Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6305/2010) открытого акционерного общества "Водоканал" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.06.2010 по делу N А70-3492/2010 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску открытого акционерного общества "Водоканал" к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга",
третье лицо: открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр"
о взыскании задолженности в размере 762 178 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Водоканал" - представитель не явился, извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Услуга" - директор Приймак В.Д. (приказ N 2-к от 12.01.2009 сроком на три года);
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - представитель не явился, извещено;
- установил:
Открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга" (далее - ООО "Услуга", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 762 052 руб. 79 коп. задолженности за оказанные в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 услуги по водоснабжению и водоотведению.
Определением суда от 07.04.2010 по делу N А70-3492/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.06.2010 по делу N А70-3492/2010 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Услуга" в пользу ОАО "Водоканал" взыскана задолженность в размере 31756 руб. 84 коп. С ООО "Услуга" в доход федерального бюджета взыскано 843 руб. 51 коп. государственной пошлины. С ОАО "Водоканал" в доход федерального бюджета взыскано 19 397 руб. 54 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, ОАО "Водоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить, взыскать с ответчика задолженность в полном объеме - в сумме 762 052 руб. 79 коп., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Считает, что начисление абонентской платы за предоставленные услуги водоснабжения и водоотведения должны осуществляться из расчета фактически проживающих граждан, тогда как ОАО "ТРИЦ" производит начисления по числу зарегистрированных граждан. Пояснил, что агентский договор был заключен с ОАО "ТРИЦ" только для компенсации его расходов.
ООО "Услуга" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "ТРИЦ" письменный отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Представители ОАО "Водоканал", ОАО "ТРИЦ", надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство истца.
Представитель ответчика высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ООО "Услуга" согласно перечню данных домов, заключили договоры на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Предметом заключенных с ООО "Услуга" договоров управления многоквартирными жилыми домами является, в том числе, выбор управляющей организацией обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров в интересах, от имени и за счет собственников (пункты 2.1.1 договоров); контроль за обеспечением потребителей коммунальными услугами установленного качества в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления (пункты 2.1.4 договоров); осуществление функции по начислению, сбору платежей потребителей за содержание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги (пункты 2.1.6 договоров).
Руководствуясь нормами материального права (статьями 421 Гражданского кодекса РФ, статьями 161, 162, 164 Жилищного кодекса РФ) и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передали управляющей организации - ООО "Услуга" весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются, в том числе, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
ОАО "Водоканал" в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 в отсутствие письменного договора с ООО "Услуга" фактически оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "Услуг", что сторонами не оспаривается.
По утверждению истца, предоставленные услуги ответчик оплачивал частично, в связи с чем за период с 01 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года образовалась задолженность в размере 762 052 руб. 79 коп.
Проверяя доводы истца, суд первой инстанции правильно учитывал обстоятельства, в которых складывались взаимоотношения сторон в связи с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела подтверждается, что в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 взаимоотношения сторон в связи с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения опосредованы участием в них третьего лица - ОАО "ТРИЦ", действующего на основании заключенных с ОАО "Водоканал" и ООО "Услуга" договоров.
Между ОАО "Водоканал" и ОАО "ТРИЦ" заключен агентский договор N 104/06-П от 27.12.2006, по условиям которого ОАО "ТРИЦ" выполняет в интересах ОАО "Водоканал": (1) организацию системы платежей за услуги водоснабжения и канализации, оказываемые ОАО "Водоканал" потребителям; (2) начисление суммы за водоснабжение и канализацию; (3) изготовление и доставку счетов, выставленных потребителям; (4) учет денежных средств, оплаченных потребителями; (5) своевременное представление информации и отчетности по выполненным работам (пункт 1.1.2 договора).
Договор N 104/06-П от 27.12.2006 между ОАО "ТРИЦ" и ОАО "Водоканал" (с дополнительным соглашением от 27.12.2006) является действующим и обязательным для контрагентов.
В свою очередь, ООО "Услуга" также заключило с ОАО "ТРИЦ" договор N 130/08-П от 01.07.2008 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за жилищно-коммунальные услуги. По указанному договору ООО "Услуга" поручило, а ОАО "ТРИЦ" обязалось осуществлять комплекс мероприятий по начислению и организации системы платежей за услуги населению, включая: (1) организацию системы платежей за услуги, оказываемые ООО "Услуга" потребителям; (2) начисление суммы за услуги, оказываемые ООО "Услуга"; (3) изготовление и доставку счетов, выставленных потребителям; (4) учет денежных средств, оплаченных потребителями; (5) своевременное представление информации и отчетности ООО "Услуга" по выполненным работам в сроки и по приложениям, определенным договором.
В пункте 2.6 агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006 ОАО "Водоканал" и ОАО "ТРИЦ" согласовали, что потребителем признается физическое лицо, являющееся собственником жилого помещения (дома, квартиры и т.п. независимо от формы собственности жилищного фонда), либо лицо, занимающее жилое помещение по договору социального, коммерческого найма, зарегистрированное в данном жилом помещении.
В договоре N 130/08-П от 01.07.2008 между ООО "Услуги" и ОАО "ТРИЦ" имеется аналогичный пункт 2.6, в котором потребителем признается лицо, занимающее жилое помещение и зарегистрированное в нем.
В соответствии с условиями договора N 130/08-П от 01.07.2008 ОАО "ТРИЦ" выставляло счета населению за оказанные ООО "Услуги" коммунальные услуги, в том числе за водоснабжение и канализацию. Поступившие от жильцов в оплату оказанных услуг за водоснабжение и водоотведение денежные суммы ОАО "ТРИЦ" перечисляло на счет ОАО "Водоканал" в соответствии с условиями агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006.
Таким образом, расчеты между истцом и ответчиком за предоставленные услуги осуществляются через третье лицо - ОАО "ТРИЦ" и регулируются двумя вышеназванными договорами.
ОАО "ТРИЦ" представило в материалы дела информацию по начислению стоимости услуг и их оплате гражданами, проживающими в обслуживаемых ответчиком домах, в соответствии с которой долг по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.07.2008 по 31.12.2009 составляет 31 756 руб. 84 коп.
ОАО "Водоканал" указывает, что одной из причин обращения в арбитражный суд с настоящими иском стало неверное начисление ОАО "ТРИЦ" сумм за водоснабжение и канализацию, а именно: наличие нулевых показателей по начислению оплаты для части жилых помещений. Также истец считает, что начисление абонентской платы за предоставленные услуги водоснабжения и водоотведения должны осуществляться из расчета фактически проживающих граждан, тогда как ОАО "ТРИЦ" производит начисления по числу зарегистрированных граждан.
Суд апелляционной инстанции считает позицию истца не соответствующей нормам материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: (1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма - с момента заключения такого договора; (2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения соответствующего договора аренды; (3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения такого договора; (4) члена жилищного кооператива - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; (5) собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В пункте 2.3 агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006 ОАО "Водоканал" и ОАО "ТРИЦ" определили, что под начисленной суммой понимается сумма, начисленная по лицевому счету за услуги водоснабжения и канализации в соответствии с действующими тарифами, количеством зарегистрированных граждан, степени благоустройства по конкретному жилому помещению.
Пунктом 2.4 договора агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006 установлено, что под суммой, выставленной к оплате, понимается начисленная сумма за минусом имеющихся у агента официальных данных об авариях и иных недопоставках услуг.
Указанные условия договора соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно подпункту 3 пункта 1 Приложения N 2 ("Расчет размера платы за коммунальные услуги"), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле: Pky.i = ni x Nj x Tky,
- где: ni - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- Nj - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на 1 чел.);
- Tky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Как следует из пояснений третьего лица, при расчете задолженности ответчика ОАО "ТРИЦ" использовало сведения о количестве официально зарегистрированных жителей в домах, находящихся под управлением ООО "Услуга", представленных территориальным органом Федеральной миграционной службы, а также тарифами на жилищно-коммунальные услуги, утвержденными Администрацией г. Ишима.
Истец также по существу подтвердил, что ОАО "ТРИЦ" производило начисление платы исходя из количества зарегистрированных граждан.
Правильно оценив представленные в материалы дела третьим лицом сведения, основанные на фактически подтвержденных данных и составленные с учетом нормативных актов и условий агентского договора между истцом и третьим лицом, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
По условиям указанного договора ОАО "ТРИЦ" выполняет в интересах ОАО "Водоканал" начисление суммы за водоснабжение и канализацию. При этом под начисленной суммой стороны договорились понимать сумму, начисленную по лицевому счету за услуги водоснабжения и канализации в соответствии с действующими тарифами, количеством зарегистрированных граждан, степени благоустройства по конкретному жилому помещению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что расчет ОАО "ТРИЦ" представляет собой начисления гражданам за оказываемые ООО "Услуги" услуги и может рассматриваться лишь в разрезе "управляющая организация" - "гражданин".
В связи с этим начисление ОАО "ТРИЦ" оплаты за водопотребление и водоотведение с учетом количества зарегистрированных граждан соответствует указанной выше формуле расчета, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как пояснил истец, выявление фактов нулевых начислений по ряду жилых помещений повлекло проведение проверки ОАО "Водоканал" приборов учета воды, установленных в жилых помещениях, в результате которой также было установлено, что количество фактически проживающих в квартирах жильцов не соответствует количеству зарегистрированных граждан в проверенных жилых помещениях.
Ссылаясь на данное обстоятельство и проведенную выборочную проверку, истец в составленном расчете произвел начисление платы за водопотребление и водоотведение, исходя из самостоятельно определенного им количества граждан, причем, применил его при расчете за весь исковой период (с 01 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года) по всем обслуживаемым ООО "Услуга" домам, в результате чего определил задолженность ответчика в сумме 762 052 руб. 79 коп.
Однако истец нормативно не обосновал такую методику расчета, и она не соответствует изложенным выше положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Расчет ОАО "Водоканал" построен на данных, носящих вероятностный характер.
Кроме того, сведения о количестве проживающих граждан носят временный характер, так как количество проживающих граждан может меняться с течением времени, между тем истец, проведя проверку единожды, применил данные о количестве проживающих к расчету по всему периоду задолженности: 01 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан с учета возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).
ОАО "Водоканал" не представило суду допустимых доказательств, подтверждающих его доводы о несоответствии количества зарегистрированных и фактически проживающих граждан в домах, обслуживаемых ООО "Услуга", а также размер задолженности в заявленной им сумме - 762 052 руб. 79 коп.
Поэтому суд первой инстанции, частично удовлетворив предъявленные требования и взыскав с ответчика в пользу истца задолженность в подтвержденном размере - в сумме 31 756 руб. 84 коп., принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ОАО "Водоканал" оставляется без удовлетворения. Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17 июня 2010 года по делу N А70-3492/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2010 ПО ДЕЛУ N А70-3492/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2010 г. по делу N А70-3492/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6305/2010) открытого акционерного общества "Водоканал" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.06.2010 по делу N А70-3492/2010 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску открытого акционерного общества "Водоканал" к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга",
третье лицо: открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр"
о взыскании задолженности в размере 762 178 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Водоканал" - представитель не явился, извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Услуга" - директор Приймак В.Д. (приказ N 2-к от 12.01.2009 сроком на три года);
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - представитель не явился, извещено;
- установил:
Открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга" (далее - ООО "Услуга", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 762 052 руб. 79 коп. задолженности за оказанные в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 услуги по водоснабжению и водоотведению.
Определением суда от 07.04.2010 по делу N А70-3492/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.06.2010 по делу N А70-3492/2010 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Услуга" в пользу ОАО "Водоканал" взыскана задолженность в размере 31756 руб. 84 коп. С ООО "Услуга" в доход федерального бюджета взыскано 843 руб. 51 коп. государственной пошлины. С ОАО "Водоканал" в доход федерального бюджета взыскано 19 397 руб. 54 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, ОАО "Водоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить, взыскать с ответчика задолженность в полном объеме - в сумме 762 052 руб. 79 коп., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Считает, что начисление абонентской платы за предоставленные услуги водоснабжения и водоотведения должны осуществляться из расчета фактически проживающих граждан, тогда как ОАО "ТРИЦ" производит начисления по числу зарегистрированных граждан. Пояснил, что агентский договор был заключен с ОАО "ТРИЦ" только для компенсации его расходов.
ООО "Услуга" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "ТРИЦ" письменный отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Представители ОАО "Водоканал", ОАО "ТРИЦ", надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство истца.
Представитель ответчика высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ООО "Услуга" согласно перечню данных домов, заключили договоры на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Предметом заключенных с ООО "Услуга" договоров управления многоквартирными жилыми домами является, в том числе, выбор управляющей организацией обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров в интересах, от имени и за счет собственников (пункты 2.1.1 договоров); контроль за обеспечением потребителей коммунальными услугами установленного качества в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления (пункты 2.1.4 договоров); осуществление функции по начислению, сбору платежей потребителей за содержание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги (пункты 2.1.6 договоров).
Руководствуясь нормами материального права (статьями 421 Гражданского кодекса РФ, статьями 161, 162, 164 Жилищного кодекса РФ) и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передали управляющей организации - ООО "Услуга" весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются, в том числе, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
ОАО "Водоканал" в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 в отсутствие письменного договора с ООО "Услуга" фактически оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "Услуг", что сторонами не оспаривается.
По утверждению истца, предоставленные услуги ответчик оплачивал частично, в связи с чем за период с 01 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года образовалась задолженность в размере 762 052 руб. 79 коп.
Проверяя доводы истца, суд первой инстанции правильно учитывал обстоятельства, в которых складывались взаимоотношения сторон в связи с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела подтверждается, что в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 взаимоотношения сторон в связи с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения опосредованы участием в них третьего лица - ОАО "ТРИЦ", действующего на основании заключенных с ОАО "Водоканал" и ООО "Услуга" договоров.
Между ОАО "Водоканал" и ОАО "ТРИЦ" заключен агентский договор N 104/06-П от 27.12.2006, по условиям которого ОАО "ТРИЦ" выполняет в интересах ОАО "Водоканал": (1) организацию системы платежей за услуги водоснабжения и канализации, оказываемые ОАО "Водоканал" потребителям; (2) начисление суммы за водоснабжение и канализацию; (3) изготовление и доставку счетов, выставленных потребителям; (4) учет денежных средств, оплаченных потребителями; (5) своевременное представление информации и отчетности по выполненным работам (пункт 1.1.2 договора).
Договор N 104/06-П от 27.12.2006 между ОАО "ТРИЦ" и ОАО "Водоканал" (с дополнительным соглашением от 27.12.2006) является действующим и обязательным для контрагентов.
В свою очередь, ООО "Услуга" также заключило с ОАО "ТРИЦ" договор N 130/08-П от 01.07.2008 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за жилищно-коммунальные услуги. По указанному договору ООО "Услуга" поручило, а ОАО "ТРИЦ" обязалось осуществлять комплекс мероприятий по начислению и организации системы платежей за услуги населению, включая: (1) организацию системы платежей за услуги, оказываемые ООО "Услуга" потребителям; (2) начисление суммы за услуги, оказываемые ООО "Услуга"; (3) изготовление и доставку счетов, выставленных потребителям; (4) учет денежных средств, оплаченных потребителями; (5) своевременное представление информации и отчетности ООО "Услуга" по выполненным работам в сроки и по приложениям, определенным договором.
В пункте 2.6 агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006 ОАО "Водоканал" и ОАО "ТРИЦ" согласовали, что потребителем признается физическое лицо, являющееся собственником жилого помещения (дома, квартиры и т.п. независимо от формы собственности жилищного фонда), либо лицо, занимающее жилое помещение по договору социального, коммерческого найма, зарегистрированное в данном жилом помещении.
В договоре N 130/08-П от 01.07.2008 между ООО "Услуги" и ОАО "ТРИЦ" имеется аналогичный пункт 2.6, в котором потребителем признается лицо, занимающее жилое помещение и зарегистрированное в нем.
В соответствии с условиями договора N 130/08-П от 01.07.2008 ОАО "ТРИЦ" выставляло счета населению за оказанные ООО "Услуги" коммунальные услуги, в том числе за водоснабжение и канализацию. Поступившие от жильцов в оплату оказанных услуг за водоснабжение и водоотведение денежные суммы ОАО "ТРИЦ" перечисляло на счет ОАО "Водоканал" в соответствии с условиями агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006.
Таким образом, расчеты между истцом и ответчиком за предоставленные услуги осуществляются через третье лицо - ОАО "ТРИЦ" и регулируются двумя вышеназванными договорами.
ОАО "ТРИЦ" представило в материалы дела информацию по начислению стоимости услуг и их оплате гражданами, проживающими в обслуживаемых ответчиком домах, в соответствии с которой долг по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.07.2008 по 31.12.2009 составляет 31 756 руб. 84 коп.
ОАО "Водоканал" указывает, что одной из причин обращения в арбитражный суд с настоящими иском стало неверное начисление ОАО "ТРИЦ" сумм за водоснабжение и канализацию, а именно: наличие нулевых показателей по начислению оплаты для части жилых помещений. Также истец считает, что начисление абонентской платы за предоставленные услуги водоснабжения и водоотведения должны осуществляться из расчета фактически проживающих граждан, тогда как ОАО "ТРИЦ" производит начисления по числу зарегистрированных граждан.
Суд апелляционной инстанции считает позицию истца не соответствующей нормам материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: (1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма - с момента заключения такого договора; (2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения соответствующего договора аренды; (3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения такого договора; (4) члена жилищного кооператива - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; (5) собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В пункте 2.3 агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006 ОАО "Водоканал" и ОАО "ТРИЦ" определили, что под начисленной суммой понимается сумма, начисленная по лицевому счету за услуги водоснабжения и канализации в соответствии с действующими тарифами, количеством зарегистрированных граждан, степени благоустройства по конкретному жилому помещению.
Пунктом 2.4 договора агентского договора N 104/06-П от 27.12.2006 установлено, что под суммой, выставленной к оплате, понимается начисленная сумма за минусом имеющихся у агента официальных данных об авариях и иных недопоставках услуг.
Указанные условия договора соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно подпункту 3 пункта 1 Приложения N 2 ("Расчет размера платы за коммунальные услуги"), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле: Pky.i = ni x Nj x Tky,
- где: ni - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- Nj - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на 1 чел.);
- Tky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Как следует из пояснений третьего лица, при расчете задолженности ответчика ОАО "ТРИЦ" использовало сведения о количестве официально зарегистрированных жителей в домах, находящихся под управлением ООО "Услуга", представленных территориальным органом Федеральной миграционной службы, а также тарифами на жилищно-коммунальные услуги, утвержденными Администрацией г. Ишима.
Истец также по существу подтвердил, что ОАО "ТРИЦ" производило начисление платы исходя из количества зарегистрированных граждан.
Правильно оценив представленные в материалы дела третьим лицом сведения, основанные на фактически подтвержденных данных и составленные с учетом нормативных актов и условий агентского договора между истцом и третьим лицом, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
По условиям указанного договора ОАО "ТРИЦ" выполняет в интересах ОАО "Водоканал" начисление суммы за водоснабжение и канализацию. При этом под начисленной суммой стороны договорились понимать сумму, начисленную по лицевому счету за услуги водоснабжения и канализации в соответствии с действующими тарифами, количеством зарегистрированных граждан, степени благоустройства по конкретному жилому помещению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что расчет ОАО "ТРИЦ" представляет собой начисления гражданам за оказываемые ООО "Услуги" услуги и может рассматриваться лишь в разрезе "управляющая организация" - "гражданин".
В связи с этим начисление ОАО "ТРИЦ" оплаты за водопотребление и водоотведение с учетом количества зарегистрированных граждан соответствует указанной выше формуле расчета, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как пояснил истец, выявление фактов нулевых начислений по ряду жилых помещений повлекло проведение проверки ОАО "Водоканал" приборов учета воды, установленных в жилых помещениях, в результате которой также было установлено, что количество фактически проживающих в квартирах жильцов не соответствует количеству зарегистрированных граждан в проверенных жилых помещениях.
Ссылаясь на данное обстоятельство и проведенную выборочную проверку, истец в составленном расчете произвел начисление платы за водопотребление и водоотведение, исходя из самостоятельно определенного им количества граждан, причем, применил его при расчете за весь исковой период (с 01 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года) по всем обслуживаемым ООО "Услуга" домам, в результате чего определил задолженность ответчика в сумме 762 052 руб. 79 коп.
Однако истец нормативно не обосновал такую методику расчета, и она не соответствует изложенным выше положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Расчет ОАО "Водоканал" построен на данных, носящих вероятностный характер.
Кроме того, сведения о количестве проживающих граждан носят временный характер, так как количество проживающих граждан может меняться с течением времени, между тем истец, проведя проверку единожды, применил данные о количестве проживающих к расчету по всему периоду задолженности: 01 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан с учета возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).
ОАО "Водоканал" не представило суду допустимых доказательств, подтверждающих его доводы о несоответствии количества зарегистрированных и фактически проживающих граждан в домах, обслуживаемых ООО "Услуга", а также размер задолженности в заявленной им сумме - 762 052 руб. 79 коп.
Поэтому суд первой инстанции, частично удовлетворив предъявленные требования и взыскав с ответчика в пользу истца задолженность в подтвержденном размере - в сумме 31 756 руб. 84 коп., принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ОАО "Водоканал" оставляется без удовлетворения. Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17 июня 2010 года по делу N А70-3492/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)