Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Байрамовой Н.Ю., Никуловой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2009 по делу N А09-15447/2008 (судья Зенин Ф.Е.), принятое по иску ОАО " Брянские коммунальные системы" к МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска о взыскании 24 711 054 руб. 46 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика (заявителя): не явился, извещен;
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска (далее - МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска) о взыскании 12 500 руб., в том числе 12 000 руб. задолженности по оплате тепловой энергии за ноябрь 2008 года и 500 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия окончательного решения по делу истец в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял заявленные требования. Согласно последнему уточнению истец просил суд взыскать с ответчика 24 711 054 руб. 46 коп., в том числе 24 605 149 руб. 16 коп., задолженности по оплате тепловой энергии за декабрь 2008 года и 105 905 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.02.2009 г. по 28.02.2009 г. Уточнения иска судом области приняты.
Решением арбитражного суда от 19 мая 2009 года исковые требования удовлетворены частично, с МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" взысканы 1 596 313 руб. 75 коп., в том числе 1 587 772 руб. 30 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, 8 541 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и в доход федерального бюджета 6 459 руб. 92 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, задолженность, указанная в уточненных исковых требованиях, не доказана, суд при вынесении решения не учел оплату тепловой энергии населением за декабрь 2008 года в апреле и мае 2009 года. Кроме того, заявитель указывает, что истцом не было представлено доказательств незаконного использования или удержания денежных средств истца ответчиком.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком по делу (абонент) подписан договор энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002. Договор энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 был подписан МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска с протоколом разногласий к договору.
В свою очередь со стороны ОАО "Брянские коммунальные системы" протокол разногласий к договору энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 подписан с протоколом урегулирования разногласий.
Протокол урегулирования разногласий к договору энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002, представленный ОАО "Брянские коммунальные системы", был подписан МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска без возражений.
В соответствии с договором энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002, заключенным между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком по делу (абонент), энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту (потребитель) тепловую энергию в объемах и на условиях настоящего договора, а абонент - своевременно и в полном объеме производить оплату принятой энергии.
Обязательства по передаче тепловой энергии выполнялись истцом (теплоснабжающая организация) надлежащим образом, что ответчиком не оспорено.
Обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не были исполнены ответчиком надлежащим образом.
Возникшие между сторонами отношения регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ, определяющей отношения по договору энергоснабжения.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяют правила, установленные в ст. ст. 539 - 547 ГК РФ для договоров энергоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии на основании п. 1 ст. 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию в силу п. 2 указанной статьи определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Нормами ст. 309 ГК РФ закреплен принцип обязательственных правоотношений, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Данные материальные нормы являются общими и применяются к любому договору, в том числе и договору, являющемуся предметом настоящего спора.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 9.2 договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 в редакции протокола разногласий определено, что настоящий договор действует с 01.01.2008 по 31.12.2008 года.
В указанный период действовали "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Как усматривается из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилого фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, как организация, отвечающая за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, выполняет функции управляющей организации до определения порядка управления жилыми домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы). С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию.
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей, как размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.11.2007 N 12/3-1т, с 1 января 2008 года введен в действие тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы", в размере 966 руб. 12 коп. за Гкал (без учета НДС).
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Таким образом, условия договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 должны соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии.
Порядок расчета за потребленную тепловую энергию определен сторонами в п. 6.1 договора в редакции протокола урегулирования разногласий. Согласно п. 6.1 договора оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации. При этом оплата производится ежемесячно в течение 12 месяцев.
В пункте 4.3 договора стороны определили, что при отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом.
Каких-либо данных о применяемых истцом методах расчета в материалы дела не представлено, фактический расчет, из которого можно было бы определить порядок и методику расчета, истцом также не представлен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения пункта 6.1 договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002, заключенного между ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) и МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска (абонент), противоречат положениям раздела II "Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и обоснованно признал их ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.
При этом суд области правомерно установил, что к отношениям сторон по определению объема обязательств исполнителя в части оплаты стоимости потребленной тепловой энергии подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В силу п. п. 6 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
При этом суд области правильно указал, что истцом не представлены документы, обосновывающие расчет объема тепловой энергии по применяемой теплоснабжающей организацией методике, а представленные сведения и документы не содержат достаточных доказательств задолженности ответчика в размере взыскиваемой суммы.
Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии в сумме 1 587 772 руб. 30 коп.
Как усматривается из материалов дела, оплата по договору энергоснабжения N 022-02020002 от 10.01.2008 складывается из оплаты за тепловую энергию собственниками и нанимателями жилых помещений и субсидирования бюджетных ассигнований в части разницы в тарифах и предоставленных льгот гражданам.
Задолженность МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска перед ОАО "Брянские коммунальные системы" образовалась из-за задолженности по оплате за тепловую энергию собственниками, нанимателями жилых помещений и задолженности бюджета.
Вместе с тем задолженность в размере 1 587 772 руб. 30 коп. является задолженностью населения по оплате теплоэнергии по состоянию на 31.03.2009, но оплата населением за декабрь производилась и в апреле и в мае 2009 г.
Согласно сведениям ООО "Региональный информационно-расчетный центр" Брянской области об оплате населением теплоэнергии за декабрь 2008 г. оплата населением теплоэнергии в апреле за декабрь составляет 100 926 руб. 98 коп., в мае за декабрь - 83 314 руб. 69 коп.
Таким образом, на момент принятия решения по делу задолженность населения по оплате услуг теплоснабжения за декабрь 2008 года составила 1 403 530 руб. 63 коп. (1 587 772 руб. 30 коп. - 100 926 руб. 98 коп. - 83 314 руб. 69 коп.).
При таких обстоятельствах, исходя из того, что доказательств погашения указанной задолженности по оплате тепловой энергии не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате тепловой энергии в указанной сумме.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований о взыскании 8 541 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.02.2009 по 28.02.2009.
В силу п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Исходя из буквального толкования данной статьи ее применение возможно только при установлении факта пользования должником денежными средствами кредитора вследствие их неправомерного удержания.
Однако, как следует из материалов дела, МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска не осуществляло начисление и сбор денежных средств с населения за поставленную тепловую энергию, денежные средства за отпущенную тепловую энергию перечислялись населением на расчетный счет истца, то есть фактически ответчик не владел денежными средствами ОАО "Брянские коммунальные системы" и не мог их удерживать.
ОАО "Брянские коммунальные системы" не доказало в нарушение ст. 65 АПК РФ факт пользования ответчиком денежными средствами истца.
В связи с отсутствием факта пользования и неправомерного удержания ответчиком данных денежных средств, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность применяться не может.
Суд апелляционной инстанции считает, что при разрешении спора суд области необоснованно применил к сложившимся правоотношениям положения статьи 395 ГК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда от 19.05.2009.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по иску с учетом увеличения размера исковых требований до 24 711 054 руб. 46 коп. составляет 100 000 руб.
Поскольку требования истца удовлетворены частично в сумме 1 403 530 руб. 63 коп., государственная пошлина по иску относится на истца в сумме 94 320 руб. 23 коп., на ответчика - в сумме 5 679 руб. 77 коп.
Истцом при подаче иска в суд уплачена госпошлина в размере 500 руб.
Следовательно, госпошлина по иску в сумме 5 679 руб. 77 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, а с истца в доход федерального бюджета, с учетом оплаты 500 руб., подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 93 820 руб. 23 коп.
Государственная пошлина, уплаченная ответчиком за подачу апелляционной жалобы в силу ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 000 рублей и подлежит распределению между сторонами следующим образом: на истца относится государственная пошлина по жалобе в сумме 943 руб. 20 коп., а на ответчика - 56 руб. 80 коп.
Следовательно, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 943 руб. 20 коп.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19 мая 2009 года по делу N А09-15447/2008 отменить.
Взыскать с МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, г. Брянск, в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, 1 403 530 руб. 63 коп. задолженности по оплате тепловой энергии.
Взыскать с ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 93 820 руб. 23 коп.
Взыскать с МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, г. Брянск, в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 5 679 руб. 77 коп.
Взыскать с ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, в пользу МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска 943 руб. 20 коп. госпошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2009 ПО ДЕЛУ N А09-15447/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. по делу N А09-15447/2008
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Байрамовой Н.Ю., Никуловой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2009 по делу N А09-15447/2008 (судья Зенин Ф.Е.), принятое по иску ОАО " Брянские коммунальные системы" к МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска о взыскании 24 711 054 руб. 46 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика (заявителя): не явился, извещен;
- установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска (далее - МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска) о взыскании 12 500 руб., в том числе 12 000 руб. задолженности по оплате тепловой энергии за ноябрь 2008 года и 500 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия окончательного решения по делу истец в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял заявленные требования. Согласно последнему уточнению истец просил суд взыскать с ответчика 24 711 054 руб. 46 коп., в том числе 24 605 149 руб. 16 коп., задолженности по оплате тепловой энергии за декабрь 2008 года и 105 905 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.02.2009 г. по 28.02.2009 г. Уточнения иска судом области приняты.
Решением арбитражного суда от 19 мая 2009 года исковые требования удовлетворены частично, с МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" взысканы 1 596 313 руб. 75 коп., в том числе 1 587 772 руб. 30 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, 8 541 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и в доход федерального бюджета 6 459 руб. 92 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, задолженность, указанная в уточненных исковых требованиях, не доказана, суд при вынесении решения не учел оплату тепловой энергии населением за декабрь 2008 года в апреле и мае 2009 года. Кроме того, заявитель указывает, что истцом не было представлено доказательств незаконного использования или удержания денежных средств истца ответчиком.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком по делу (абонент) подписан договор энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002. Договор энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 был подписан МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска с протоколом разногласий к договору.
В свою очередь со стороны ОАО "Брянские коммунальные системы" протокол разногласий к договору энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 подписан с протоколом урегулирования разногласий.
Протокол урегулирования разногласий к договору энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002, представленный ОАО "Брянские коммунальные системы", был подписан МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска без возражений.
В соответствии с договором энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002, заключенным между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком по делу (абонент), энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту (потребитель) тепловую энергию в объемах и на условиях настоящего договора, а абонент - своевременно и в полном объеме производить оплату принятой энергии.
Обязательства по передаче тепловой энергии выполнялись истцом (теплоснабжающая организация) надлежащим образом, что ответчиком не оспорено.
Обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не были исполнены ответчиком надлежащим образом.
Возникшие между сторонами отношения регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ, определяющей отношения по договору энергоснабжения.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяют правила, установленные в ст. ст. 539 - 547 ГК РФ для договоров энергоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии на основании п. 1 ст. 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию в силу п. 2 указанной статьи определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Нормами ст. 309 ГК РФ закреплен принцип обязательственных правоотношений, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Данные материальные нормы являются общими и применяются к любому договору, в том числе и договору, являющемуся предметом настоящего спора.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 9.2 договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 в редакции протокола разногласий определено, что настоящий договор действует с 01.01.2008 по 31.12.2008 года.
В указанный период действовали "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Как усматривается из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилого фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, как организация, отвечающая за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, выполняет функции управляющей организации до определения порядка управления жилыми домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы). С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию.
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей, как размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.11.2007 N 12/3-1т, с 1 января 2008 года введен в действие тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы", в размере 966 руб. 12 коп. за Гкал (без учета НДС).
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Таким образом, условия договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002 должны соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии.
Порядок расчета за потребленную тепловую энергию определен сторонами в п. 6.1 договора в редакции протокола урегулирования разногласий. Согласно п. 6.1 договора оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации. При этом оплата производится ежемесячно в течение 12 месяцев.
В пункте 4.3 договора стороны определили, что при отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом.
Каких-либо данных о применяемых истцом методах расчета в материалы дела не представлено, фактический расчет, из которого можно было бы определить порядок и методику расчета, истцом также не представлен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения пункта 6.1 договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2008 N 022-02020002, заключенного между ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) и МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска (абонент), противоречат положениям раздела II "Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и обоснованно признал их ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.
При этом суд области правомерно установил, что к отношениям сторон по определению объема обязательств исполнителя в части оплаты стоимости потребленной тепловой энергии подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В силу п. п. 6 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
При этом суд области правильно указал, что истцом не представлены документы, обосновывающие расчет объема тепловой энергии по применяемой теплоснабжающей организацией методике, а представленные сведения и документы не содержат достаточных доказательств задолженности ответчика в размере взыскиваемой суммы.
Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии в сумме 1 587 772 руб. 30 коп.
Как усматривается из материалов дела, оплата по договору энергоснабжения N 022-02020002 от 10.01.2008 складывается из оплаты за тепловую энергию собственниками и нанимателями жилых помещений и субсидирования бюджетных ассигнований в части разницы в тарифах и предоставленных льгот гражданам.
Задолженность МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска перед ОАО "Брянские коммунальные системы" образовалась из-за задолженности по оплате за тепловую энергию собственниками, нанимателями жилых помещений и задолженности бюджета.
Вместе с тем задолженность в размере 1 587 772 руб. 30 коп. является задолженностью населения по оплате теплоэнергии по состоянию на 31.03.2009, но оплата населением за декабрь производилась и в апреле и в мае 2009 г.
Согласно сведениям ООО "Региональный информационно-расчетный центр" Брянской области об оплате населением теплоэнергии за декабрь 2008 г. оплата населением теплоэнергии в апреле за декабрь составляет 100 926 руб. 98 коп., в мае за декабрь - 83 314 руб. 69 коп.
Таким образом, на момент принятия решения по делу задолженность населения по оплате услуг теплоснабжения за декабрь 2008 года составила 1 403 530 руб. 63 коп. (1 587 772 руб. 30 коп. - 100 926 руб. 98 коп. - 83 314 руб. 69 коп.).
При таких обстоятельствах, исходя из того, что доказательств погашения указанной задолженности по оплате тепловой энергии не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате тепловой энергии в указанной сумме.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований о взыскании 8 541 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.02.2009 по 28.02.2009.
В силу п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Исходя из буквального толкования данной статьи ее применение возможно только при установлении факта пользования должником денежными средствами кредитора вследствие их неправомерного удержания.
Однако, как следует из материалов дела, МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска не осуществляло начисление и сбор денежных средств с населения за поставленную тепловую энергию, денежные средства за отпущенную тепловую энергию перечислялись населением на расчетный счет истца, то есть фактически ответчик не владел денежными средствами ОАО "Брянские коммунальные системы" и не мог их удерживать.
ОАО "Брянские коммунальные системы" не доказало в нарушение ст. 65 АПК РФ факт пользования ответчиком денежными средствами истца.
В связи с отсутствием факта пользования и неправомерного удержания ответчиком данных денежных средств, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность применяться не может.
Суд апелляционной инстанции считает, что при разрешении спора суд области необоснованно применил к сложившимся правоотношениям положения статьи 395 ГК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда от 19.05.2009.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по иску с учетом увеличения размера исковых требований до 24 711 054 руб. 46 коп. составляет 100 000 руб.
Поскольку требования истца удовлетворены частично в сумме 1 403 530 руб. 63 коп., государственная пошлина по иску относится на истца в сумме 94 320 руб. 23 коп., на ответчика - в сумме 5 679 руб. 77 коп.
Истцом при подаче иска в суд уплачена госпошлина в размере 500 руб.
Следовательно, госпошлина по иску в сумме 5 679 руб. 77 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, а с истца в доход федерального бюджета, с учетом оплаты 500 руб., подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 93 820 руб. 23 коп.
Государственная пошлина, уплаченная ответчиком за подачу апелляционной жалобы в силу ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 000 рублей и подлежит распределению между сторонами следующим образом: на истца относится государственная пошлина по жалобе в сумме 943 руб. 20 коп., а на ответчика - 56 руб. 80 коп.
Следовательно, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 943 руб. 20 коп.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19 мая 2009 года по делу N А09-15447/2008 отменить.
Взыскать с МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, г. Брянск, в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, 1 403 530 руб. 63 коп. задолженности по оплате тепловой энергии.
Взыскать с ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 93 820 руб. 23 коп.
Взыскать с МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, г. Брянск, в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 5 679 руб. 77 коп.
Взыскать с ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, в пользу МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска 943 руб. 20 коп. госпошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.В.КАСТРУБА
Судьи
М.В.НИКУЛОВА
Н.Ю.БАЙРАМОВА
М.В.КАСТРУБА
Судьи
М.В.НИКУЛОВА
Н.Ю.БАЙРАМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)