Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2008 ПО ДЕЛУ N А57-545/08-111

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2008 г. по делу N А57-545/08-111


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Энергия-1", город Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 по делу N А57-545/08-111,
по заявлению товарищества собственников жилья "Энергия-1", город Саратов к Государственной жилищной инспекции Саратовской области, город Саратов об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - ТСЖ "Энергия-1") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Госжилинспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2007 N 1019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.02.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "Энергия-1" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося представителя заявителя в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 15.11.2007 Государственной жилищной инспекцией Саратовской области по поручению прокуратуры города Саратова в связи с обращением жителей проведена проверка технического состояния жилого дома N 89 по улице Огородная города Саратова.
В ходе проверки установлено, что состояние указанного жилого дома, который входит в состав ТСЖ "Энергия-1", не соответствует установленным требованиям. Выявлены нарушения пунктов 4.3.1, 4.6.1, 3.2.1, 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а именно наличие отслоения штукатурки на плитах перекрытия 10-го этажа; протечка кровельного покрытия; наличие трещин на стенах лестничных клеток; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Саратовской области составлен акт проверки от 15.11.2007, которым зафиксированы названные нарушения.
На основании акта проверки прокуратурой города Саратова в отношении ТСЖ "Энергия-1" вынесено постановление от 03.12.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП Российской Федерации.
Постановлением Госжилинспекции от 10.12.2007 N 1019 ТСЖ "Энергия-1" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное постановление оспорено ТСЖ "Энергия-1" в судебном порядке.
Рассматривая спор, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП Российской Федерации, об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и отсутствии обстоятельств, освобождающих от административной ответственности.
Данные выводы судебная коллегия считает соответствующими нормам права и материалам дела.
Статьей 7.22 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных на заявителя обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилого дома в состоянии, отвечающем установленным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с Уставом ТСЖ "Энергия-1" товарищество является добровольным объединением собственников жилых и (или) нежилых помещений в кондоминиуме в целях совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, целями деятельности которого являются обеспечение надлежащего технического, противопожарного, санитарного состояния общего имущества, обеспечение коммунальными, техническими услугами собственников жилых и нежилых помещений, исполнение роли заказчика на работы по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, заключение договоров, контрактов с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности, осуществление хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых создано Товарищество.
Товарищество собственников жилья в соответствии с пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, как обоснованно отмечено судами, задачей Товарищества является обеспечить защиту прав собственников, повлиять на стоимость и качество предоставляемых услуг и создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. При этом товарищество имеет реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а, следовательно, и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели.
Износ жилого фонда и наличие заложенности квартиросъемщиков и собственников квартир по взносам, оплате за жилищно-коммунальные услуги в Товарищество, на что ссылался заявитель, не освобождает последнего от обязанностей по надлежащему содержанию вверенного ему жилищного фонда и не исключает наличие вины в его действиях.
Принимая на себя обязательство по обеспечению надлежащей эксплуатации жилищного фонда, ответственное лицо осведомлено о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств. Товарищество приняло на себя определенное обязательство, которое должно исполнить в конкретных известных ему условиях.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, администрацией Заводского района города Саратова дом N 89 по улице Огородная в городе Саратове передан ТСЖ "Энергия-1" для обслуживания и содержания, в связи с чем, товарищество, как управляющая организация, взяла на себя бремя надлежащего содержания и ремонта общих инженерных систем и оборудования указанного дома, мест общего пользования и придомовой территории, а также обеспечения предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация) и теплоснабжение (отопление).
Следовательно, ТСЖ "Энергия-1" несет ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном его обслуживании, обеспечении сохранности жилищного фонда.
Согласно Правилам и нормы технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Нарушения технического состояния жилого дома, перечисленные в оспариваемом постановлении, относятся к текущему ремонту. Средства, на проведение текущего ремонта входят в состав ежемесячных платежей за жилье, собираемых Товариществом.
Как правильно отмечено судами, задолженность бюджета и населения перед Товариществом не освобождает заявителя от обязанностей по содержанию жилого фонда в надлежащем состоянии, поскольку заявитель не лишен возможности в установленном законом порядке взыскивать образовавшуюся задолженность.
Судами рассмотрены и отклонены доводы заявителя о том, что выявленные нарушения возникли в результате ведущегося рядом строительства, поскольку проверкой выявлены такие недостатки в состоянии жилищного фонда, которые не зависят от осуществляемого строительства.
Суды не усмотрели также признаков малозначительности в совершенном заявителем правонарушении. Переоценивать данные выводы у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Таким образом, являются обоснованными и соответствующими материалам дела выводы судов о том, что ТСЖ "Энергия-1" не приняло всех необходимых мер по надлежащей эксплуатации жилого дома в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Соответственно в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП Российской Федерации.
Соблюдение административным органом требований административного законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях проверено судами обеих инстанций. Нарушений не выявлено, что не оспаривается заявителем.
При определении наказания административным органом учтены влияющие на его размер обстоятельства, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 КоАП Российской Федерации штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 по делу N А57-545/08-111 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)