Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В., Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Дзержинского района города Новосибирска на решение от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-19083/2011 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Юбилейный" (ИНН 5401108466, ОГРН 1025400510915) к Администрации Дзержинского района города Новосибирска (630015, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 16, ИНН 5401109420, ОГРН 1025400527844), Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска о признании незаконными действий.
Другое лицо, участвующее в деле: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
Суд
установил:
жилищно-строительный кооператив "Юбилейный" (далее - Кооператив, ЖСК "Юбилейный", заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Дзержинского района г. Новосибирска (далее - Администрация) и Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г. Новосибирска (далее - Департамент), выразившихся в невключении ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009-2010 годах, как несоответствующих приказу первого заместителя мэра от 04.09.2008 N 42-2 ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) и обязании заинтересованных лиц включить ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска на 2012 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.03.2012, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Кооперативом требования удовлетворены в полном объеме.
Оспариваемые действия Администрации по невключению ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009-2010 годах признаны не соответствующими действующему законодательству, установленному в г. Новосибирске по рассмотрению данного вопроса.
Арбитражный суд обязал Администрацию и Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кооператива путем включения в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2012 год.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и прекратить производство по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Администрация не является органом, который принимает решение по включению многоквартирных домов в адресную программу. Департамент согласно пункту 6.3 Приказа первого заместителя мэра г. Новосибирска от 04.09.2008 N 42-ОД "О формировании муниципальных адресных программ на проведение капитального ремонта и переселению из аварийных многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ" формирует программу капитального ремонта многоквартирных домов и представляет ее в установленном порядке на утверждение.
Кроме того, Администрация указывает на необоснованность взыскания с заявителя судебных расходов, поскольку является структурным подразделением мэрии г. Новосибирска.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Юбилейный", считая выводы судов первой и апелляционной инстанций законными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент ссылается на нарушение судами норма материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, поддерживая доводы, изложенные в кассационной жалобе Администрации.
Отзыв от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в порядке требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
В судебном заседании в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 11.09.2012с 09 час. 20 мин до 18.09.2012 14 час. 00 мин.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на данную жалобу, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в обязательной части, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и приказом Департамента от 12.08.2008 N 94 "Об утверждении перечня критериев отбора адресных программ муниципальных образований для включения в адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов Новосибирской области" первым заместителем мэра города Новосибирска издан приказ от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД), которым определен порядок рассмотрения поступивших заявок о включении в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в г. Новосибирске, порядок подачи и рассмотрения заявок о включении в указанную адресную программу и определен порядок установления очередности многоквартирного дома в адресном перечне муниципальной адресной программы ремонта многоквартирных домов г. Новосибирска.
В связи с изменениями, вносимыми в приказ первого заместителя мэра г. Новосибирска о порядке подачи заявок о включения многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, Кооператив повторно 12.09.2008 подал заявку в Администрацию на включение дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Лежена, д. 6/1 в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска на 2009-2010 годы с приложением всех необходимых документов для рассмотрения его заявки.
Несмотря на выполнение условий, необходимых для рассмотрения поданной заявки ЖСК "Юбилейный", установленных в приказе первого заместителя мэра от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД), Администрацией и Департаментом не был соблюден порядок рассмотрения и согласования заявок о включении многоквартирного дома, обслуживающегося Кооперативом, в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2009-2010 годы.
Посчитав действия Администрация и Департамент незаконными и необоснованными, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Кооперативом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые действия заинтересованных лиц (Администрации и Департамента) не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Суд кассационной инстанции, изменяя обжалуемые по делу судебные акты в части, обязывающей устранение нарушений заинтересованными лицами прав и законных интересов ЖСК "Юбилейный", и оставляя без изменения судебные в остальной части, исходит из конкретных обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания действий (бездействия) незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Формирование муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Мэрии осуществляется в рамках Федерального закона от 2.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), которым определены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий (статья 1 Закона N 185-ФЗ).
В целях реализации Закона N 185-ФЗ РФ создана государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого осуществляется путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда посредством осуществления функций по рассмотрению представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, принятию решения о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Законом N 185-ФЗ, принятию решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок, иных функций (статья 4 Закона N 185-ФЗ).
Одним из условий предоставления финансовой поддержки является наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, которая определяет показатели состояния жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации и размер необходимого объема финансирования за счет средств Фонда содействия. Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 15 Закона N 185-ФЗ).
Региональные адресные программы формируются на основе муниципальных адресных программ, утвержденных органами местного самоуправления.
В муниципальную адресную программу включаются многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решение об участии в указанной программе.
При подготовке муниципальных адресных программ должны учитываться установленные условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда могут быть, в том числе, и муниципальные образования. В этом случае выделенные средства поступают в местные бюджеты с дальнейшим распределением в установленном законом порядке между многоквартирными домами, включенными в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
Постановлением мэра г. Новосибирска от 17.04.2008 N 301 утверждена муниципальная адресная программа "О капитальном ремонте многоквартирных домов в городе Новосибирске" на 2008 год.
Ведомственная целевая адресная программа города Новосибирска "О капитальном ремонте многоквартирных домов в 2009 году" утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.02.2009 N 68.
Приказом первого заместителя мэра от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) "О формировании и мониторинге выполнения муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта и переселению граждан из аварийных многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ" утвержден Порядок рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов (приложение N 2).
Согласно пункту 5.1 данного Приказа главам администраций районов г. Новосибирска приказано в трехдневный срок назначить свои приказом уполномоченных представителей администрации для рассмотрения и согласования заявок о включении в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска в 2009 году и копию приказа представить до 10.09.2008.
Согласно пункту 5.3 Приказа N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) Администрация совместно с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и специализированными потребительскими кооперативами, подающими заявки на участие в муниципальной адресной программе в течение месяца после получения лимитов объемов финансирования рассмотреть и согласовать достаточно обоснованные заявки, сформировать адресные перечни в пределах утвержденных лимитов финансирования в соответствии с Порядком рассмотрения заявок по включению многоквартирных домов в адресный перечень Программы капремонта и предоставить их Департаменту.
Материалами дела подтверждено, что указанные пункты приказа Администрацией не выполнялись, приказ о формировании комиссии отсутствует, в Департамент не представлялся, комиссионно заявки, поступающие от юридических лиц на участие в муниципальной адресной программе, которые должны быть согласованы и рассмотрены, не рассматривались.
Порядок, регулирующий процедуру формирования и рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Новосибирска, изложен в приложении N 2 к приказу N 42-ОД (в редакции приказа N 53-од) (далее - Порядок).
На Администрацию на основании пункта 2.7 Приложения N 2 к приказу возложена обязанность в соответствии с утвержденным лимитом финансирования капитального ремонта формировать адресный перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в районе, утверждать его и представлять в Департамент.
При наличии изложенных выше нарушений и отсутствии информации по определению критериев отбора многоквартирных домов для включения в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, суды обоснованно сделали вывод о том, что порядок рассмотрения заявок, в частности, порядок определения очередности по включению многоквартирных домов в адресный перечень, Администрацией не соблюдался.
Согласно пункту 2.3 приложения 2 Порядка Администрация проводит проверку заявки, и документов и в течение 8 рабочих дней со дня приема заявки принимает решение о возможности дальнейшего рассмотрения заявки либо об отказе в рассмотрении заявки в связи с несоответствием представленных документов требованиям Порядка. В случае принятия решения об отказе - оформляется соответствующее уведомление. В уведомлении указываются основания для отказа. В журнале регистрации заявок делается отметка "отказано" и записывается исходящие реквизиты уведомления.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Кооперативом положения пункта 2.1 Порядка в части представления перечня документов выполнены, все документы представлены, замечаний по ним у Администрации не имелось, отказа в рассмотрении заявки заявитель не получал, что подтверждает правильность оформления заявки и выполнения всех необходимых условий для подачи и рассмотрения заявки в соответствии с данным Порядком.
Согласно приложению N 2 и приложению N 1 к приказу первого заместителя мэра города Новосибирска от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 года N 53-ОД) Администрация должна принимать все заявки, которые соответствуют порядку подачи и рассмотрения заявок, что установлено пунктом 1.6 Порядка приложения N 2, где указано, что многоквартирные дома включаются в Перечень о порядке очередности, учитывающей для каждого дома критерии в соответствии с приложением N 1.
Согласно пункту 1.8 Порядка приложения N 2 формируется основной и резервный (в объеме финансирования до 10% от основного) Перечни. Сформированные перечни рассматриваются и утверждаются на заседании рабочей группы, созданной приказом первого заместителя мэра (состав рабочей группы утвержден приложением N 1 к приказу от 04.09.2008 N 42-ОД).
Поскольку в рассматриваемом случае заявка Кооператива соответствовала требованиям Порядка, решение об отказе по данной заявке Администрацией принято не было, данная заявка должна была быть направлена в Департамент, который в свою очередь, обязан был рассмотреть вопрос о включении ее при формировании муниципальной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска по основному или резервному Перечню.
Имеющейся в деле переписке между Кооперативом и Администрацией и ответам заинтересованного лица на письменные обращения заявителя по вопросу включения жилого дома N 6/1 по ул. А. Лежена в г. Новосибирске в муниципальную адресную программу капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судами дана оценка.
Пунктом 6 приказа N 42-ОД от 04.09.2008 года (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-од) на Департамент возложена обязанность по утверждению лимитов финансирования многоквартирных домов в районах города; проведение совещаний-семинаров с уполномоченными лицами администраций районов города и заказчиков работ по договорам на проведение капитального ремонта многоквартирного дома о порядке исполнения приказа; формирование программы капитального ремонта и представление ее на утверждение в установленном порядке; формирование и предоставление в администрацию Новосибирской области заявки на выделение средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Кроме того, пунктом 2.8 приложения 2 к приказу первого заместителя мэра от 04.09.2008 года N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) на Департамент возложены обязанности по проверке соответствия представленных документов требованиям Порядка. При выявлении несоответствия, неполноты, неправильности оформления документов, в том числе отсутствие согласования администрации района, заявка не принимается.
Проанализировав ответы заинтересованных лиц на запросы заявителя, суды пришли к выводу о том, что отсутствует информация, в соответствии с какими критериями Кооператив включен в очередь по списку N 74 и каким является данный список - основным или резервным.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что Департаментом не в полной мере исполнялся Приказ первого заместителя мэра г. Новосибирска от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции от 29.10.2008 N 53-ОД) и заявки, поступающие от Администрации, принимались без соответствующей проверки в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводам о том, что доказательства, подтверждающие правомерность действий Администрации и Департамента по не включению многоквартирного дома Кооператива в адресную муниципальную программу для проведения капитального ремонта в 2009-2010 годы, отсутствуют.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь действующими нормами права и положениями части 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия заинтересованных лиц не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает подлежащим изменению судебные акты в части избранного способа защиты нарушенных прав и законных интересов Кооператива.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заинтересованные лица не представили бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность действий по не включению ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Новосибирска в 2009-2011 годах.
Вместе с тем, в материалах дела имеется адресный список сведения, представленный Администрацией, согласно которому сумма приоритетов жилого дома по адресу: ул. Лежена, 6/1, принадлежащего ЖСК "Юбилейный", составила 74,00 баллов и, согласно пункту 9.3 Порядка, указанного в приложении 1, дом отнесен к третьей группе.
С учетом обстоятельств по делу, суд кассационной инстанции считает, что вопрос о включении Кооператива в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Лежена, 6/1, должен быть рассмотрен заинтересованными лицами и Кооперативу должен быть дан мотивированный ответ.
В остальной части судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены в данной части в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19083/2011 изменить.
Обязать администрацию Дзержинского района города Новосибирска и Департамент энергетики, жилищного и коммунального строительства мэрии города Новосибирска рассмотреть вопрос о возможности включения жилищно-строительный кооператив "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов города Новосибирска и дать мотивированный ответ заявителю.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2012 ПО ДЕЛУ N А45-19083/2011
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу N А45-19083/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В., Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Дзержинского района города Новосибирска на решение от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-19083/2011 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Юбилейный" (ИНН 5401108466, ОГРН 1025400510915) к Администрации Дзержинского района города Новосибирска (630015, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 16, ИНН 5401109420, ОГРН 1025400527844), Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска о признании незаконными действий.
Другое лицо, участвующее в деле: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
Суд
установил:
жилищно-строительный кооператив "Юбилейный" (далее - Кооператив, ЖСК "Юбилейный", заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Дзержинского района г. Новосибирска (далее - Администрация) и Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г. Новосибирска (далее - Департамент), выразившихся в невключении ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009-2010 годах, как несоответствующих приказу первого заместителя мэра от 04.09.2008 N 42-2 ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) и обязании заинтересованных лиц включить ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска на 2012 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.03.2012, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Кооперативом требования удовлетворены в полном объеме.
Оспариваемые действия Администрации по невключению ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009-2010 годах признаны не соответствующими действующему законодательству, установленному в г. Новосибирске по рассмотрению данного вопроса.
Арбитражный суд обязал Администрацию и Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кооператива путем включения в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2012 год.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и прекратить производство по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Администрация не является органом, который принимает решение по включению многоквартирных домов в адресную программу. Департамент согласно пункту 6.3 Приказа первого заместителя мэра г. Новосибирска от 04.09.2008 N 42-ОД "О формировании муниципальных адресных программ на проведение капитального ремонта и переселению из аварийных многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ" формирует программу капитального ремонта многоквартирных домов и представляет ее в установленном порядке на утверждение.
Кроме того, Администрация указывает на необоснованность взыскания с заявителя судебных расходов, поскольку является структурным подразделением мэрии г. Новосибирска.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Юбилейный", считая выводы судов первой и апелляционной инстанций законными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент ссылается на нарушение судами норма материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, поддерживая доводы, изложенные в кассационной жалобе Администрации.
Отзыв от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в порядке требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
В судебном заседании в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 11.09.2012с 09 час. 20 мин до 18.09.2012 14 час. 00 мин.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на данную жалобу, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в обязательной части, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и приказом Департамента от 12.08.2008 N 94 "Об утверждении перечня критериев отбора адресных программ муниципальных образований для включения в адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов Новосибирской области" первым заместителем мэра города Новосибирска издан приказ от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД), которым определен порядок рассмотрения поступивших заявок о включении в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в г. Новосибирске, порядок подачи и рассмотрения заявок о включении в указанную адресную программу и определен порядок установления очередности многоквартирного дома в адресном перечне муниципальной адресной программы ремонта многоквартирных домов г. Новосибирска.
В связи с изменениями, вносимыми в приказ первого заместителя мэра г. Новосибирска о порядке подачи заявок о включения многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, Кооператив повторно 12.09.2008 подал заявку в Администрацию на включение дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Лежена, д. 6/1 в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска на 2009-2010 годы с приложением всех необходимых документов для рассмотрения его заявки.
Несмотря на выполнение условий, необходимых для рассмотрения поданной заявки ЖСК "Юбилейный", установленных в приказе первого заместителя мэра от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД), Администрацией и Департаментом не был соблюден порядок рассмотрения и согласования заявок о включении многоквартирного дома, обслуживающегося Кооперативом, в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2009-2010 годы.
Посчитав действия Администрация и Департамент незаконными и необоснованными, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Кооперативом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые действия заинтересованных лиц (Администрации и Департамента) не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Суд кассационной инстанции, изменяя обжалуемые по делу судебные акты в части, обязывающей устранение нарушений заинтересованными лицами прав и законных интересов ЖСК "Юбилейный", и оставляя без изменения судебные в остальной части, исходит из конкретных обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания действий (бездействия) незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Формирование муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Мэрии осуществляется в рамках Федерального закона от 2.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), которым определены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий (статья 1 Закона N 185-ФЗ).
В целях реализации Закона N 185-ФЗ РФ создана государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого осуществляется путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда посредством осуществления функций по рассмотрению представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, принятию решения о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Законом N 185-ФЗ, принятию решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок, иных функций (статья 4 Закона N 185-ФЗ).
Одним из условий предоставления финансовой поддержки является наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, которая определяет показатели состояния жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации и размер необходимого объема финансирования за счет средств Фонда содействия. Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 15 Закона N 185-ФЗ).
Региональные адресные программы формируются на основе муниципальных адресных программ, утвержденных органами местного самоуправления.
В муниципальную адресную программу включаются многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решение об участии в указанной программе.
При подготовке муниципальных адресных программ должны учитываться установленные условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда могут быть, в том числе, и муниципальные образования. В этом случае выделенные средства поступают в местные бюджеты с дальнейшим распределением в установленном законом порядке между многоквартирными домами, включенными в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
Постановлением мэра г. Новосибирска от 17.04.2008 N 301 утверждена муниципальная адресная программа "О капитальном ремонте многоквартирных домов в городе Новосибирске" на 2008 год.
Ведомственная целевая адресная программа города Новосибирска "О капитальном ремонте многоквартирных домов в 2009 году" утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.02.2009 N 68.
Приказом первого заместителя мэра от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) "О формировании и мониторинге выполнения муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта и переселению граждан из аварийных многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ" утвержден Порядок рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов (приложение N 2).
Согласно пункту 5.1 данного Приказа главам администраций районов г. Новосибирска приказано в трехдневный срок назначить свои приказом уполномоченных представителей администрации для рассмотрения и согласования заявок о включении в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска в 2009 году и копию приказа представить до 10.09.2008.
Согласно пункту 5.3 Приказа N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) Администрация совместно с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и специализированными потребительскими кооперативами, подающими заявки на участие в муниципальной адресной программе в течение месяца после получения лимитов объемов финансирования рассмотреть и согласовать достаточно обоснованные заявки, сформировать адресные перечни в пределах утвержденных лимитов финансирования в соответствии с Порядком рассмотрения заявок по включению многоквартирных домов в адресный перечень Программы капремонта и предоставить их Департаменту.
Материалами дела подтверждено, что указанные пункты приказа Администрацией не выполнялись, приказ о формировании комиссии отсутствует, в Департамент не представлялся, комиссионно заявки, поступающие от юридических лиц на участие в муниципальной адресной программе, которые должны быть согласованы и рассмотрены, не рассматривались.
Порядок, регулирующий процедуру формирования и рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Новосибирска, изложен в приложении N 2 к приказу N 42-ОД (в редакции приказа N 53-од) (далее - Порядок).
На Администрацию на основании пункта 2.7 Приложения N 2 к приказу возложена обязанность в соответствии с утвержденным лимитом финансирования капитального ремонта формировать адресный перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в районе, утверждать его и представлять в Департамент.
При наличии изложенных выше нарушений и отсутствии информации по определению критериев отбора многоквартирных домов для включения в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, суды обоснованно сделали вывод о том, что порядок рассмотрения заявок, в частности, порядок определения очередности по включению многоквартирных домов в адресный перечень, Администрацией не соблюдался.
Согласно пункту 2.3 приложения 2 Порядка Администрация проводит проверку заявки, и документов и в течение 8 рабочих дней со дня приема заявки принимает решение о возможности дальнейшего рассмотрения заявки либо об отказе в рассмотрении заявки в связи с несоответствием представленных документов требованиям Порядка. В случае принятия решения об отказе - оформляется соответствующее уведомление. В уведомлении указываются основания для отказа. В журнале регистрации заявок делается отметка "отказано" и записывается исходящие реквизиты уведомления.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Кооперативом положения пункта 2.1 Порядка в части представления перечня документов выполнены, все документы представлены, замечаний по ним у Администрации не имелось, отказа в рассмотрении заявки заявитель не получал, что подтверждает правильность оформления заявки и выполнения всех необходимых условий для подачи и рассмотрения заявки в соответствии с данным Порядком.
Согласно приложению N 2 и приложению N 1 к приказу первого заместителя мэра города Новосибирска от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 года N 53-ОД) Администрация должна принимать все заявки, которые соответствуют порядку подачи и рассмотрения заявок, что установлено пунктом 1.6 Порядка приложения N 2, где указано, что многоквартирные дома включаются в Перечень о порядке очередности, учитывающей для каждого дома критерии в соответствии с приложением N 1.
Согласно пункту 1.8 Порядка приложения N 2 формируется основной и резервный (в объеме финансирования до 10% от основного) Перечни. Сформированные перечни рассматриваются и утверждаются на заседании рабочей группы, созданной приказом первого заместителя мэра (состав рабочей группы утвержден приложением N 1 к приказу от 04.09.2008 N 42-ОД).
Поскольку в рассматриваемом случае заявка Кооператива соответствовала требованиям Порядка, решение об отказе по данной заявке Администрацией принято не было, данная заявка должна была быть направлена в Департамент, который в свою очередь, обязан был рассмотреть вопрос о включении ее при формировании муниципальной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска по основному или резервному Перечню.
Имеющейся в деле переписке между Кооперативом и Администрацией и ответам заинтересованного лица на письменные обращения заявителя по вопросу включения жилого дома N 6/1 по ул. А. Лежена в г. Новосибирске в муниципальную адресную программу капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судами дана оценка.
Пунктом 6 приказа N 42-ОД от 04.09.2008 года (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-од) на Департамент возложена обязанность по утверждению лимитов финансирования многоквартирных домов в районах города; проведение совещаний-семинаров с уполномоченными лицами администраций районов города и заказчиков работ по договорам на проведение капитального ремонта многоквартирного дома о порядке исполнения приказа; формирование программы капитального ремонта и представление ее на утверждение в установленном порядке; формирование и предоставление в администрацию Новосибирской области заявки на выделение средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Кроме того, пунктом 2.8 приложения 2 к приказу первого заместителя мэра от 04.09.2008 года N 42-ОД (в редакции приказа от 29.10.2008 N 53-ОД) на Департамент возложены обязанности по проверке соответствия представленных документов требованиям Порядка. При выявлении несоответствия, неполноты, неправильности оформления документов, в том числе отсутствие согласования администрации района, заявка не принимается.
Проанализировав ответы заинтересованных лиц на запросы заявителя, суды пришли к выводу о том, что отсутствует информация, в соответствии с какими критериями Кооператив включен в очередь по списку N 74 и каким является данный список - основным или резервным.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что Департаментом не в полной мере исполнялся Приказ первого заместителя мэра г. Новосибирска от 04.09.2008 N 42-ОД (в редакции от 29.10.2008 N 53-ОД) и заявки, поступающие от Администрации, принимались без соответствующей проверки в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводам о том, что доказательства, подтверждающие правомерность действий Администрации и Департамента по не включению многоквартирного дома Кооператива в адресную муниципальную программу для проведения капитального ремонта в 2009-2010 годы, отсутствуют.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь действующими нормами права и положениями части 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия заинтересованных лиц не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает подлежащим изменению судебные акты в части избранного способа защиты нарушенных прав и законных интересов Кооператива.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заинтересованные лица не представили бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность действий по не включению ЖСК "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Новосибирска в 2009-2011 годах.
Вместе с тем, в материалах дела имеется адресный список сведения, представленный Администрацией, согласно которому сумма приоритетов жилого дома по адресу: ул. Лежена, 6/1, принадлежащего ЖСК "Юбилейный", составила 74,00 баллов и, согласно пункту 9.3 Порядка, указанного в приложении 1, дом отнесен к третьей группе.
С учетом обстоятельств по делу, суд кассационной инстанции считает, что вопрос о включении Кооператива в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Лежена, 6/1, должен быть рассмотрен заинтересованными лицами и Кооперативу должен быть дан мотивированный ответ.
В остальной части судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены в данной части в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19083/2011 изменить.
Обязать администрацию Дзержинского района города Новосибирска и Департамент энергетики, жилищного и коммунального строительства мэрии города Новосибирска рассмотреть вопрос о возможности включения жилищно-строительный кооператив "Юбилейный" в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов города Новосибирска и дать мотивированный ответ заявителю.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
В.П.МАНЯШИНА
Л.В.БЕЛОВА
В.П.МАНЯШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)