Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии:
от заявителя: без участия
от ответчика: Моисцрапишвили О.Н. по доверенности от 04.03.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 19 марта 2008 года по делу N А03-1324/08-36 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Алтайские гербициды"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
открытое акционерное общества "Алтайские гербициды" (далее по тексту ОАО "Алтайские гербициды", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Слагородском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 29.01.2008 г. N 28/28.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 26.02.2008 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Славгородском районах на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее по тексту Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2008 г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление подало в арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- - не полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств; не верного применения норм материального права; в соответствии с п. 3, п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителем является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; ОАО "Алтайские гербициды" заключило договоры с бытовыми потребителями на поставку электроэнергии и отопления, организовала их справочно-информационное обслуживание, выдачу платежных квитанций, прием платежей, в связи с чем является исполнителем услуг, на которого распространяются положения Закона "О защите прав потребителей";
- - представленный договор ОАО "Алтайские гербициды" и МУП "Управляющая компания Яровое" не рассматривался судом на соответствие требованиям законодательства РФ; при этом пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что для сторон договора ресурсоснабжения, установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить правовым актам Российской Федерации;
- - выводы суда первой инстанции о необходимости установления и доказывания со стороны административного органа способа управления, избранного собственниками жилых помещений, являются безосновательными, так как независимо от установления способа управления, подлежат установлению фактические условия и обстоятельства при которых осуществляется предоставление коммунальных услуг потребителям, указанные обстоятельства установлены в полном объеме; административным органом доказаны наличие и характер правоотношений сложившихся между бытовыми потребителями электроэнергии и отопления в г. Яровое и ОАО "Алтайские гербициды", одной из сторон которых является потребитель и его права на получение необходимой и достоверной информации об услугах, об исполнителе, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, Законом РФ "Защите прав потребителей" нарушены, что является административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель - ОАО "Алтайские гербициды", извещенный надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ в судебное заседание своего представителя не направил, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представил.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.03.2008 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.12.2007 г. N 28/1354 Территориальным отделом в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Славгородском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением Обществом требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, по результатам которого выявлены нарушения требований Закона РФ "О защите прав потребителей", "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", зафиксированные в акте от 23.01.2008 г. N 1354.
Установленные при проверке факты нарушений, явились основанием для составления в отношении Общества 23.01.2008 г. протокола об административном правонарушении N 28/14 и привлечения к административной ответственности на основании постановления N 28/28 от 29.01.2008 г. по ч. 1 ст. 14.18 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции проанализировав положения пунктов 1, 2, 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, в связи с чем ресурсоснабжающая организация - ОАО "Алтайские гербициды", осуществляющая продажу коммунальных услуг гражданам не может являться субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Признавая незаконным и отменяя постановления административного органа судом первой инстанции не дана оценка тем обстоятельствам, что действуя в пределах возложенных на Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю задач по осуществлению государственного контроля и надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей (п. 2, п. 9 Положения о территориальном отделе, л.д. 65 - 70) в целях выполнения которых отдел осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей (п. 10.1 Положения) на поднадзорной территории (в г. Славгороде, г. Яровое, Бурлинском, Славгородском районах Алтайского края), мероприятия по контролю проведены Управлением в лице Территориального отдела в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" (распоряжение, л.д. 36), и именно исполнение законодательства в сфере защиты прав потребителей ОАО "Алтайские гербициды" проверялось административным органом, в рамках предоставленных полномочий, по результатам которых было установлено нарушение требований Закона "О защите прав потребителей".
Закон "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товара (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, продавцах), определяет механизм реализации этих прав (ст. 1).
Статьей 8 названного Закона предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языков народов Российской Федерации.
Обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы на вывеске в силу ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" возлагается на исполнителя, продавца.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением, влекущим ответственность в виде штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По результатам проведенной проверки административным органом установлено: не обеспечение ОАО "Алтайские гербициды" потребителей бесплатной, доступной и достоверной информацией, выразившееся в не указании на вывеске предприятия места нахождения (его постоянно действующего исполнительного органа), отсутствие на имеющемся информационном стенде наименования, места нахождения, сведений о государственной регистрации, режиме работы, фамилии, имени, отчества руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной служб; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307; в пределах земельного участка г. Яровое, на котором расположены 128 многоквартирных домов коммунального сектора и 217 потребителей частного сектора отсутствуют информационные доски с размещенной на них необходимой для потребителей информацией о месте нахождения организации, режиме ее работы.
Таким образом, обязанность по доведению до потребителя сведений об исполнителе, предусмотренных ст.ст. 8, 9 Закона "О защите прав потребителей" ОАО "Алтайские гербициды" как продавцом, осуществляющим продажу коммунальных услуг (что не оспаривается Обществом, данный вывод сделан и судом первой инстанции, следует из материалов дела) не исполнена, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции со ссылкой на п. 3, п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту Правила), п. 2 ст. 161 ЖК РФ о том, что иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги (в том числе ресурсоснабжающая организация), может быть исполнителем только при непосредственном управлении домом собственниками помещений при наличии заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунальных ресурсов, а также об обслуживании соответствующих внутридомовых инженерных систем такой организацией, сделан без учета положений Закона "О защите прав потребителей".
В целях Закона "О защите прав потребителей" под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товара (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, аналогичное понятие потребителя содержится п. 3 Правил с конкретизацией на использование гражданином коммунальных услуг; под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с Правилами исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 49 (п.п. "п") Правил также предусмотрена обязанность исполнителя на предоставление потребителю следующей информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей).
Из представленных в материалы дела договоров на пользование тепловой электрической энергией бытовыми потребителями (л.д. 58 - 63), заключенных между ОАО "Алтайские гербициды" и потребителями следует, что энергоснабжающая организация (ЭСО) (ОАО "Алтайские гербициды") обязуется производить и подавать электрическую энергию потребителю - гражданину, а потребитель обязуется ежемесячно производить оплату "ЭСО" за коммунальные услуги по тепло- и энергоснабжению; оплата за предоставленные услуги осуществляется по квитанции лицу, предоставившему такую услугу (ОАО "Алтайские гербициды", квитанции на оплату (л.д. 114)).
Письмом Администрации г. Яровое от 22.02.2008 г. (л.д. 109) подтверждается предоставление на территории г. Яровое услуг электроснабжения и отопления бытовых потребителей ОАО "Алтайские гербициды".
Таким образом, непосредственным продавцом коммунальных услуг для потребителей является ОАО "Алтайские гербициды", заключены прямые договора с собственниками индивидуальных жилых домов, поставляет в многоквартирные дома коммунальные услуги, в связи с чем является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг и субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом не имеет правового значения в рамках оказания услуг потребителям - гражданам наличие договорных обязательств по обслуживанию соответствующих внутридомовых территорий, поскольку общая обязанность по предоставлению потребителю информации об исполнителе, продавце, выполняющих работу, оказывающих услуги, реализующих товары и услуги Законом "О защите прав потребителей" не ставится в зависимость от наличия таких обязательств, а само ограничение в представлении такой информации условием об одновременном несении ответственности за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги противоречило бы нормам Закона "О защите прав потребителей", определяющих права потребителей и механизм реализации этих прав.
Учитывая, доказанность административным органом оснований для привлечения ОАО "Алтайские гербициды" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ; наличие соответствующих полномочий на привлечение лица к административной ответственности (ст. 23.49 КоАП РФ), соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности (ст. 28.2 КоАП РФ) и сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ); апелляционная жалоба Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю подлежит удовлетворению; решение суда первой инстанции отмене по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ и принятию по делу нового судебного акта в порядке ч. 3 ст. 211 АПК РФ об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В связи с освобождением заявителей по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности от уплаты государственной пошлины (ч. 4 ст. 208 АПК РФ), судебные расходы по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части первой 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2008 года по делу N А03-1324/08-36 отменить.
В удовлетворении требований Открытому акционерному обществу "Алтайские гербициды" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Алтайского края от 29.01.2008 г. N 28/28 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2008 N 07АП-2482/08 ПО ДЕЛУ N А03-1324/08-36
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2008 г. N 07АП-2482/08
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии:
от заявителя: без участия
от ответчика: Моисцрапишвили О.Н. по доверенности от 04.03.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 19 марта 2008 года по делу N А03-1324/08-36 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Алтайские гербициды"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
открытое акционерное общества "Алтайские гербициды" (далее по тексту ОАО "Алтайские гербициды", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Слагородском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 29.01.2008 г. N 28/28.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 26.02.2008 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Славгородском районах на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее по тексту Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2008 г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление подало в арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- - не полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств; не верного применения норм материального права; в соответствии с п. 3, п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителем является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; ОАО "Алтайские гербициды" заключило договоры с бытовыми потребителями на поставку электроэнергии и отопления, организовала их справочно-информационное обслуживание, выдачу платежных квитанций, прием платежей, в связи с чем является исполнителем услуг, на которого распространяются положения Закона "О защите прав потребителей";
- - представленный договор ОАО "Алтайские гербициды" и МУП "Управляющая компания Яровое" не рассматривался судом на соответствие требованиям законодательства РФ; при этом пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что для сторон договора ресурсоснабжения, установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить правовым актам Российской Федерации;
- - выводы суда первой инстанции о необходимости установления и доказывания со стороны административного органа способа управления, избранного собственниками жилых помещений, являются безосновательными, так как независимо от установления способа управления, подлежат установлению фактические условия и обстоятельства при которых осуществляется предоставление коммунальных услуг потребителям, указанные обстоятельства установлены в полном объеме; административным органом доказаны наличие и характер правоотношений сложившихся между бытовыми потребителями электроэнергии и отопления в г. Яровое и ОАО "Алтайские гербициды", одной из сторон которых является потребитель и его права на получение необходимой и достоверной информации об услугах, об исполнителе, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, Законом РФ "Защите прав потребителей" нарушены, что является административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель - ОАО "Алтайские гербициды", извещенный надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ в судебное заседание своего представителя не направил, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представил.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.03.2008 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.12.2007 г. N 28/1354 Территориальным отделом в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Славгородском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением Обществом требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, по результатам которого выявлены нарушения требований Закона РФ "О защите прав потребителей", "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", зафиксированные в акте от 23.01.2008 г. N 1354.
Установленные при проверке факты нарушений, явились основанием для составления в отношении Общества 23.01.2008 г. протокола об административном правонарушении N 28/14 и привлечения к административной ответственности на основании постановления N 28/28 от 29.01.2008 г. по ч. 1 ст. 14.18 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции проанализировав положения пунктов 1, 2, 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, в связи с чем ресурсоснабжающая организация - ОАО "Алтайские гербициды", осуществляющая продажу коммунальных услуг гражданам не может являться субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Признавая незаконным и отменяя постановления административного органа судом первой инстанции не дана оценка тем обстоятельствам, что действуя в пределах возложенных на Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю задач по осуществлению государственного контроля и надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей (п. 2, п. 9 Положения о территориальном отделе, л.д. 65 - 70) в целях выполнения которых отдел осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей (п. 10.1 Положения) на поднадзорной территории (в г. Славгороде, г. Яровое, Бурлинском, Славгородском районах Алтайского края), мероприятия по контролю проведены Управлением в лице Территориального отдела в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" (распоряжение, л.д. 36), и именно исполнение законодательства в сфере защиты прав потребителей ОАО "Алтайские гербициды" проверялось административным органом, в рамках предоставленных полномочий, по результатам которых было установлено нарушение требований Закона "О защите прав потребителей".
Закон "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товара (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, продавцах), определяет механизм реализации этих прав (ст. 1).
Статьей 8 названного Закона предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языков народов Российской Федерации.
Обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы на вывеске в силу ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" возлагается на исполнителя, продавца.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением, влекущим ответственность в виде штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По результатам проведенной проверки административным органом установлено: не обеспечение ОАО "Алтайские гербициды" потребителей бесплатной, доступной и достоверной информацией, выразившееся в не указании на вывеске предприятия места нахождения (его постоянно действующего исполнительного органа), отсутствие на имеющемся информационном стенде наименования, места нахождения, сведений о государственной регистрации, режиме работы, фамилии, имени, отчества руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной служб; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307; в пределах земельного участка г. Яровое, на котором расположены 128 многоквартирных домов коммунального сектора и 217 потребителей частного сектора отсутствуют информационные доски с размещенной на них необходимой для потребителей информацией о месте нахождения организации, режиме ее работы.
Таким образом, обязанность по доведению до потребителя сведений об исполнителе, предусмотренных ст.ст. 8, 9 Закона "О защите прав потребителей" ОАО "Алтайские гербициды" как продавцом, осуществляющим продажу коммунальных услуг (что не оспаривается Обществом, данный вывод сделан и судом первой инстанции, следует из материалов дела) не исполнена, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции со ссылкой на п. 3, п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту Правила), п. 2 ст. 161 ЖК РФ о том, что иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги (в том числе ресурсоснабжающая организация), может быть исполнителем только при непосредственном управлении домом собственниками помещений при наличии заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунальных ресурсов, а также об обслуживании соответствующих внутридомовых инженерных систем такой организацией, сделан без учета положений Закона "О защите прав потребителей".
В целях Закона "О защите прав потребителей" под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товара (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, аналогичное понятие потребителя содержится п. 3 Правил с конкретизацией на использование гражданином коммунальных услуг; под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с Правилами исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 49 (п.п. "п") Правил также предусмотрена обязанность исполнителя на предоставление потребителю следующей информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей).
Из представленных в материалы дела договоров на пользование тепловой электрической энергией бытовыми потребителями (л.д. 58 - 63), заключенных между ОАО "Алтайские гербициды" и потребителями следует, что энергоснабжающая организация (ЭСО) (ОАО "Алтайские гербициды") обязуется производить и подавать электрическую энергию потребителю - гражданину, а потребитель обязуется ежемесячно производить оплату "ЭСО" за коммунальные услуги по тепло- и энергоснабжению; оплата за предоставленные услуги осуществляется по квитанции лицу, предоставившему такую услугу (ОАО "Алтайские гербициды", квитанции на оплату (л.д. 114)).
Письмом Администрации г. Яровое от 22.02.2008 г. (л.д. 109) подтверждается предоставление на территории г. Яровое услуг электроснабжения и отопления бытовых потребителей ОАО "Алтайские гербициды".
Таким образом, непосредственным продавцом коммунальных услуг для потребителей является ОАО "Алтайские гербициды", заключены прямые договора с собственниками индивидуальных жилых домов, поставляет в многоквартирные дома коммунальные услуги, в связи с чем является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг и субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом не имеет правового значения в рамках оказания услуг потребителям - гражданам наличие договорных обязательств по обслуживанию соответствующих внутридомовых территорий, поскольку общая обязанность по предоставлению потребителю информации об исполнителе, продавце, выполняющих работу, оказывающих услуги, реализующих товары и услуги Законом "О защите прав потребителей" не ставится в зависимость от наличия таких обязательств, а само ограничение в представлении такой информации условием об одновременном несении ответственности за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги противоречило бы нормам Закона "О защите прав потребителей", определяющих права потребителей и механизм реализации этих прав.
Учитывая, доказанность административным органом оснований для привлечения ОАО "Алтайские гербициды" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ; наличие соответствующих полномочий на привлечение лица к административной ответственности (ст. 23.49 КоАП РФ), соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности (ст. 28.2 КоАП РФ) и сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ); апелляционная жалоба Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю подлежит удовлетворению; решение суда первой инстанции отмене по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ и принятию по делу нового судебного акта в порядке ч. 3 ст. 211 АПК РФ об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В связи с освобождением заявителей по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности от уплаты государственной пошлины (ч. 4 ст. 208 АПК РФ), судебные расходы по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части первой 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2008 года по делу N А03-1324/08-36 отменить.
В удовлетворении требований Открытому акционерному обществу "Алтайские гербициды" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Алтайского края от 29.01.2008 г. N 28/28 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)