Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2010 N КГ-А41/7171-10 ПО ДЕЛУ N А41-К2-21914/07 ТРЕБОВАНИЕ: ОБ ОТМЕНЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ПРЕДМЕТОМ ОБЖАЛОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗДЕЙСТВИЕ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕРАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОД МАЛОЭТАЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА.

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2010 г. N КГ-А41/7171-10

Дело N А41-К2-21914/07

резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2010 г.
в полном объеме постановление изготовлено 21 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой Е.А.
судей Русаковой О.И. и Бусаровой Л.В.
при участии в заседании:
- от заявителя - Молдован В.М. по дов. от 07.07.2010 г.;
- от ответчика - Ермоленко С. В. по дов. N 30-д от 11.06.2010 г.;
- от заявителя к/ж - Власкин А.А. по дов. N 29 от 28.05.2010 г.;
- рассмотрев 14 июля 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Сергиев-Посад Московской области (в порядке ст. 42 АПК РФ)
на определение от 18 февраля 2008 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Антоновым В.И.,
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Доступное жилье"
об обязании принять решение
к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

установил:

ЖСК "Доступное жилье" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением об обязании ответчика принять решение о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу "Доступное жилье" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 445 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев-Посад, г. Сергиев-Посад, в районе ул. Советская, под малоэтажное жилищное строительство.
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2008 года по делу N А41-К2-21914/07 утверждено мировое соглашение между Жилищно-строительным кооперативом "Доступное жилье" и Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на следующих условиях: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обязуется в течение пяти дней после вынесения определения об утверждении настоящего мирового соглашения принять решение о предоставлении в аренду на 49 лет Жилищно-строительному кооперативу "Доступное жилье" земельного участка площадью 445 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев-Посад, г. Сергиев-Посад, в районе ул. Советская, под малоэтажное жилищное строительство.
Производство по делу прекращено.
Утверждая мировое соглашение, суд первой инстанции руководствовался ст. 49 АПК РФ (ч. ч. 4, 5) исходил из того, что его условия соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов других лиц.




В кассационной жалобе, поданной в порядке ст. 42 АПК РФ, Администрация города Сергиев-Посад Московской области просит определение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2008 г. отменить, поскольку считает, что суд нарушил (неправильно применил) нормы материального права: ст. ст. 30, 38 ЗК РФ, не принял во внимание положения Федерального закона от 27.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушил нормы процессуального права: ст. 49 АПК РФ, а вывод суда о том, что условия мирового соглашения соответствуют требованиям гражданского законодательства и не нарушают прав и законных интересы других лиц, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, в связи с чем заявитель просит направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Заявитель в жалобе также указал, что спорный земельный участок в силу положений ст. 30 ЗК РФ мог быть предоставлен истцу только на основании результатов проведенного открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, при этом должен быть соблюден установленный указанной нормой ЗК РФ порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в противном случае заключение мирового соглашение приводит к неправомерному освобождению заявителя от обязанности соблюдения установленной законом процедуры предоставления земельного участка.
Кроме того, заявитель в жалобе сослался на то, что заключенное мирового соглашение противоречит ст. 6 ЗК РФ, устанавливающей, что земельный участок может выступать объектом гражданских отношений только в случае, если его границы определены в установленном порядке, в то время как указанный в мировом соглашении земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, а также сослался на нарушение мировым соглашением прав и законных интересов Администрации города Сергиев-Посад Московской области, жителей этого города, и на несоответствие мирового соглашения требованиям, заявленным по настоящему делу ЖСК "Доступное жилье".
В судебном заседании представитель Администрации города Сергиев-Посад Московской области поддержал доводы кассационной жалобы, представители Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ЖСК "Доступное жилье" возражали против удовлетворения жалобы, считая, что доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, а обжалуемое определение - законным и обоснованным.
В отзывах на кассационную жалобу, поступивших от ЖСК "Доступное жилье" и Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, содержится просьба об отклонении кассационной жалобы и указывается на то, что обжалуемое определение является законным и обоснованным, учитывая, что в данном случае речь идет о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, что исключает необходимость проведения аукциона, а отсутствие постановки земельного участка на кадастровый учет не свидетельствует о незаконности мирового соглашения, поскольку касается вопросов его исполнения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов суда, содержащихся в оспариваемом судебном акте, фактическим обстоятельствам, установленным по делу, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое определение подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда об отсутствии оснований для отказа в заключении мирового соглашения по настоящему делу, не является достаточно обоснованным.
Из материалов дела усматривается, что предметом обжалования по настоящему делу является бездействие Администрации Сергиево-Посадского района Московской области, выраженное в нерассмотрении Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области заявления ЖСК "Доступное жилье" о предоставлении под малоэтажное строительство земельного участка площадью 445 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев-Посад, г. Сергиев-Посад, в районе ул. Советская.
При принятии указанного заявления к производству суду первой инстанции, исходя из положений ст. ст. 133, 135 АПК РФ, необходимо было надлежащим образом определить состав лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса.
Между тем, судом не учтено, что поскольку земельный участок, о предоставлении которого заявлены ЖСК "Доступное жилье" требования по настоящему делу, расположен в городе Сергиев-Посад, черте городского поселения Сергиев-Посад Московской области, на что прямо указывали имеющиеся в деле документы - л.д. 31, следовало к участию в настоящем деле привлечь Администрацию г. Сергиев-Посад Московской области с целью полного и всестороннего установления фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также учитывая, что решение по делу может затронуть права и законные интересы администрации территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с положениями п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Принятие судебного акта о правах и законных интересах лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены судебного акта (п. 4 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).
Кроме того, утверждая мировое соглашение, суд надлежащим образом не исследовал вопрос о том, не противоречат ли условия соглашения требования земельного законодательства, притом, что требования по настоящему делу заявлены в соответствии со ст. 198, 199, 201 АПК РФ, направлены на обжалование бездействия администрации, т.е. заявлены в сфере публично-правовых отношений, в связи с чем суду необходимо было проверить вопрос о возможности заключения мирового соглашения по заявленным требованиям.
Также судом не было учтено, что намерение сторон заключить мировое соглашение не исключает необходимость проверки обоснованности заявленных требований, однако судом не было учтено, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Между тем из содержания обжалованного определения Арбитражного суда Московской области не усматривается, были ли судом проверены обоснованность заявленных требований и, соответственно, условия мирового соглашения на соответствие вышеуказанным требованиям земельного законодательства, в том числе, в части требований о предоставлении земельного участка для соответствующих целей на основании аукциона (по общему правилу) и необходимости надлежащего формирования земельного участка, тем более что в материалы дела на момент заключения мирового соглашения не было представлено данных о проведении в отношении спорного участка кадастрового учета.
В этой связи вывод суда об отсутствии оснований для отказа в заключении мирового соглашения не может быть признан обоснованным.
Следует также отметить несоответствие условий мирового соглашения предмету заявленных требований, поскольку обжалование бездействия административного органа предполагает в случае их удовлетворения возложение на соответствующий орган обязанности рассмотреть обращение заявителя, но не принять определенное решение.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Администрации города Сергиев-Посад Московской области, исследовать вопрос о возможности заключения мирового соглашения в рамках заявленных требований, учитывая установленную Земельным кодексом РФ определенную процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства, при правильном применении норм материального и процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2008 года по делу N А41-К2-21914/07 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Е.А.ПЕТРОВА

Судьи
О.И.РУСАКОВА
Л.В.БУСАРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)