Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.09.2012 ПО ДЕЛУ N А56-47850/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 г. по делу N А56-47850/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Дмитриева В.В. и Казанцевой Р.В., при участии от администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Вычужаниной Е.В. (доверенность от 13.04.2011), от общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Атлант" Носова С.А. (доверенность от 02.06.2011), рассмотрев 04.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Атлант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 (судья Михайлов П.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 (судьи Попова Н.М., Горшелев В.В., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-47850/2011,

установил:

Администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, место нахождения: 188540, Ленинградская область, город Сосновый Бор, Ленинградская улица, дом 46, ОГРН 1024701760698 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Атлант", место нахождения: 188544, Ленинградская область, город Сосновый Бор, улица Мира, дом 1, корпус 3, ОГРН 1074714001449 (далее - Общество), о взыскании 630 289 руб. 50 коп. задолженности по договору о предоставлении в 2010 году субсидий на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет средств бюджета Сосновоборского городского округа от 04.10.2010 N 496 (далее - Договор) и 15 320 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 18.10.2011 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Общества 630 289 руб. 50 коп. задолженности. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 решение в обжалуемой Обществом части, то есть в части взыскания с него 630 289 руб. 50 коп. задолженности, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе Администрации в удовлетворении исковых требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Администрации просил оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и Обществом (управляющая организация) заключен Договор, который регулирует порядок взаимодействия сторон при реализации постановления Администрации от 13.08.2010 N 1589 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области в 2010 - 2012 гг." (пункт 1.1 Договора).
Согласно пункту 1.2 Договора предоставление субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет средств бюджета Сосновоборского городского округа осуществляется с лицевого счета Администрации. Главным распорядителем бюджетных средств является Администрация.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора управляющая организация:
- - обеспечивает установленный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме объем долевого финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в объеме не менее 10% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (пункт 2.2.1);
- - распоряжается денежными средствами в целях оплаты работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов согласно Целевой программе в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.2.2);
- - имеет право на привлечение подрядных организаций для выполнения указанных работ (пункт 2.2.3);
- - обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (пункт 2.2.4);
- - производит оплату работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов привлекаемым подрядным организациям на основании актов и справок по форме N КС-2, КС-3, согласованных с Администрацией (пункт 2.2.5);
- - предоставляет Администрации в течение 5 дней с момента получения запроса всю необходимую информацию и документацию (пункт 2.2.7);
- - осуществляет все необходимые действия и принимает все необходимые меры, обеспечивающие проведение Администрацией проверок в соответствии с разделом 4 Договора (пункт 2.2.8);
- - предоставляет в Администрацию на первое число каждого месяца финансового года отчет о ходе выполнения капитального ремонта (приложение N 2 к Договору) и отчет о расходовании средств по всем источникам, направляемым на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, за прошедший отчетный период (приложение N 2 к Порядку) (пункт 2.2.9);
- - обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой в Администрацию отчетности, установленной Договором и Порядком (пункт 2.2.10).
Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что Администрация перечисляет субсидии в соответствии с объемами бюджетных ассигнований на расчетный счет управляющей организации на основании приложения N 1 к Договору. Администрация выплачивает авансовый платеж в размере не более 30% от лимитов финансирования (без учета доли собственников), выделенных на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по Целевой программе на основании предоставленной заявки на финансирование. Окончательное предоставление субсидии производится до 24.12.2010 на основании предоставленных актов приемки работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, согласованных с отделом капитального строительства Администрации при условии окончания работ по всем многоквартирным домам в соответствии с приложением N 1 к Договору.
В силу пункта 3.2 Договора предоставление субсидии приостанавливается в следующих случаях: не предоставления управляющей организацией отчета о ходе выполнения капитального ремонта за прошедший отчетный период в установленный срок или предоставления таких отчетов с нарушением требований к их форме; выявления нецелевого использования средств субсидии; использования средств субсидии без целевого финансирования за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Предоставление субсидии, приостановленное Администрацией по указанным основаниям, возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии предоставления Администрации отчета об устранении выявленных нарушений (пункт 3.3. Договора).
В соответствии с пунктом 3.4 Договора средства субсидии подлежат возврату управляющей организацией в местный бюджет в случаях не устранения нарушений, указанных в пункте 3.2 Договора, в течение месяца со дня принятия Администрацией решения о приостановлении предоставления субсидии.
Согласно приложению N 1 к Договору объем ассигнований на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за счет средств местного бюджета составляет 5 174 608 руб. 47 коп., в том числе по объектам: ул. Высотная, д. 7 - 1 880 287 руб. 55 коп., ул. Ленинградская, д. 66 - 1 738 257 руб. 27 коп., ул. 50 лет Октября, д. 17 - 1 556 063 руб. 65 коп.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что по платежным поручениям от 22.10.2010 N 31809 и от 31.12.2010 N 44832 Администрация перечислила Обществу соответственно 1 552 382 руб. 54 коп. и 2 174 439 руб. 72 коп. (всего - субсидии в размере 3 726 822 руб. 26 коп.).
По утверждению Администрации, неосвоенными остались субсидии по объектам: ул. Высотная, д. 7 - на сумму 11 325 руб. 85 коп., ул. Ленинградская, д. 66 - на сумму 521 477 руб. 18 коп., ул. 50 лет Октября, д. 17 - на сумму 97 486 руб. 47 коп. (всего - на сумму 630 289 руб. 50 коп.).
В письмах от 27.07.2011 N 184 и от 22.08.2011 N 240 (том 1, листы дела 36, 37) Администрация указала Обществу на то, что представители органов местного самоуправления не привлекались к приемке работ, а также на не предоставление отчетов о выполненных работах на сумму 630 000 руб. и необходимость предоставления таких отчетов и пояснений относительно причин неисполнения своих обязательств по Договору. Сославшись на условия, предусмотренные пунктами 3.2, 3.4 Договора, Администрация указала на имеющееся у нее право на приостановление предоставления субсидий, обязанность ответчика возвратить средства субсидии в бюджет и намерение обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в случае не предоставления в трехдневный срок с момента получения настоящего уведомления пояснений и отчета о выполненных работах на сумму 630 000 руб.
Поскольку ответчик не исполнил названные условия Договора и основанные на них требования истца, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела, ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела судом первой инстанции (том 1, листы дела 60, 62), не направил своих представителей в судебное заседание и не представил возражений против удовлетворения иска и рассмотрения дела в его отсутствие.
Удовлетворяя требование Администрации о взыскании с Общества 630 289 руб. 50 коп. задолженности по Договору, суд первой инстанции посчитал его обоснованным как по праву, так и по размеру. Отказывая Администрации во взыскании с Общества 15 320 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, суд исходил из положений статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и недоказанности истцом получения ответчиком требования о возврате неосвоенной части субсидии.
Суду апелляционной инстанции Общество представило, в частности, акты по форме N КС-2 от 24.12.2010 и от 04.09.2011. Оценив представленные ответчиком документы, указав на отсутствие согласования актов по форме N КС-2 с Администрацией, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности Обществом факта выполнения работ на всю сумму полученных субсидий и исполнения надлежащим образом своих обязательств по Договору.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ непосредственно не предусматривает.
Рассматриваемые правоотношения являются гражданско-правовыми. Заключая Договор, Общество не могло не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должно исходить из того, что в данном случае предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Между тем ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 2.2.9 Договора. Это в соответствии с пунктами 3.2, 3.4 Договора влечет сначала приостановление предоставления субсидий, а затем (в случае не устранения нарушений) - наступление у Общества обязанности возвратить в местный бюджет не освоенные средства субсидии.
Ссылка судов на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, вытекающие из договора подряда, сама по себе не привела к принятию неправильных судебных актов.
Остальные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А56-47850/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Атлант" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Г.СОСНИНА

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Р.В.КАЗАНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)