Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
- от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр") (ОГРН 1071841002012, ИНН 1835076594): не явились;
- от заинтересованного лица (Административная комиссия при Администрации Индустриального района г. Ижевска) (ОГРН 1061840037599, ИНН 1833039798): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2012 года
по делу N А71-17315/2011,
принятое судьей Л.Ю.Глуховым,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр"
к Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска:
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Ижкомцентр" (далее - ООО "УК-Ижкомцентр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска (далее Административная комиссия, административный орган) N 1063АК от 01.12.2011 о назначении административного наказания, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РФ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, недоказанности Административной комиссией вывода о том, что Общество является управляющей компанией многоквартирного дома N 11 по пр. Редукторный в г. Ижевске, необоснованном указании ссылки на п. 1.2 Правил N 116, а также на решение Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.11.2011 специалистом-экспертом отдела муниципальной милиции Администрации г. Ижевска было проведено обследование территории, расположенной по адресу: г. Ижевск пр. Редукторный, д. 11.
В ходе осмотра выявлено, что на придомовой территории у дома N 11 по пр. Редукторный не обеспечена чистота - не произведен сбор твердых бытовых отходов (ТБО), не оборудована контейнерная площадка - отсутствует водонепроницаемое покрытие, ограждения, не организована площадка для сбора крупногабаритного мусора (КГМ). Выявленные обстоятельства зафиксированы административным органом в акте осмотра территории (объекта) то 22.11.2011 (л.д. 17).
По факту несоблюдения ООО "УК-Ижкомцентр" Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116, и Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "город Ижевск" от отходов", утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146, Административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении от 23.11.2011 N 25 (л.д. 24).
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 11 Закона N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", административным органом вынесено постановление от 01.12.2011 N 1063АК, согласно которому Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 9-10).
Полагая привлечение к административной ответственности необоснованным и незаконным, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (вступившего в силу с 05.11.2011) нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (далее Правила N 116).
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", руководствуясь Уставом города Ижевска, Решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146 утверждены Правила по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов (далее Правила N 146).
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган событие правонарушения усматривает в том, что на придомовой территории у дома N 11 по пр. Редукторный не обеспечена чистота - не произведен сбор твердых бытовых отходов (ТБО), не оборудована контейнерная площадка - отсутствует водонепроницаемое покрытие, ограждения, не организована площадка для сбора крупногабаритного мусора (КГМ). Данное бездействие свидетельствует о нарушении Правил благоустройства, установленных пунктами 2.2., 2.4 Правил N 116 и пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.14, 5.2 Правил N 146.
Согласно письму Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 25.01.2012 N 158/01-24 информация по многоквартирным домам (реестр многоквартирных домов, списки управляющих организаций и ТСЖ) размещена на сайте МО "город Ижевск".
Представленной в материалы дела информацией официального сайта izhcomcenter.ru подтверждается, что ООО "УК-Ижкомцентр" является организацией, осуществляющей функции управления многоквартирным домом N 11 по пр. Редукторный г. Ижевска (л.д. 17, 37).
Кроме того, вывод суда о том, что территория, на которой выявлены нарушения, относится к прилегающей к дому N 11 по пр. Редукторный в г. Ижевске территории, подтверждается актом осмотра территории от 22.11.2011, протоколом об административном правонарушении 23.11.2011 N 25, фототаблицами (л.д. 24, 27, 28).
Таким образом, факт выявленных нарушений в действиях Общества подтверждается представленными по делу доказательствами и заявителем документально не опровергнут.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
Доводы Общества о необоснованном указании в постановлении п. 1.2 Правил N 116, а также решения Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146 являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 2.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г. Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих правил, на принадлежащих им на праве собственном, вещном праве либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами осуществлять строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правилами по регулированию очистки территории МО "город Ижевск" от отходов, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Из оспариваемого постановления видно, что вина в совершении административного правонарушения административным органом исследована и доказана материалами дела, из которых видно, что Общество при наличии возможности не предприняло всех зависящих от него мер по своевременному вывозу отходов, обеспечению чистоты на площадке и прилегающей к ней территории.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Вместе с тем судом первой инстанции не дана оценка соблюдения Административной комиссией порядка привлечения Общества к административной ответственности, по результатам исследования которой судом апелляционной инстанции выявлены нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело, должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, в отсутствие лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, а также при условии, что от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество было извещено надлежащим образом (л.д. 25), но постановление об административном правонарушении в отношении Общества составлено в отсутствие его законного представителя, доказательств уведомления Общества о дате и времени рассмотрения административного дела заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
В протоколе об административном правонарушении от 23.11.2011 (л.д. 24), также составленном в отсутствие законного представителя Общества, указано, что рассмотрение материалов дела состоится 01.12.2011 в 14 00 в Администрации Индустриального района г. Ижевска по адресу г. Ижевск, ул. Дзержинского, 5, каб. 206, но доказательств направления и вручения указанного протокола Обществу в материалах дела не имеется.
Доказательств направления и вручения Обществу определения от 28.11.2011 о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 23) административный орган также не представил.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, поскольку фактически возможность ознакомления с материалами проверки по делу об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по их содержанию у Общества фактически отсутствовала.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также неразъяснение законному представителю его прав и обязанностей само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае Административной комиссией допущено существенное нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении, при котором привлечение к административной ответственности не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку суд первой инстанции не исследовал данный вопрос и это привело к принятию неправильного решения по делу, решение суда первой инстанции следует отменить, а оспариваемое постановление признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2012 года по делу N А71-17315/2011 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 01.12.2011 N 1063АК, вынесенного Административной комиссией при Администрации Индустриального района г. Ижевска, о назначении административного наказания ООО "Управляющая Компания - Ижкомцентр" по ст. 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.П.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2012 N 17АП-3468/2012-АК ПО ДЕЛУ N А71-17315/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2012 г. N 17АП-3468/2012-АК
Дело N А71-17315/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
- от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр") (ОГРН 1071841002012, ИНН 1835076594): не явились;
- от заинтересованного лица (Административная комиссия при Администрации Индустриального района г. Ижевска) (ОГРН 1061840037599, ИНН 1833039798): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2012 года
по делу N А71-17315/2011,
принятое судьей Л.Ю.Глуховым,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр"
к Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска:
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Ижкомцентр" (далее - ООО "УК-Ижкомцентр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска (далее Административная комиссия, административный орган) N 1063АК от 01.12.2011 о назначении административного наказания, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РФ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, недоказанности Административной комиссией вывода о том, что Общество является управляющей компанией многоквартирного дома N 11 по пр. Редукторный в г. Ижевске, необоснованном указании ссылки на п. 1.2 Правил N 116, а также на решение Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.11.2011 специалистом-экспертом отдела муниципальной милиции Администрации г. Ижевска было проведено обследование территории, расположенной по адресу: г. Ижевск пр. Редукторный, д. 11.
В ходе осмотра выявлено, что на придомовой территории у дома N 11 по пр. Редукторный не обеспечена чистота - не произведен сбор твердых бытовых отходов (ТБО), не оборудована контейнерная площадка - отсутствует водонепроницаемое покрытие, ограждения, не организована площадка для сбора крупногабаритного мусора (КГМ). Выявленные обстоятельства зафиксированы административным органом в акте осмотра территории (объекта) то 22.11.2011 (л.д. 17).
По факту несоблюдения ООО "УК-Ижкомцентр" Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116, и Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "город Ижевск" от отходов", утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146, Административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении от 23.11.2011 N 25 (л.д. 24).
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 11 Закона N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", административным органом вынесено постановление от 01.12.2011 N 1063АК, согласно которому Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 9-10).
Полагая привлечение к административной ответственности необоснованным и незаконным, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (вступившего в силу с 05.11.2011) нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (далее Правила N 116).
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", руководствуясь Уставом города Ижевска, Решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146 утверждены Правила по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов (далее Правила N 146).
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган событие правонарушения усматривает в том, что на придомовой территории у дома N 11 по пр. Редукторный не обеспечена чистота - не произведен сбор твердых бытовых отходов (ТБО), не оборудована контейнерная площадка - отсутствует водонепроницаемое покрытие, ограждения, не организована площадка для сбора крупногабаритного мусора (КГМ). Данное бездействие свидетельствует о нарушении Правил благоустройства, установленных пунктами 2.2., 2.4 Правил N 116 и пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.14, 5.2 Правил N 146.
Согласно письму Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 25.01.2012 N 158/01-24 информация по многоквартирным домам (реестр многоквартирных домов, списки управляющих организаций и ТСЖ) размещена на сайте МО "город Ижевск".
Представленной в материалы дела информацией официального сайта izhcomcenter.ru подтверждается, что ООО "УК-Ижкомцентр" является организацией, осуществляющей функции управления многоквартирным домом N 11 по пр. Редукторный г. Ижевска (л.д. 17, 37).
Кроме того, вывод суда о том, что территория, на которой выявлены нарушения, относится к прилегающей к дому N 11 по пр. Редукторный в г. Ижевске территории, подтверждается актом осмотра территории от 22.11.2011, протоколом об административном правонарушении 23.11.2011 N 25, фототаблицами (л.д. 24, 27, 28).
Таким образом, факт выявленных нарушений в действиях Общества подтверждается представленными по делу доказательствами и заявителем документально не опровергнут.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
Доводы Общества о необоснованном указании в постановлении п. 1.2 Правил N 116, а также решения Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146 являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 2.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г. Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих правил, на принадлежащих им на праве собственном, вещном праве либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами осуществлять строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правилами по регулированию очистки территории МО "город Ижевск" от отходов, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Из оспариваемого постановления видно, что вина в совершении административного правонарушения административным органом исследована и доказана материалами дела, из которых видно, что Общество при наличии возможности не предприняло всех зависящих от него мер по своевременному вывозу отходов, обеспечению чистоты на площадке и прилегающей к ней территории.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Вместе с тем судом первой инстанции не дана оценка соблюдения Административной комиссией порядка привлечения Общества к административной ответственности, по результатам исследования которой судом апелляционной инстанции выявлены нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело, должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, в отсутствие лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, а также при условии, что от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество было извещено надлежащим образом (л.д. 25), но постановление об административном правонарушении в отношении Общества составлено в отсутствие его законного представителя, доказательств уведомления Общества о дате и времени рассмотрения административного дела заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
В протоколе об административном правонарушении от 23.11.2011 (л.д. 24), также составленном в отсутствие законного представителя Общества, указано, что рассмотрение материалов дела состоится 01.12.2011 в 14 00 в Администрации Индустриального района г. Ижевска по адресу г. Ижевск, ул. Дзержинского, 5, каб. 206, но доказательств направления и вручения указанного протокола Обществу в материалах дела не имеется.
Доказательств направления и вручения Обществу определения от 28.11.2011 о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 23) административный орган также не представил.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, поскольку фактически возможность ознакомления с материалами проверки по делу об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по их содержанию у Общества фактически отсутствовала.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также неразъяснение законному представителю его прав и обязанностей само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае Административной комиссией допущено существенное нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении, при котором привлечение к административной ответственности не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку суд первой инстанции не исследовал данный вопрос и это привело к принятию неправильного решения по делу, решение суда первой инстанции следует отменить, а оспариваемое постановление признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2012 года по делу N А71-17315/2011 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - Ижкомцентр" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 01.12.2011 N 1063АК, вынесенного Административной комиссией при Администрации Индустриального района г. Ижевска, о назначении административного наказания ООО "Управляющая Компания - Ижкомцентр" по ст. 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.П.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)