Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2011 ПО ДЕЛУ N А57-22779/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2011 г. по делу N А57-22779/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саратовская областная энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.08.2010
по делу N А57-22779/2009
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовская областная энергосбытовая компания", г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжское", г. Энгельс, о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию и пени, с привлечением третьих лиц: открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго", г. Балаково, Саратовской области, открытого акционерного общества "Единый расчетный кассовый центр", г. Энгельс, Саратовской области, открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго", г. Саратов,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Саратовская областная энергосбытовая компания" (далее - ООО "Саратовская областная энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжское" (далее - ООО "Приволжское") о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договору от 09.01.2007 N 1611 за апрель-май 2009 года в размере 470 283 руб. 81 коп., пени в размере 14 102 руб.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2009 и от 24.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Облкоммунэнерго", открытое акционерное общество "Единый расчетный кассовый центр" (далее - ОАО ЕРКЦ) и открытое акционерное общество "Саратовэнерго".
Исковые требования основаны на том, что ООО "Саратовская областная энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, в рамках договора энергоснабжения то 09.01.2007 N 1611 в период с 01.04.2009 по 31.05.2009 поставило, а ООО "Приволжское" приняло и потребило электроэнергию на общую сумму 502 588 руб., которая оплачена ответчиком частично в размере 32 304 руб. 82 коп., задолженность составляет 470 283 руб. 81 коп., которая подлежит взысканию в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.08.2010 в удовлетворении иска отказано по мотиву, что истцом не доказано фактически принятое исполнителем коммунальных услуг количество электроэнергии, наличие задолженности, как не доказан и факт наличия у ООО "Приволжское" статуса исполнителя коммунальных услуг по электроэнергетике.
В кассационной жалобе ООО "Саратовская областная энергосбытовая компания" просит данное решение суда отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом не применены статья 6 и пункт 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, и обжалуемый судебный акт принят по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.01.2007 между ООО "Саратовская областная энергосбытовая компания" и ООО "Приволжское" подписан договор энергоснабжения N 1615, в соответствии с которым истец обязуется осуществлять продажу ответчику электрической энергии, а ответчик обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 3.1.2 указанного договора ответчик обязуется оплачивать потребленную электроэнергию в порядке, сроки и размере, установленными разделами 5 и 6 договора, а также в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Истец, ссылается на поставку ответчику в период с 01.04.2009 по 31.05.2009 электроэнергии на сумму 502 588 руб. 63 коп., которая оплачена ответчиком частично, в размере 32 304 руб. 82 коп.
В связи с тем, что у ответчика имеется задолженность по оплате поставленной электроэнергии в размере 470 283 руб. 81 коп., истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований, истец указал, что исковые требования к ООО "Приволжское" основаны на потреблении последним электроэнергии на общедомовые нужды.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на недоказанность заявленного истцом объема поставки, отсутствие документального подтверждения количества потребленной электроэнергии объектами жилого фонда.
Между тем, судом не учтено следующее.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. В силу части 2 указанной статьи, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), установлено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель коммунальных услуг обязан заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 закреплено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 статьи 2 названного Закона).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя также и освещение помещений общего пользования.
Исходя из анализа указанных норм права в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и на общедомовые нужды.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация на основании договора с собственниками помещений домов обязана оказать собственникам помещений коммунальные услуги; наличие либо отсутствие договора между управляющей компанией и энергоснабжающей организацией правового значения не имеет, так как управляющая компания была обязана заключить договоры с энергоснабжающей компанией, неисполнение данной обязанности не влечет отсутствия обязанности управляющей компании оплатить фактическую стоимость потребленной энергии в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Факт поставки электрической энергии в спорный период в жилые дома ответчиком не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд указал, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о 23.05.2006 N 307) не предусматривается расчет размера платы за электроэнергию при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета.
Однако показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры, следовательно, вышеуказанный вывод суда противоречит положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд не принял представленные истцом доказательства, как допустимые, не обосновал невозможность принятия показаний приборов учета в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего количество потребленной объектами жилого фонда электроэнергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое Абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, а также согласно доводам истца, по домам, не оборудованным приборами учета, начисления за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды производились исходя из расчета 7 кВтч в месяц на одного человека.
Между тем, судом не дана оценка правомерности названного расчета объема поставленной электроэнергии на общедомовые нужды с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019.
Вывод суда о том, что утвержденные постановлением Саратовской области Думы от 19.07.2006 N 57-2282 "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителя приборов учета электроэнергии", не содержат нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды противоречит пунктам 26, 30 Правил N 306, согласно которым коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей и в этот норматив включен расход электроэнергии исходя из расчета расхода электроэнергии на 1 потребителя, необходимый, в том числе, и для содержания общего имущества многоквартирного дома.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации упомянутые правила N 306 являются обязательными для сторон.
Суд обязан содействовать лицам, участвующим в деле, в получении необходимых доказательств по делу от других лиц, что предусмотрено статьей 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 24.06.2010 у ОАО "Облкоммунэнерго" были затребованы доказательства, подтверждающие объем поставленной электроэнергии ООО "Приволжское" и количество электроэнергии, выставленной и оплаченной гражданами, проживающими в жилых домах, находящихся в управлении ООО "Приволжское", в рассматриваемый период.
Из оспариваемого судебного акта усматриваются, что названные доказательства суду не представлены.
Между тем, главой 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены меры воздействия на лиц, не выполняющих определения суда при соблюдении установленной законом процедуры.
Учитывая, что статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность по оплате фактически принятой абонентом энергии, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт вынесен по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции не проанализированы в полном объеме имеющиеся в деле доказательства, что является основанием для отмены принятого судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, дать правовую оценку расчету иска, и в зависимости от установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.08.2010 по делу N А57-22779/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)