Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2010 ПО ДЕЛУ N А11-5309/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2010 г. по делу N А11-5309/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2010.
Полный текст постановления изготовлен 05.02.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Белякова Е.Н., Соловьевой М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ясень" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2009 по делу N А11-5309/2009, принятое судьей Ушаковой Е.П.,
по иску товарищества собственников жилья "Ясень", г. Владимир, к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз", г. Владимир, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, г. Владимир, открытого акционерного общества "Владимироблгаз", г. Владимир, о взыскании 140 941 руб. 45 коп.,
в судебном заседании приняли участие:
- от истца - Миронова О.С. по доверенности от 14.01.2009 (сроком до 31.12.2010); Глаголев А.А. по доверенности от 14.01.2010 N 02 (сроком до 31.12.2010);
- от ответчика - Яхонтова А.А. по доверенности от 01.01.2010 (сроком до 31.12.2010);
- от ОАО "Владимироблгаз" - не явился, извещен (уведомление N 92175);
- от Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области - не явился, извещен (уведомление N 92176),
установил:

товарищество собственников жилья "Ясень" (далее - истец, ТСЖ "Ясень") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз" (далее - ответчик, ООО "Владимиррегионгаз") о взыскании 140 941 руб. 45 коп. переплаты за природный газ, поставленный в 2008 году по договору от 13.09.2006 N 01-02/0882-06/09 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования обоснованы правовыми ссылками на статьи 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Владимирской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент), открытое акционерное общество "Владимироблгаз" (далее - ОАО "Владимироблгаз").
Решением от 23.10.2009 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Из федерального бюджета истцу возвращена государственная пошлина в сумме 630 руб. 08 коп.
ТСЖ "Ясень", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно пункт 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", согласно которому расчет платы за приобретенный ТСЖ "Ясень" газ должен осуществляться по тарифам, установленным для населения. По мнению заявителя, приказ ОСТ РФ от 23.11.2004 N 194-э/12 "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемых населению" в данном случае не применим, поскольку указанный акт имеет меньшую юридическую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Истец считает необоснованным вывод арбитражного суда о том, что к расчетам за газ должен быть применен тариф, установленный для промышленных потребителей.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы. Считают оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель ответчика, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем документам.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Ясень" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.06.2006 (ОГРН 1063328029930), создано по решению собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Белоконской, д. 12-б, для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества.
13.09.2006 между ТСЖ "Ясень" (покупатель), ООО "Владимиррегионгаз" (поставщик), ОАО "Владимироблгаз" (газораспределительная организация) заключен договор поставки газа N 01-02/0882-06/09, в соответствии с условиями которого поставщик обязался осуществлять подачу природного газа, газораспределительная организация - оказывать услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, а покупатель обязался принимать газ в согласованных между сторонами объемах, оплачивать газ и возмещать расходы по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Природный газ поставляется для крышной котельной многоквартирного дома по адресу: г. Владимир, ул. Белоконской, д. 12-6.
Пунктами 5.1, 5.2 договора предусмотрено, что покупатель производит оплату поставляемого газа, расходов по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги по утвержденным в установленном законом порядке тарифам в размере 100% от суммы стоимости потребленного газа и услуг в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки. Периодом платежа является месяц.
В рамках принятых на себя обязательств по договору от 13.09.2006 ответчик произвел в адрес истца поставку газа.
Материалами дела установлено, что предъявленные ответчиком в 2008 году для оплаты счета-фактуры за фактически отобранный газ, в том числе расходы по его транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги, были оплачены ТСЖ "Ясень" в полном объеме по тарифу для промышленных потребителей.
Истец, полагая, на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в виде разницы между суммой, начисленной ООО "Владимиррегионгаз", и суммой, начисленной по тарифу для населения, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор на поставку газа является публичным, соответственно цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Пунктом 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены "Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", которыми определены принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифы на услуги по его транспортировке.
В соответствии с пунктом 10 упомянутых Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
На основании пункта 1 положения о Федеральной службе по тарифам России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, указанный орган исполнительной власти уполномочен осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также осуществлять функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлять контроль по вопросам, связанным с определением и применением цен в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.11.2004 N 194-э/12, розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.
Пунктом 4 Методических указаний установлено, в случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в пункте 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Согласно пункту 11 раздела 2 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17.09.2008 N 173-э/5, для целей настоящих Методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.
В Методических указаниях по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17.09.2008 N 173-э/5, и Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17.09.2008 N 172-э/4, также установлена необходимость исключения из объемов потребления газа населением тех объемов газа, которые используются для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными.
Федеральная служба по тарифам России в информационном письме от 30.12.2008 N НБ-7906/9 указала на то, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы "население", не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.
Как установлено арбитражным судом, в ответ на обращение Департамента от 03.02.2009 N ДЦТ-218-02-09 и обращение ООО "Владимиррегионгаз" от 29.01.2009 N СФ-01 /86 за разъяснениями в Федеральную службу по тарифам по вопросу применения цен на природный газ, используемый крышными и иными котельными для целей отопления многоквартирного жилого дома, Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей Федеральной службы по тарифам России со ссылкой на информационное письмо Федеральной службы по тарифам России от 30.12.2008 N НБ-7906/9 разъяснило, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы "население", не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, действовавшие в спорный период правовые нормы также предусматривали необходимость исключения объемов газа, потребляемого крышными котельными, из объемов газа, используемого населением для личных нужд (бытовыми приборами) и оплачиваемого по розничным ценам.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" суд апелляционной инстанции считает несостоятельным и подлежащим отклонению в силу следующего.
В пункте 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 указано, что коммунальная услуга "газоснабжение" - это круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение.
Поскольку поставка газа истцу по договору от 13.09.2006 производится только для потребления крышной котельной многоквартирного дома, при таких обстоятельствах правомерным является вывод арбитражного суда о том, что поставка газа для приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованных отопления и приготовления горячей воды), не может рассматриваться как предоставление коммунальной услуги по газоснабжению.
Потребление газа с целью последующей поставки тепла населению с использованием автономных систем, к которым относятся и котельные крышного, пристроенного и других типов, не относится к видам "личного потребления" природного газа физическими лицами, поскольку в этом случае населением потребляются непосредственно тепло и горячая вода, оплачиваемые по тарифам на соответствующие коммунально-бытовые услуги.
Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
В силу вышеизложенного верным является вывод арбитражного суда о том, что при оплате природного газа для производства тепла и горячей воды, используемого индивидуальными автономными котельными, должны применяться регулируемые цены на газ, установленные для промышленных потребителей, а не для населения.
На основании вышеизложенного доводы заявителя отклоняются апелляционной инстанцией, как несостоятельные.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2009 по делу N А11-5309/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ясень" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Е.Н.БЕЛЯКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)