Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Матанцева И.В.,
судей Лиходумовой С.Н. Мальцевой Т.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.11.2008 по делу N А71-6693/2008-Г13 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по тому же делу по иску товарищества собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом") к Минфину России, Министерству финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин Удмуртской Республики), при участии в деле в качестве третьих лиц Муниципального учреждения "Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска" (далее - Управление соцподдержки г. Ижевска), Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - Минсоцзащиты Удмуртской Республики), открытого акционерного общества "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" (далее - общество "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг"), о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Минфина России - Солдаткин А.А. (доверенность от 16.01.2009 N 1-102).
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
ТСЖ "Наш дом" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Минфину России и Минфину Удмуртской Республики о взыскании 45201 руб. 54 коп. в возмещение убытков, причиненных неисполнением обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам и инвалидам, 7383 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 1000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минсоцзащиты Удмуртской Республики, Управление соцподдержки г. Ижевска, общество "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг".
Решением суда от 20.11.2008 (судья Ахметова Л.Г.) с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Наш дом" взыскано 45201 руб. 54 коп. убытков, 500 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении иска к Минфину Удмуртской Республики отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 (судьи Мещерякова Т.И., Савельева Н.М., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение судами закона, подлежащего применению, неполное выяснение обстоятельств дела и ненадлежащую оценку доказательств. По мнению заявителя, настоящий спор возник в связи с ненадлежащим исполнением Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска (правопредшественник Управления соцподдержки г. Ижевска) обязательств по договорам 214-Ф от 13.12.2006 и N 231-В от 21.12.2006, в связи с чем суд должен был привлечь указанное лицо к участию в деле в качестве ответчика и рассматривать вопрос о взыскании денежных средств только с органов государственной власти Удмуртской Республики. Кроме того, Минфин России полагает, что меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, однако суды не исследовали вопрос о том, предпринимались ли уполномоченными органами какие-либо меры для перечисления истцу субвенций за спорный период в целях исполнения обязательств по вышеназванным договорам. Также заявитель указывает на то, что в соответствии с условиями договора N 231-В от 21.12.2006 сумма возмещения расходов составляет 25000 руб., при этом изменение условий договора (суммы договора) путем подписания дополнительного соглашения сторонами не производилось. Помимо этого, Минфин России полагает, что судами необоснованно взыскано 500 руб. в возмещение расходов на представителя, поскольку указанные расходы истцом документально не подтверждены, соглашение (договор) на оказание услуг между истцом и его представителем не представлен.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Наш дом" обеспечивает коммунальными услугами владельцев жилых и нежилых помещений.
В период с 01.05.2006 по 31.12.2006 истец за счет собственных средств предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С целью возмещения понесенных расходов между Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска (в настоящее время - Управление соцподдержки г. Ижевска) и ТСЖ "Наш дом" заключен договор N 214-Ф от 13.12.2006, в соответствии с которым Управление возмещает истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг категория граждан, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" (кроме ветеранов труда РФ), Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и другими Федеральными законами.
Кроме того, 21.12.2006 между Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска и ТСЖ "Наш дом" заключен договор N 231-В, в соответствии с которым Управление возмещает истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
Ссылаясь на то, что расходы на предоставление льгот указанным категория граждан в общей сумме 45201 руб. 54 коп. (3482 руб. 82 коп. по счету-фактуре N 00000001 от 20.12.2006 за предоставление льгот инвалидам за сентябрь 2006 года, 41718 руб. 72 коп. по счету-фактуре N 00000002 от 22.12.2006 за предоставление льгот ветеранам труда за период с мая по декабрь 2006 года) истцу возмещены не были, что повлекло возникновение у него убытков в указанной сумме, ТСЖ "Наш дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам товаров (работ, услуг), следует учитывать, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации. При этом факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21 организации, предоставляющие гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в уполномоченные органы списки граждан с указанием категории, основания предоставления льготы и суммы предоставленной скидки. Уполномоченные органы проводят с организациями сверку представленных списков, по результатам сверки составляется акт, подтверждающий сумму, подлежащую возмещению.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что ТСЖ "Наш дом" предъявило Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска список граждан, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за сентябрь 2006 года.
Уполномоченным органом проведена сверка предъявленного списка. По результатам сверки составлен акт от 01.10.2006, согласно которому представленный список на сумму 3482 руб. 82 коп. подтвержден и настоящий акт является основанием для возмещения понесенных ТСЖ "Наш дом" расходов в указанной сумме. На основании акта ТСЖ "Наш дом" Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска выставлен счет-фактура N 00000001 от 20.12.2006 на сумму 3482 руб. 82 коп.
При этом доказательств возмещения истцу указанных расходов не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку финансирование мер социальной поддержки инвалидов является расходным обязательством Российской Федерации, при этом выделенные из федерального бюджета в 2006 году денежные средства освоены соответствующими органами исполнительной власти Удмуртской Республики в полном объеме и доказательств их нецелевого использования не имеется, вывод судов о том, что исковые требования ТСЖ "Наш дом" о взыскании убытков в сумме 3482 руб. 82 коп. обоснованны и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, является правильным, соответствует требованиям закона и материалам дела.
В силу ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Государственным Советом Удмуртской Республики принят Закон Удмуртской Республики от 23.12.2004 N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике", которым предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов труда, в том числе, предоставление скидки по оплате коммунальных услуг в пределах установленной нормы площади жилья.
Согласно ст. 2 Закона Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" меры, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Удмуртской Республики. В соответствии с федеральным законодательством Удмуртской Республике предоставляются субсидии из федерального бюджета для софинансирования мер социальной поддержки в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" утвержден Федеральный фонд софинансирования социальных расходов на 2006 год, средства которого направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 15 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" на частичное возмещение расходов бюджета Удмуртской Республики из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на 2006 год на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда выделена субсидия в размере 44005,9 тыс. руб.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательство по частичному финансированию (софинансированию) мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций ТСЖ "Наш дом" предъявляло Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска списки граждан, являющихся ветеранами труда и пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона "О ветеранах" за май - сентябрь 2006 года.
Уполномоченным органом проведена сверка предъявленных списков. По результатам сверки составлены акты от 01.06.2006, 01.07.2006, 01.08.2006, 01.09.2006, 01.10.2006, согласно которым представленные списки подтверждены на указанные в них суммы. На основании актов ТСЖ "Наш дом" Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска выставлен счет-фактура N 00000002 от 22.12.2006 на общую сумму 41718 руб. 72 коп., соответствующую подтвержденным спискам.
Между тем доказательств возмещения истцу указанных расходов не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом согласно отчету об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2006 год бюджет по статьям "обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда" и "субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на частичное возмещение расходов бюджетов на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда" исполнен в полном объеме, доказательств нецелевого использования средств не имеется.
Учитывая положения Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-п, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае при недостаточности средств в бюджете субъекта Российской Федерации, указанные расходы истца подлежат возмещению Российской Федерацией.
При таких обстоятельствах суждение судов о том, что требования ТСЖ "Наш дом" о взыскании убытков в сумме 41718 руб. 72 коп. также обоснованны и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в том числе те, на которые ссылается податель жалобы, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.11.2008 по делу N А71-6693/2008-Г13 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.04.2009 N Ф09-1908/09-С4 ПО ДЕЛУ N А71-6693/2008-Г13
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2009 г. N Ф09-1908/09-С4
Дело N А71-6693/2008-Г13
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Матанцева И.В.,
судей Лиходумовой С.Н. Мальцевой Т.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.11.2008 по делу N А71-6693/2008-Г13 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по тому же делу по иску товарищества собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом") к Минфину России, Министерству финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин Удмуртской Республики), при участии в деле в качестве третьих лиц Муниципального учреждения "Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска" (далее - Управление соцподдержки г. Ижевска), Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - Минсоцзащиты Удмуртской Республики), открытого акционерного общества "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" (далее - общество "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг"), о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Минфина России - Солдаткин А.А. (доверенность от 16.01.2009 N 1-102).
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
ТСЖ "Наш дом" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Минфину России и Минфину Удмуртской Республики о взыскании 45201 руб. 54 коп. в возмещение убытков, причиненных неисполнением обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам и инвалидам, 7383 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 1000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минсоцзащиты Удмуртской Республики, Управление соцподдержки г. Ижевска, общество "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг".
Решением суда от 20.11.2008 (судья Ахметова Л.Г.) с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Наш дом" взыскано 45201 руб. 54 коп. убытков, 500 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении иска к Минфину Удмуртской Республики отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 (судьи Мещерякова Т.И., Савельева Н.М., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение судами закона, подлежащего применению, неполное выяснение обстоятельств дела и ненадлежащую оценку доказательств. По мнению заявителя, настоящий спор возник в связи с ненадлежащим исполнением Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска (правопредшественник Управления соцподдержки г. Ижевска) обязательств по договорам 214-Ф от 13.12.2006 и N 231-В от 21.12.2006, в связи с чем суд должен был привлечь указанное лицо к участию в деле в качестве ответчика и рассматривать вопрос о взыскании денежных средств только с органов государственной власти Удмуртской Республики. Кроме того, Минфин России полагает, что меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, однако суды не исследовали вопрос о том, предпринимались ли уполномоченными органами какие-либо меры для перечисления истцу субвенций за спорный период в целях исполнения обязательств по вышеназванным договорам. Также заявитель указывает на то, что в соответствии с условиями договора N 231-В от 21.12.2006 сумма возмещения расходов составляет 25000 руб., при этом изменение условий договора (суммы договора) путем подписания дополнительного соглашения сторонами не производилось. Помимо этого, Минфин России полагает, что судами необоснованно взыскано 500 руб. в возмещение расходов на представителя, поскольку указанные расходы истцом документально не подтверждены, соглашение (договор) на оказание услуг между истцом и его представителем не представлен.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Наш дом" обеспечивает коммунальными услугами владельцев жилых и нежилых помещений.
В период с 01.05.2006 по 31.12.2006 истец за счет собственных средств предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С целью возмещения понесенных расходов между Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска (в настоящее время - Управление соцподдержки г. Ижевска) и ТСЖ "Наш дом" заключен договор N 214-Ф от 13.12.2006, в соответствии с которым Управление возмещает истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг категория граждан, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" (кроме ветеранов труда РФ), Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и другими Федеральными законами.
Кроме того, 21.12.2006 между Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска и ТСЖ "Наш дом" заключен договор N 231-В, в соответствии с которым Управление возмещает истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
Ссылаясь на то, что расходы на предоставление льгот указанным категория граждан в общей сумме 45201 руб. 54 коп. (3482 руб. 82 коп. по счету-фактуре N 00000001 от 20.12.2006 за предоставление льгот инвалидам за сентябрь 2006 года, 41718 руб. 72 коп. по счету-фактуре N 00000002 от 22.12.2006 за предоставление льгот ветеранам труда за период с мая по декабрь 2006 года) истцу возмещены не были, что повлекло возникновение у него убытков в указанной сумме, ТСЖ "Наш дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам товаров (работ, услуг), следует учитывать, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации. При этом факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21 организации, предоставляющие гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в уполномоченные органы списки граждан с указанием категории, основания предоставления льготы и суммы предоставленной скидки. Уполномоченные органы проводят с организациями сверку представленных списков, по результатам сверки составляется акт, подтверждающий сумму, подлежащую возмещению.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что ТСЖ "Наш дом" предъявило Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска список граждан, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за сентябрь 2006 года.
Уполномоченным органом проведена сверка предъявленного списка. По результатам сверки составлен акт от 01.10.2006, согласно которому представленный список на сумму 3482 руб. 82 коп. подтвержден и настоящий акт является основанием для возмещения понесенных ТСЖ "Наш дом" расходов в указанной сумме. На основании акта ТСЖ "Наш дом" Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска выставлен счет-фактура N 00000001 от 20.12.2006 на сумму 3482 руб. 82 коп.
При этом доказательств возмещения истцу указанных расходов не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку финансирование мер социальной поддержки инвалидов является расходным обязательством Российской Федерации, при этом выделенные из федерального бюджета в 2006 году денежные средства освоены соответствующими органами исполнительной власти Удмуртской Республики в полном объеме и доказательств их нецелевого использования не имеется, вывод судов о том, что исковые требования ТСЖ "Наш дом" о взыскании убытков в сумме 3482 руб. 82 коп. обоснованны и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, является правильным, соответствует требованиям закона и материалам дела.
В силу ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Государственным Советом Удмуртской Республики принят Закон Удмуртской Республики от 23.12.2004 N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике", которым предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов труда, в том числе, предоставление скидки по оплате коммунальных услуг в пределах установленной нормы площади жилья.
Согласно ст. 2 Закона Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" меры, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Удмуртской Республики. В соответствии с федеральным законодательством Удмуртской Республике предоставляются субсидии из федерального бюджета для софинансирования мер социальной поддержки в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" утвержден Федеральный фонд софинансирования социальных расходов на 2006 год, средства которого направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 15 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" на частичное возмещение расходов бюджета Удмуртской Республики из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на 2006 год на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда выделена субсидия в размере 44005,9 тыс. руб.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательство по частичному финансированию (софинансированию) мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций ТСЖ "Наш дом" предъявляло Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска списки граждан, являющихся ветеранами труда и пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона "О ветеранах" за май - сентябрь 2006 года.
Уполномоченным органом проведена сверка предъявленных списков. По результатам сверки составлены акты от 01.06.2006, 01.07.2006, 01.08.2006, 01.09.2006, 01.10.2006, согласно которым представленные списки подтверждены на указанные в них суммы. На основании актов ТСЖ "Наш дом" Управлению по социальной защите населения Администрации г. Ижевска выставлен счет-фактура N 00000002 от 22.12.2006 на общую сумму 41718 руб. 72 коп., соответствующую подтвержденным спискам.
Между тем доказательств возмещения истцу указанных расходов не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом согласно отчету об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2006 год бюджет по статьям "обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда" и "субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на частичное возмещение расходов бюджетов на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда" исполнен в полном объеме, доказательств нецелевого использования средств не имеется.
Учитывая положения Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-п, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае при недостаточности средств в бюджете субъекта Российской Федерации, указанные расходы истца подлежат возмещению Российской Федерацией.
При таких обстоятельствах суждение судов о том, что требования ТСЖ "Наш дом" о взыскании убытков в сумме 41718 руб. 72 коп. также обоснованны и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в том числе те, на которые ссылается податель жалобы, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.11.2008 по делу N А71-6693/2008-Г13 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
МАТАНЦЕВ И.В.
Судьи
ЛИХОДУМОВА С.Н.
МАЛЬЦЕВА Т.С.
МАТАНЦЕВ И.В.
Судьи
ЛИХОДУМОВА С.Н.
МАЛЬЦЕВА Т.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)