Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2012 ПО ДЕЛУ N А12-1022/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2012 г. по делу N А12-1022/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда и Департамента финансов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2012 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (председательствующий судья Агибалова Г.И., судьи Грабко О.В., Жаткина С.А.)
по делу N А12-1022/2012
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградский межрайонные электрические сети" (ИНН 3441010181, ОГРН 1023402460620) к муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (ИНН 3443906199, ОГРН 1023402981656) о взыскании задолженности 14 552 816,12 руб.,
третьи лица, не заявляющиеся самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028); администрация Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822); администрация Дзержинского района Волгограда (ИНН 3443900373, ОГРН 1023402975012); Департамент финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675); Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082); открытое акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (ИНН 3445061691, ОГРН 1033400476757); Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048); открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096),

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное производственное предприятие "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС", истец) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (далее - МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", ответчик) стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии в размере 9 177 945,48 руб. за период с 31.12.2010 по 30.09.2011.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", администрация Волгограда, администрация Дзержинского района Волгограда, Департамент финансов администрации Волгограда, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, открытое акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2012 исковые требования МУПП "ВМЭС" удовлетворены частично. С МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в пользу МУПП "ВМЭС" взыскано 56 597,32 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 424,82 руб. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах администрация Волгограда и Департамент финансов администрации Волгограда просят состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителей кассационных жалоб, при отсутствии в доме общедомовых приборов учета, максимальный объем, который могла выставить ресурсоснабжающая организация управляющей компании, как исполнителю коммунальных услуг, должен быть определен по нормативам потребления электрической энергии для граждан исходя из количества проживающих в каждом конкретном многоквартирном доме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МУПП "ВМЭС" в соответствии с Федеральным законом от 23.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства на территории Волгограда на основании распоряжения Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 18.09.2008 N 844-р о передаче в хозяйственное ведение истца объектов электрического хозяйства города.
МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" является исполнителем коммунальных услуг перед собственниками помещений многоквартирных домов и обязано приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
По результатам проведенных МУПП "ВМЭС" проверок были выявлены факты бездоговорного потребления электрической энергии за период с 31.12.2010 по 30.09.2011 осветительными установками мест общего пользования, энергопринимающими устройствами лифтового оборудования 148 многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", электроснабжение которых осуществляется через точки присоединения к электрическим сетям МУПП "ВМЭС".
По факту бездоговорного потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" 24.10.2011 представителями МУПП "ВМЭС" были составлены акты и произведен расчет стоимости бездоговорного потребления с применением действующего на момент составления актов тарифа для соответствующей категории потребителей. При этом объем бездоговорного потребления электрической энергии определен согласно пункту 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения розничных рынков), за период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии исходя из расчета полного использования всей мощности энергопринимающих устройств.
Рассчитанную таким образом стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 9 177 945,48 руб. истец просил взыскать с ответчика в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что доказательств заключения договора энергоснабжения ответчиком не представлено, вместе с тем, отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, потребленной объектами жилищного фонда, управление которыми он осуществляет. Произведенный истцом расчет стоимости электропотребления мест общего пользования признан судами обоснованным, соответствующим пункту 155 Основных положений розничных рынков, согласно которому объем бездоговорного потребления электрической энергии, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. В указанном расчете зафиксировано количество подъездов и этажей, количество светильников, номинальная мощность светильников, общая мощность ламп, общая мощность двигателей лифтов, число часов использования и количество потребленной электроэнергии; применены одноставочные тарифы в размере 2,53 руб. за кВт-ч либо 1,77 руб. за кВт-ч (электроплиты), установленные на электроэнергию для населения постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 15.12.2010 N 32/1.
При этом судами предыдущих инстанций обоснованно, со ссылкой на пункт 152 Основных положений розничных рынков, не приняты в качестве доказательств бездоговорного потребления электрической энергии представленные истцом акты, подписанные в одностороннем порядке, без уведомления представителя ответчика об их составлении, и правомерно отказано в иске в части требований, основанных на указанных актах.
Вместе с тем, признавая подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании стоимости электроэнергии на основании актов N Ц-245/24.10.11, Ц-246/24.10.11, Ц-247/24.10.11 в общей сумме 56 597,32 руб., суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание следующее.
Согласно пунктам 89, 91 Основных положений розничных рынков исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
Исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящего документа, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 92 Основных положений розничных рынков).
В соответствии с пунктом 136 Основных положений розничных рынков оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 147 Основных положений розничных рынков в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Таким образом, с учетом положений 136, 147 Основных положений розничных рынков, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации количество электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, подлежало определению либо по показаниям приборов учета, либо исходя из нормативов, установленных органами местного самоуправления. Определение расхода электроэнергии в отсутствие прибора учета по присоединенной электрической мощности и числу часов работы объектов энергопотребления не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 N 5514/11.
Таким образом, учитывая то, что при вынесении обжалуемых судебных актов судами неправильно применены нормы материального права и не исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, в частности, не установлена обоснованность определения истцом объема и стоимости потребленной электроэнергии исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, судебные акты по делу в части удовлетворения заявленных требований подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А12-1022/2012 в части взыскания с муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" в пользу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" 56 597,32 руб. стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 424,82 руб. отменить.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А12-1022/2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
С.А.ФИЛИМОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)