Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "МЖК" (ИНН: 5916017315, ОГРН: 1065916017969; далее - товарищество "МЖК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-4830/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товарищества "МЖК" - Безусова О.В. (доверенность от 15.06.2011 б/н).
Товарищество собственников жилья "МЖК-2" (ИНН: 5916018260, ОГРН: 1065900051172, далее - товарищество "МЖК-2") и товарищество "МЖК" обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями, о признании незаконным и отмене постановления администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (ИНН: 5916015692, ОГРН: 105590552691; далее - администрация) от 09.12.2010 N 775 "Об утверждении проекта планировки территории в части установления красных линий улиц и проекта межевания застроенной территории кадастрового квартала 59:07:0010318 г. Краснокамска" (далее - постановление от 09.12.2010 N 775).
Определением суда от 12.04.2011 на основании ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела по заявлениям товариществ "МЖК-2" и "МЖК" N А50-4839/2011 и N А50-4831/2011 соответственно объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера арбитражного дела А50-4830/2011.
Товарищество "МЖК" исключено из числа третьих лиц по делу N А50-4830/2011 в связи с изменением правового статуса участника.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (далее - глава городского поселения).
Заявители уточнили первоначальные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просят признать незаконным решение главы городского поселения, изложенное в постановлении администрации от 09.12.2010 N 775, и отменить названное постановление.
Решением суда от 22.06.2011 (судьи: Мещерякова Т.И., Катаева М.А., Швецова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество "МЖК" просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить решение главы городского поселения, изложенное в постановлении администрации от 09.12.2010 N 775, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Товарищество "МЖК" не согласно с выводом арбитражного суда первой инстанции о соответствии постановления администрации от 09.12.2010 N 775 Градостроительному кодексу Российской Федерации и п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, при утверждении проекта планировки территории в части установления красных линий улиц и проекта межевания застроенной территории кадастрового квартала 59:07:0010318 г. Краснокамска не приняты во внимание положения постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации"; в придомовую территорию не включена площадь земельного участка, необходимая собственникам для пожарных проездов, подходов и подъездов к дому, коллективной автостоянки, детской и спортивной площадки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха; проект границ земельного участка изготовлен без учета установленной площади земельного участка, чем допущено существенное нарушение прав и законных интересов членов товариществ и иных собственников многоквартирных домов; решение об издании оспариваемого постановления администрации принято главой городского поселения при наличии неурегулированных разногласий по проекту планировки территории и проекту межевания застроенной территории кадастрового квартала 59:07:0010318.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражным судом установлено, что общими собраниями собственников помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: Пермский край, г. Краснокамск, Рождественский проезд, 3а (от 25.04.2008), Рождественский проезд 3б (от 01.04.2009), ул. Сосновая горка, 7 (от 25.04.2008), ул. Калинина, 18 и 22, пр. Рябиновый 2, 4, 5 (от 19.01.2009), приняты решения о межевании и оформлении земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома и иные, входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, являющихся общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товариществ "МЖК-2" и "МЖК".
Оформление всех необходимых документов было поручено управляющей организации - обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ "Уралкомп".
Затем товарищества "МЖК-2" и "МЖК" обратились в администрацию с заявлением о формировании и предоставлении земельных участков, находящихся под многоквартирными домами с прилегающей территорией, в долевую собственность собственникам помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ.
Территории, на которой расположены многоквартирные дома, входящие в состав товариществ "МЖК-2" и "МЖК", присвоен номер кадастрового квартала 59:07:00011318.
Администрацией 21.04.2010 издано постановление N 152 "О подготовке проектов межевания застроенных территорий".
Во исполнение данного постановления между Комитетом имущественных отношений и землепользования Краснокамского городского поселения (заказчик; далее - комитет) и обществом с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" (исполнитель; далее - общество "Кадастровое бюро") заключен муниципальный контракт от 26.05.2010 N 01-05/ЗК.
В соответствии с указанным контрактом исполнителем разработан проект планировки в части установления красных линий и проектов межевания застроенных территорий в г. Краснокамске.
На основании ходатайства общества "Кадастровое бюро" администрацией вынесено постановление от 20.10.2010 N 586 "О проведении публичных слушаний по проектам межевания застроенных территорий города Краснокамска" по теме "Обсуждение проектов планировки в части установления красных линий улиц и проектов межевания застроенных территорий города Краснокамска", в том числе кадастрового квартала 59:07:0010318.
Заявители направили в адрес главы городского поселения и комиссии по публичным слушаниям по межеванию земельных участков возражения по площадям и границам земельного участка.
По результатам публичных слушаний комитетом подготовлено заключение, в котором возражения товариществ "МЖК-2" и "МЖК" отклонены.
С учетом протокола проведения публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний главой городского поселения вынесено и подписано постановление от 09.12.2010 N 775.
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что постановление от 09.12.2010 N 775 является нормативным правовым актом.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. (п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что подготовленный проект межевания территории, принятый за основу проекта планировки территории, соответствует фактическому землепользованию кадастрового квартала и кадастровому плану существующей территории, который был представлен Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю в соответствующий орган местного самоуправления.
В заключении о результатах проведенных публичных слушаний на все представленные предложения и возражения даны соответствующие разъяснения. Заключение основано на нормах земельного и градостроительного законодательства, соответствующих санитарных нормах и правилах, подготовлено с учетом проекта застройки, утвержденного постановлением администрации г. Краснокамска Пермского края от 19.11.1993 N 238, и генерального плана, утвержденного решением Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 24.02.2010 N 183. В установленном порядке заключение опубликовано в газете "Наш город - Краснокамск" от 21.12.2010.
Вместе с тем проверив соблюдение процедуры принятия оспариваемого постановления и порядка его подписания главой городского поселения, суд не проверил его соответствие требованиям действующего законодательства.
Отклоняя доводы заявителей о необоснованности выводов, содержащихся в заключении о результатах публичных слушаний, суд первой инстанции указал на то, что результаты публичных слушаний в судебном порядке не оспорены.
Однако то, что в ходе принятия оспариваемого нормативного правового акта промежуточные процедуры не обжаловались, не означает, что нет необходимости проверить его на соответствие строительным правилам СНиП, санитарным правилам СанПиН и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о надлежащем опубликовании постановления администрации от 09.12.2010 N 775.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Необходимость опубликования нормативного правового акта следует и из положений п. 2 ч. 1 ст. 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Как установлено арбитражным судом, оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете "Наш город - Краснокамск" N 50 (199) от 17.12.2010 и размещен на официальном Интернет-сайте администрации.
При этом из материалов дела усматривается, что в опубликованном тексте названного постановления указан иной номер кадастрового квартала.
Суд первой инстанции сделал выводы о том, что в опубликованном тексте оспариваемого постановления допущена опечатка и это не влечет нарушения прав и законных интересов заявителей.
Данные выводы суда являются ошибочными.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения данного дела, поскольку указание неверного кадастрового номера участка при опубликовании нормативного акта не позволяет заинтересованным лицам правильно идентифицировать предмет регулирования, что фактически должно рассматриваться как неисполнение обязанности об обязательном опубликовании нормативного акта. А неопубликованный должным образом нормативный акт не влечет правовых последствий.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить указанные недостатки, исследовать обстоятельства, подлежащие установлению, в том числе проверить постановление администрации от 09.12.2010 N 775 на соответствие требованиям действующего законодательства и установить было ли данное постановление надлежащим образом официально опубликовано, рассмотреть настоящий спор в соответствии с нормами материального и процессуального права с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-4830/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2011 N Ф09-5911/11 ПО ДЕЛУ N А50-4830/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2011 г. N Ф09-5911/11
Дело N А50-4830/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 г.Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "МЖК" (ИНН: 5916017315, ОГРН: 1065916017969; далее - товарищество "МЖК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-4830/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товарищества "МЖК" - Безусова О.В. (доверенность от 15.06.2011 б/н).
Товарищество собственников жилья "МЖК-2" (ИНН: 5916018260, ОГРН: 1065900051172, далее - товарищество "МЖК-2") и товарищество "МЖК" обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями, о признании незаконным и отмене постановления администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (ИНН: 5916015692, ОГРН: 105590552691; далее - администрация) от 09.12.2010 N 775 "Об утверждении проекта планировки территории в части установления красных линий улиц и проекта межевания застроенной территории кадастрового квартала 59:07:0010318 г. Краснокамска" (далее - постановление от 09.12.2010 N 775).
Определением суда от 12.04.2011 на основании ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела по заявлениям товариществ "МЖК-2" и "МЖК" N А50-4839/2011 и N А50-4831/2011 соответственно объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера арбитражного дела А50-4830/2011.
Товарищество "МЖК" исключено из числа третьих лиц по делу N А50-4830/2011 в связи с изменением правового статуса участника.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (далее - глава городского поселения).
Заявители уточнили первоначальные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просят признать незаконным решение главы городского поселения, изложенное в постановлении администрации от 09.12.2010 N 775, и отменить названное постановление.
Решением суда от 22.06.2011 (судьи: Мещерякова Т.И., Катаева М.А., Швецова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество "МЖК" просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить решение главы городского поселения, изложенное в постановлении администрации от 09.12.2010 N 775, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Товарищество "МЖК" не согласно с выводом арбитражного суда первой инстанции о соответствии постановления администрации от 09.12.2010 N 775 Градостроительному кодексу Российской Федерации и п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, при утверждении проекта планировки территории в части установления красных линий улиц и проекта межевания застроенной территории кадастрового квартала 59:07:0010318 г. Краснокамска не приняты во внимание положения постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации"; в придомовую территорию не включена площадь земельного участка, необходимая собственникам для пожарных проездов, подходов и подъездов к дому, коллективной автостоянки, детской и спортивной площадки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха; проект границ земельного участка изготовлен без учета установленной площади земельного участка, чем допущено существенное нарушение прав и законных интересов членов товариществ и иных собственников многоквартирных домов; решение об издании оспариваемого постановления администрации принято главой городского поселения при наличии неурегулированных разногласий по проекту планировки территории и проекту межевания застроенной территории кадастрового квартала 59:07:0010318.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражным судом установлено, что общими собраниями собственников помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: Пермский край, г. Краснокамск, Рождественский проезд, 3а (от 25.04.2008), Рождественский проезд 3б (от 01.04.2009), ул. Сосновая горка, 7 (от 25.04.2008), ул. Калинина, 18 и 22, пр. Рябиновый 2, 4, 5 (от 19.01.2009), приняты решения о межевании и оформлении земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома и иные, входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, являющихся общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товариществ "МЖК-2" и "МЖК".
Оформление всех необходимых документов было поручено управляющей организации - обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ "Уралкомп".
Затем товарищества "МЖК-2" и "МЖК" обратились в администрацию с заявлением о формировании и предоставлении земельных участков, находящихся под многоквартирными домами с прилегающей территорией, в долевую собственность собственникам помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ.
Территории, на которой расположены многоквартирные дома, входящие в состав товариществ "МЖК-2" и "МЖК", присвоен номер кадастрового квартала 59:07:00011318.
Администрацией 21.04.2010 издано постановление N 152 "О подготовке проектов межевания застроенных территорий".
Во исполнение данного постановления между Комитетом имущественных отношений и землепользования Краснокамского городского поселения (заказчик; далее - комитет) и обществом с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" (исполнитель; далее - общество "Кадастровое бюро") заключен муниципальный контракт от 26.05.2010 N 01-05/ЗК.
В соответствии с указанным контрактом исполнителем разработан проект планировки в части установления красных линий и проектов межевания застроенных территорий в г. Краснокамске.
На основании ходатайства общества "Кадастровое бюро" администрацией вынесено постановление от 20.10.2010 N 586 "О проведении публичных слушаний по проектам межевания застроенных территорий города Краснокамска" по теме "Обсуждение проектов планировки в части установления красных линий улиц и проектов межевания застроенных территорий города Краснокамска", в том числе кадастрового квартала 59:07:0010318.
Заявители направили в адрес главы городского поселения и комиссии по публичным слушаниям по межеванию земельных участков возражения по площадям и границам земельного участка.
По результатам публичных слушаний комитетом подготовлено заключение, в котором возражения товариществ "МЖК-2" и "МЖК" отклонены.
С учетом протокола проведения публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний главой городского поселения вынесено и подписано постановление от 09.12.2010 N 775.
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что постановление от 09.12.2010 N 775 является нормативным правовым актом.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. (п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что подготовленный проект межевания территории, принятый за основу проекта планировки территории, соответствует фактическому землепользованию кадастрового квартала и кадастровому плану существующей территории, который был представлен Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю в соответствующий орган местного самоуправления.
В заключении о результатах проведенных публичных слушаний на все представленные предложения и возражения даны соответствующие разъяснения. Заключение основано на нормах земельного и градостроительного законодательства, соответствующих санитарных нормах и правилах, подготовлено с учетом проекта застройки, утвержденного постановлением администрации г. Краснокамска Пермского края от 19.11.1993 N 238, и генерального плана, утвержденного решением Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 24.02.2010 N 183. В установленном порядке заключение опубликовано в газете "Наш город - Краснокамск" от 21.12.2010.
Вместе с тем проверив соблюдение процедуры принятия оспариваемого постановления и порядка его подписания главой городского поселения, суд не проверил его соответствие требованиям действующего законодательства.
Отклоняя доводы заявителей о необоснованности выводов, содержащихся в заключении о результатах публичных слушаний, суд первой инстанции указал на то, что результаты публичных слушаний в судебном порядке не оспорены.
Однако то, что в ходе принятия оспариваемого нормативного правового акта промежуточные процедуры не обжаловались, не означает, что нет необходимости проверить его на соответствие строительным правилам СНиП, санитарным правилам СанПиН и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о надлежащем опубликовании постановления администрации от 09.12.2010 N 775.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Необходимость опубликования нормативного правового акта следует и из положений п. 2 ч. 1 ст. 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Как установлено арбитражным судом, оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете "Наш город - Краснокамск" N 50 (199) от 17.12.2010 и размещен на официальном Интернет-сайте администрации.
При этом из материалов дела усматривается, что в опубликованном тексте названного постановления указан иной номер кадастрового квартала.
Суд первой инстанции сделал выводы о том, что в опубликованном тексте оспариваемого постановления допущена опечатка и это не влечет нарушения прав и законных интересов заявителей.
Данные выводы суда являются ошибочными.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения данного дела, поскольку указание неверного кадастрового номера участка при опубликовании нормативного акта не позволяет заинтересованным лицам правильно идентифицировать предмет регулирования, что фактически должно рассматриваться как неисполнение обязанности об обязательном опубликовании нормативного акта. А неопубликованный должным образом нормативный акт не влечет правовых последствий.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить указанные недостатки, исследовать обстоятельства, подлежащие установлению, в том числе проверить постановление администрации от 09.12.2010 N 775 на соответствие требованиям действующего законодательства и установить было ли данное постановление надлежащим образом официально опубликовано, рассмотреть настоящий спор в соответствии с нормами материального и процессуального права с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-4830/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
ЛУКЬЯНОВ В.А.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
КАНГИН А.В.
ЛУКЬЯНОВ В.А.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
КАНГИН А.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)