Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.05.2009 ПО ДЕЛУ N А60-3297/2009-С2

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу N А60-3297/2009-С2


Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2009 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи О.В. Абозновой, при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Абозновой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-3297/2009-С2
по иску Товарищества собственников жилья "Атмосферное"
к Муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга,
третье лицо: Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"
о взыскании 879447 руб. 25 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Порозова Л.Н. представитель по доверенности от 25.05.2009 г.
от ответчика: извещен, не явился
от третьего лица: извещено, не явилось
Ответчик и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От ответчика поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением представителя в отпуске. Указанное ходатайство рассмотрено арбитражным судом и отклонено, поскольку отложение рассмотрения дела повлечет нарушение судом процессуального срока рассмотрения настоящего дела, учитывая, что рассмотрение дела уже откладывалось в связи с неисполнением истцом требований по представлению расчета. Кроме того, ответчиком возражения заявлены в письменном виде, и рассмотрение спора возможно без участия представителя ответчика при наличии в материалах дела письменного отзыва на иск.
Исковое заявление рассматривается в порядке, установленном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие, по имеющимся материалам.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Товарищество собственников жилья "Атмосферное" обратилась с исковым заявлением к Муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга о взыскании 879447 руб. 25 коп. убытков.
Ответчик исковые требования не признал, сославшись на то, что ссылка истца на Постановления Главы Екатеринбурга от 16.06.2006 N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению)" несостоятельна. В п. 1 указанного постановления говорится о порядке возмещения убытков при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами коммунальных услуг для управляющих организаций. Управление управляющей организацией и управление жилищным кооперативом - разные формы управления.
Все три формы управления многоквартирным домом, установленные ст. 161 Жилищного кодекса РФ, предполагают выполнение различными видами организаций функций по управлению и обеспечению эксплуатации общего имущества многоквартирных домов, но при этом все формы управления имеют свои особенности, а юридические лица - различный правовой статус. Управляющая организация и ТСЖ - самостоятельные субъекты правоотношений в жилищной сфере; жилищный кооператив и ТСЖ не является управляющей организацией и не подпадает под действие Постановления Главы Екатеринбурга от 16.06.2006 N 537.




Кроме того, необходимо учитывать положения о порядке расчета за коммунальные услуги, установленные "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 30.
При корректировке платы граждан за коммунальные услуги учитывается общий общем потребленных ресурсов на многоквартирный дом и объем ресурсов, приходящийся на каждое помещение, и оплата за энергоресурсы, приходящаяся на каждое помещение в доме. Согласно указанному порядку расчета за потребленные энергоресурсы за счет собственников помещений оплачиваются потребленные многоквартирным домом ресурсы в полном объеме за год. Соответственно, убытков у ТСЖ, связанных с предоставлением коммунальных услуг гражданам, быть не должно.
Кроме того, действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления возмещать организациям убытки, связанные с применением ограничений, установленных федеральным законодательством, законом субъекта РФ, без специального переданных полномочий и выделения финансирования в необходимом объеме.




Ограничение размера оплаты гражданам за коммунальные услуги, на которое ссылается истец, установлено Федеральным законом (ст. 6 Федерального закона от 28.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты РФ"). Пунктом 2.2. ст. 6 указанного закона установлено, что основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п.п. 55 ч. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов.
Таким образом, установление ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги не является полномочием органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, но не оплата части расходов за потребленные энергоресурсы.
Частью 3 ст. 18 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Учитывая изложенное, убытки жилищного кооператива, возникшие вследствие реализации федерального закона, а именно применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, не должны возмещаться за счет бюджета муниципального образования.
Кроме того, ответчик указал, что истцом не доказаны размер убытков, противоправность действий ответчика и его вина в причинении убытков.

Рассмотрев требования истца, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Открытым акционерным обществом "Аэропорт Кольцово" (поставщик) и ТСЖ "Атмосферное" (абонент) 30.03.2006 г. заключен договор на поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и прием сточных вод.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2008 г. по делу N А60-33124/2007-С2 с Товарищества собственников жилья "Атмосферное" в пользу Открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово" взыскано 867697 руб. 92 коп. долга, а также 11749 руб. 33 коп. в возмещение расходов истца по уплате госпошлины.
В период с октября 2006 г. по март 2007 г. Товарищество собственников жилья "Атмосферное" понесло выпадающие доходы в результате применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), утвержденного постановлениями Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга", N 579 от 27.06.2006 г. "О внесении изменений в постановление Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга".
Во исполнение Закона РФ N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" 16.06.2006 г. Главой г. Екатеринбурга было принято Постановление N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению".
Во исполнение Постановления N 537 был утвержден порядок возмещения убытков (приложение N 1 к постановлению). В соответствии с главами 2, 3, 4 Порядка возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению) убытки организаций, оказывающих услуги по тепло- и водоснабжению гражданам, образовавшиеся от применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению), подлежащие возмещению из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", определяются суммарно по всем энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению. Убытки рассчитываются как сумма превышения фактических расходов организаций по счетам-фактурам в пределах нормативного потребления услуг над начислением оплаты по всем лицевым счетам граждан, по которым организация производит начисление с применением предельного максимального уровня оплаты коммунальных услуг.
Основанием для перечисления средств являются заявки управляющих организаций и сводная заявка УЖКХ Администрации города Екатеринбурга в соответствии с приложением N 1.
К заявке управляющей организации прилагаются как обязательные следующие документы:
- - расчет суммы убытков по зоне каждого поставщика теплоэнергии, водоснабжения, водоотведения (приложение N 2);
- - копия справки ЕМУП "ЕРЦ" о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты (при наличии договора с ЕМУП "ЕРЦ");
- - справка о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенная печатью (при начислении платежей управляющей организацией самостоятельно);
- - копии счетов-фактур энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению за отчетный период.
Расчет и заявка составляются нарастающим итогом и представляются в УЖКХ Администрации города Екатеринбурга не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Указанные документы были сданы истцом в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, что ответчик не оспаривает.
Возмещение убытков при начислении населению платы за коммунальные услуги в пределах установленного предельного максимального уровня оплаты производится с лицевого счета УЖКХ Администрации города Екатеринбурга на расчетные счета энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению.
УЖКХ Администрации города Екатеринбурга осуществляет проверку заявок организаций на возмещение убытков из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург".
Комитет по экономике проверяет обоснованность тарифов энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, выставляемых в заявках на финансирование убытков при начислении платы за коммунальные услуги гражданам с учетом предельного максимального уровня оплаты.
Расчеты управляющих организаций и сводная заявка представляются УЖКХ Администрации города в Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и Комитет по экономике.
Таким образом, порядок выполнения названного постановления (в части представления в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга документации, необходимой для перечисления денежных средств) истцом был соблюден.




Расчет убытков составлен истцом на основании первичной документации, представленной в материалы дела, которая в том числе подтверждает выполнение истцом обязательств по оплате перед поставщиком услуг - ОАО "Аэропорт Кольцово". Убытки истца возникли в результате применения предельного максимального уровня оплаты услуг тепло- и водоснабжения (убытки, связанные с разницей в тарифах, установленных для населения и управляющих организаций, приобретающих ресурсы у первоначальных поставщиков). Стоимость энергоресурсов по указанным тарифам взыскана решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2008 г. N А60-33124/2008-С2.
Согласно представленному истцом расчету, сумма невозмещенных ответчиком выпадающих доходов составила 867697 руб. 92 коп. В данном случае убытки фактически понесены не энергоснабжающей организацией, получившей оплату на основании вступившего в законную силу судебного акта, а организацией, выполняющей функции по управлению многоквартирным домом - истцом по заявленному иску.
Требования о взыскании государственной пошлины, взысканной на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2008 г. по делу N А60-33124/2008-С2 удовлетворению не подлежат, поскольку данные расходы понесены истцом не в связи с неправомерными действиями ответчика.
Согласно ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Суд полагает, что убытки в размере 867697 руб. 92 коп. причинены истцу в результате неправомерного бездействия УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга как главного распорядителя средств местного бюджета, не исполнившего надлежащим образом возложенную на него постановлениям Главы г. Екатеринбурга N 537 от 16.06.2006 г. обязанность по возмещению убытков управляющей организации при применении предельного максимального уровня оплаты гражданам услуг по тепло- и водоснабжению.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ, а также пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Таким образом, убытки в размере 867697 руб. 92 коп., причиненные Товариществу собственников жилья "Атмосферное" неправомерными действиями (бездействием) УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, подлежат взысканию с муниципального образования г. Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга как с администратора данных расходов за счет казны муниципального образования г. Екатеринбург.
Рассмотрев заявленное истцом ходатайство о взыскании судебных издержек в сумме 25000 руб., суд счел его не подлежащим удовлетворению. При этом суд основывался на следующем.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В обоснование заявленного ходатайства истцом не представлено доказательств несения каких либо расходов на оплату услуг представителя. Сам по себе договор об оказании юридических услуг таким доказательством не является. Истцом не представлен ни акт приемки выполненных работ, ни платежные документы, подтверждающие несение расходов. Договор подписан с ООО "Правовая корпорация", однако сведений о том, что данное общество оказало истцу какие либо услуги - не имеется. В судебные заседания являлись разные представители истца, документов, подтверждающих обоснованность расчета при себе данные представители не имели. В результате ненадлежащей подготовки истца дело по существу рассмотрено только в четвертом судебном заседании, когда в суд явился представитель, представивший расчеты, однако данные представитель сотрудником правовой корпорации не является.
При указанных обстоятельствах требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя судом отклонены.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбург за счет казны Муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу Товарищества собственников жилья "Атмосферное" 867697 руб. 92 коп., а также 15090 руб. 14 коп. в возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины.
В остальной части исковых требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
АБОЗНОВА О.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)