.16/728 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия "О переводе лесных земель" согласован выбор участка лесного фонда общей площадью 217,7 га, с переводом земель лесного фонда в земли поселения с целью расширения ЖСК "Сотрудник ОМОН".
Постановлением Администрации Иркутского районного муниципального образования от 02.03.2007 г. N 1171 "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" утвержден проект границ земельного участка, образованных в результате раздела земельного участка площадью 2 224 704 кв. м с кадастровым номером 38:06:0:0245, на землях населенных пунктов Мамоновского муниципального образования для организации жилищного строительства.
Заявитель в течение 2008 - 2009 гг. неоднократно обращался с заявлением в адрес Администрации Иркутского районного муниципального образования с просьбой принять решение об уточнении и согласовании границ и предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" сроком на 49 лет земельного участка под жилищное строительство общей площадью 105 га. До настоящего времени ответ от Администрации Иркутского районного муниципального образования не получен, соответствующее решение не принято.
Считая вышеуказанные бездействия органа местного самоуправления незаконными и нарушающим ее права и законные интересы, заявитель обжаловала их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействий) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
Из материалов дела видно, что Администрация в течение нескольких месяцев с момента обращения заявителя (10.06.2008 г.) с соответствующим заявлением не принимала решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В соответствии ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2004 году) предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов по продаже земельного участка или заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки предоставляются в аренду без аукциона, если до 30.12.2004 г. по заявлению гражданина или юридического лица начата процедура формирования земельного участка для подтверждения акта выбора земельного участка.
Из материалов дела следует, что Администрацией Иркутского районного муниципального образования приняты постановления о предоставлении земельного участка от 28.04.2004 г. N 1246 и от 12.07.2004 г. N 2037. Таким образом, процедура оформления земельного участка начата до 30.12.2004 г., следовательно, проведение аукциона не требуется.
Постановление администрации Иркутского района от 02.03.2007 г. N 1171 в части отмены постановлений от 28.04.2004 г. N 1246 и от 12.07.2004 г. N 2037 признано незаконным, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не осуществил государственный кадастровый учет, следовательно, спорный земельный участок не существует как объект гражданский прав, является несостоятельным в связи с тем, что до государственного кадастрового учета земельного участка необходимо провести работы по формированию земельного участка, что заявителем и выполнялось с 2004 года.
Судом первой инстанции установлено, что в постановлениях главы Иркутского района от 28.04.2004 г. N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и от 12.07.2004 г. N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" ЖСК "Сотрудник ОМОН" не указан срок, в течение которого заявитель должен провести государственный кадастровый учет и заключить с администрацией Иркутского района договор аренды предоставленного земельного участка.
Как уже отмечалось, 05.07.2005 г. составлен план земельного участка и Главой Администрации Иркутского района утвержден проект границ земельных участков общей площадью 105 га предоставляемых Администрацией Жилищно-строительному кооперативу "Сотрудник ОМОН" в п. Западный, квартал "Александровский Посад", согласованный с отделом архитектуры и градостроительства Администрации Иркутского района.
На основании приказа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области от 29.12.2006 г. N 750 утвержден акт выбора лесного фонда N 266 от 31.10.2006 г. с прилагаемым планом расширения ЖСК "Сотрудник ОМОН" в лесах 1 группы ФГУ "Иркутский лесхоз" в Иркутском районе Иркутской области.
В соответствии с письмом от 07.02.2007 г. N 02.02.16/728 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия "О переводе лесных земель" согласован выбор участка лесного фонда общей площадью 217,7 га, с переводом земель лесного фонда в земли поселения с целью расширения ЖСК "Сотрудник ОМОН".
Постановлением Администрации Иркутского района от 02.03.2007 г. N 1171 "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" утвержден проект границ земельного участка, образованных в результате раздела земельного участка площадью 2 224 704 кв. м с кадастровым номером 38:06:0:0245, на землях населенных пунктов Мамоновского муниципального образования для организации жилищного строительства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель пользуется земельным участком на законных основаниях.
Довод Администрации в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции не установлено, с какого момента администрацией осуществляется бездействие, является необоснованным.
Судом первой инстанции указано, что бездействие носит длящийся характер.
Так, после принятия постановлений в 2004 г. N 1246 и 2037 о предоставлении земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" в аренду общей площадью 50 га, заявитель в 2005 году обращался в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с вопросом оформления документов на предоставленные земельные участки и дополнительного предоставления земельного участка общей площадью 55 га для индивидуального строительства, что подтверждается письмом Администрации Иркутского района N 4796 от 22.12.2005 г. (т. 1 л.д. 99).
В 2005 г. утвержден проект границ земельного участка.
В 2006 году проводились работы по выбору участка лесного фонда для расширения ЖСК "Сотрудник ОМОН" в лесах 1 группы ФГУ "Иркутский лесхоз" в Иркутском районе Иркутской области, по переводу земельного участка из земель лесного фонда в земли поселений, что подтверждается справкой от 09.08.2005 г. (т. 1 л.д. 95), лесорубочным билетом N 183 от 27.10.2006 г. (т. 1 л.д. 96), протоколом совещания у начальника департамента по строительству администрации губернатора области В.А. Бобина от 22.08.2006 г. (т. 1 л.д. 100), письмом Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 22.03.2006 г. N 22-811/1и (т. 1 л.д. 110), проектом границ земельного участка от 17.01.2006 г. (т. 1 л.д. 111), приказом N 750 от 29.12.2006 г., актом выбора участка лесного фонда от 31.10.2006 г. N 266, письмом ЖСК "Сотрудник ОМОН" от 23.11.2006 г. N 35 (т. 1 л.д. 134).
В 2007 году проводились работы по внесению изменений на дежурной кадастровой карте, приведение в соответствие проекта границ земельного участка и государственного акта на право пользования землей, что подтверждается письмом Администрации Иркутского района от 21.05.2007 г. N 1455 (т. 1 л.д. 120), письмом ЖСК "Сотрудник ОМОН" от 29.05.2007 г. N 25 (т. 1 л.д. 121), письмом Департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства от 24.10.2007 г. N 59-37-1263/7 (т. 1 л.д. 132).
С 2008 года заявителем неоднократно в адрес Администрации Иркутского районного муниципального образования направлялись обращения с просьбой о предоставлении земельного участка в аренду, что подтверждается письмами ЖСК "Сотрудник ОМОН" от 28.04.2008 г. N 27 (т. 1 л.д. 125), от 10.06.2008 г. (т. 1 л.д. 10), от 13.08.2008 г. N 5804/ю, от 05.09.2008 г. N 6371/ю (т. 1 л.д. 47), от 11.02.2009 г. N 941/ю (т. 1 л.д. 45).
Администрацией Иркутского районного муниципального образования на данные обращения давались разные ответы, в том числе: ЖСК "Сотрудник ОМОН" не приобрел право на используемый земельный участок; не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и т.д.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно указано, что бездействие Администрации Иркутского районного муниципального образования является длящимся.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что резолютивная часть решения суда первой инстанции не соответствует ст. 170 АПК РФ, в частности суд первой инстанции указал в резолютивной части решения: обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН" путем решения вопроса о предоставлении в аренду Жилищно-строительному кооперативу "Сотрудник ОМОН" земельного участка под жилищное строительство общей площадью 105 га, расположенного в Иркутском районе, Иркутской области в пос. Западный, квартал "Александровский посад", тогда как заявитель обращался с требованием обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН" путем возложения обязанности предоставить в аренду земельный участок.
В соответствии со с п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела не усматривается, что оформлен в соответствии с требованиями законодательства кадастровый учет спорного земельного участка, следовательно, судом первой инстанции обоснованно указано, что администрация Иркутского районного муниципального образования должна решить вопрос о предоставлении ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка общей площадью 105 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный в соответствии с земельным законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы также были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что органом местного самоуправления в нарушение статей 29 - 32 Земельного кодекса РФ не соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, не принято решение о предоставлении земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН", а также заявителю не сообщено о причинах непринятия такого решения, поскольку отсутствие соответствующего решения лишает ЖСК "Сотрудник ОМОН" права на проведение дальнейших мероприятий, предшествующих принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства (обращение с заявкой об установлении границ земельного участка, его государственного кадастрового учета) либо на обжалование решения органа местного самоуправления, указанным бездействием нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-12750/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-12750/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)