Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.12.2010 ПО ДЕЛУ N А46-10053/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2010 г. по делу N А46-10053/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8886/2010) общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.09.2010 по делу N А46-10053/2010 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании предписания от 20.05.2010 N 05-02-09/89 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" - Галахов Ю.И. (паспорт, доверенность от 13.01.2010 сроком действия до 31.12.2011);
- от Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Машина Е.О. (паспорт, доверенность N 2573 от 31.12.2009 сроком действия до 31.12.2010);

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" (далее по тексту - ООО "Микрорайон-Энергия", заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ниже по тексту - Госжилстройнадзор Омской области, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании предписания от 20 мая 2010 года N 05-02-09/89 недействительным.
Решением от 20.09.2010 по делу N А46-10053/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 21.04.2010 за N 1031 (л.д. 20 - 22) и графика проведения плановых мероприятий по контролю на 2010 год (л.д. 23) заинтересованным лицом проведена проверка соблюдения управляющей компанией требований жилищного законодательства, результаты которой нашли отражение в акте N 05-03-09/141, составленном 20.05.2010 (л.д. 24 - 27).
В ходе данной проверки установлено, что между ООО "Микрорайон-Энергия" и собственниками жилых помещений, находящихся в домах N 3, 4, 13 по ул. Фугенфирова в г. Омске и N 6 по ул. Рокоссовского в г. Омске, заключены договоры управления перечисленными многоквартирными домами (л.д. 53 - 58; л.д. 39 - 45; л.д. 34 - 38 и л.д. 46 - 52 соответственно), предметом которых является оказание обществом услуг и выполнение им работ по управлению, содержанию и ремонту дома.
В данных многоквартирных домах установлены, системы учета и системы автоматического регулирования тепловой энергии, на техническое обслуживание которых ООО "Микрорайон-Энергия" заключены 01.01.2010, в частности, договор за N 67 (дом N 3 по ул. Фугенфирова в г. Омске; л.д. 62 - 65), договор за N 68 (дом N 4 по ул. Фугенфирова в г. Омске; л.д. 59 - 61).
Вместе с этим, приобретенные и установленные в перечисленных домах системы учета и системы автоматического регулирования тепловой энергии, не введены в эксплуатацию и коммунальные платежи за предоставление тепловой энергии предъявляются ее поставщиком - открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОАО "ТГК N 11") по нормативам, применяемым в случае отсутствия таковых.
Это обстоятельство повлекло выдачу Госжилстройнадзором Омской области от 20 мая 2010 года предписания за N 05-02-09/89 (л.д. 8), в котором ООО "Микрорайон-Энергия" названо нарушившим пункты 5.1.2, 5.2.25, 5.2.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) и Приложение N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), вследствие чего заявителю предписано в качестве устранения выявленных нарушений: 1) обеспечить учет расхода тепловой энергии по приборам учета; 2) ежедневно заносить показания приборов учета в журналы регистрации; 3) обеспечить предъявление платы за отопление и горячее водоснабжение согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам как то предусмотрено для домов, оснащенных приборами учета.
Общество, не согласившись с законностью данного предписания, оспорило его в судебном порядке в Арбитражный суд Омской области.
Решением от 20.09.2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку обеспечение оснащения многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии, обеспечение ввода в его эксплуатацию и обеспечение его использования в коммерческом учете тепловой энергии при имеющемся способе управления многоквартирным домом как привлечение управляющей компании неотделимы от таких обязанностей последней как содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование своей позиции податель жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции, а именно, Общество не соглашается с выводом о том, что начисление коммунальных платежей за отопление и горячее водоснабжение производится в нарушение установленного на то порядка, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым в случае, если приборы учета не введены в эксплуатацию, предъявление коммунальных платежей должно осуществляться по предусмотренным в этом случае нормативам. Исполнение предписания ввиду отмеченного, таким образом, повлечет нарушение обозначенных Правил. Более того, начисление коммунальных платежей и их предъявление производится не ООО "Микрорайон-Энергия", а исполнителем коммунальных услуг, в частности ОАО "ТГК N 11" (л.д. 5).
Также податель жалобы отмечает, что положение, закрепленное в пункте 5.2.25 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, ООО "Микрорайон-Энергия" противоречит пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обладающих большей юридической силой и не предусматривающих такой обязанности как ежедневное снятие показаний приборов учета. Более того, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, исходя из пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", имеют рекомендательный, но не обязательный, характер.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Госжилстройнадзор Омской области выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда законным обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Согласно части 2 статьи 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Статьей 19 ФЗ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (часть 3).
Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией (часть 4).
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии (часть 6).
Таким образом, в приведенных выше требованиях Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ и Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ действовавших на момент проведения проверки, закреплена обязанность по оснащению, вводу в эксплуатацию, эксплуатации приборов учета, в частности, тепловой энергии и их использованию в целях коммерческого учета таковой.
Из буквального толкования части 5 статьи 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ следует, что обязанность по оснащению многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии, равно как и обязанность по обеспечению ввода их в эксплуатацию, возложены на собственников помещений в многоквартирных домах.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ввод в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и организация использования таких приборов в целях коммерческого учета тепловой энергии неотделимо связана с управлением многоквартирными домами, что в совокупности с фактом установки приборов учета в вышеназванных домах, свидетельствует о наличии означенных обязанностей (ввод в эксплуатацию) именно у заявителя.
Суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое предписание не предполагает понуждение общества к совершению таких противоправных действий, как: применять приборы учета тепловой энергии, не введенные в эксплуатацию в установленном для этого порядке; самостоятельно, подменяя исполнителя коммунальных услуг, предъявлять собственникам жилых помещений плату за потребленную ими тепловую энергию, исчисленную как расчетным путем, так и посредством применения приборов учета, не введенных в эксплуатацию.
То обстоятельство, что уполномоченный орган в предписании указал на обязанность управляющей компании обеспечить учет расхода тепловой энергии по приборам учета и обеспечить предъявление платы за отопление и горячее водоснабжение согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам как то предусмотрено для домов, оснащенных приборами учета не свидетельствует о возложении на заявителя незаконных обязательств.
Означенные обязательства по существу являются производными от обязанности ввести приборы учета в эксплуатацию, что обеспечит в дальнейшем их использование, в том числе, предъявление платы за отопление и горячее водоснабжение по приборам учета.
Довод заявителя об отсутствии нормы обязующей Общество обеспечить предъявление платы за отопление и горячее водоснабжение по приборам учета апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку законом запрещено исчисление платы за тепловую энергию по нормативам при наличии исправных приборов учета, которые подлежат введению в эксплуатацию в течение месяца с момента установки, что в совокупности с обязанностью управляющей компании содержать общедомовое имущество в работоспособном состоянии, порождает обязательство такой компании по принятию мер направленных на обеспечение возможности ресурсоснабжающей организации предъявлять плату за отопление и горячее водоснабжение по приборам учета.
Также податель жалобы отмечает, что положение, закрепленное в пункте 5.2.25 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, ООО "Микрорайон-Энергия" противоречит пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обладающих большей юридической силой и не предусматривающих такой обязанности как ежедневное снятие показаний приборов учета.
Апелляционный суд находит названное утверждение подателя жалобы несостоятельным и правомерно отклоненным судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правомерно указал, что пунктом 5.2.25 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда закреплено, что обслуживающий персонал должен ежедневно заносить показания контрольно-измерительных приборов, установленных в тепловом пункте, в журнал регистрации.
Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, включая пункт 49, такой обязанности, заносить показания контрольно-измерительных приборов, установленных в тепловом пункте, в журнал регистрации, не означает, противоречие Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку, перечень обязанностей управляющей компании как исполнителя не является исчерпывающим. Напротив, подпункт "с" пункта 49 данных Правил возлагает на заявителя иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором". Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда и есть "иной нормативный правовой акт Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 20.09.2010 по делу N А46-10053/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)