Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.В.,
при участии:
от Администрации Залегощенского района Орловской области: Калинина И.В., представитель по доверенности б/н от 25.10.2012,
от ООО "Жилсервис поселок Залегощь": Полынькова Л.Н., представитель по доверенности N 2 от 23.10.2012,
от МО "Залегощенский район": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ООО "Теплогазмонтаж": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ООО "ЭкспертСтрой": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2012 по делу N А48-780/2012 (судья Родина Г.Н.) по исковому заявлению Администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" (ОГРН 1075745000561) о взыскании 200 044 руб. 08 коп., при участии третьих лиц: Муниципального образования "Залегощенский район", общества с ограниченной ответственностью "Теплогазмонтаж" (ОГРН 1055742002205), общества с ограниченной ответственностью "ЭкспертСтрой" (ОГРН 1075741001610)
установил:
Администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" о взыскании денежных средств, использованных по нецелевому назначению в размере 200 044 руб. 08 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Залегощенский район" Орловской области, общество с ограниченной ответственностью "Теплогазмонтаж", общество с ограниченной ответственностью "ЭкспертСтрой".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19 июля 2012 года в удовлетворении заявленного иска было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит указанное решение отменить.
При рассмотрении дела апелляционным судом представитель Администрации Залегощенского района Орловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить.
Представитель ООО "Жилсервис поселок Залегощь" возражал на доводы апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МО "Залегощенский район", ООО "Теплогазмонтаж", ООО "ЭкспертСтрой" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2010 года между Администрацией Залегощенского района Орловской области (далее: администрация, истец) и Обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" было заключено соглашение о совместных действиях Администрации Залегощенского района Орловской области, управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" по долевому финансированию районной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Данное соглашение определяет порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по организации финансирования районной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Государственной корпорации- Фонда содействия реформирования ЖКХ, представляемых бюджету Орловской области, в форме финансовой поддержки, средств бюджета Орловской области, предусмотренных Законом Орловской области от 07 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", средств бюджета Залегощенского района.
Реализация районной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.
В соответствии с п. 2.2.3 соглашения администрация распоряжениями от 12 мая 2010 года N 67-р, 68-р, 69-р распределила ответчику:
- - субсидии Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: по ул. М.Горького, д. 39б поселок Залегощь в размере 2 030 066 руб. 00 коп., по ул. Гагарина, д. 72 поселок Залегощь в размере 1 073 191 руб. 00 коп.;
- - субсидии бюджета Орловской области: по ул. М.Горького, д. 39б поселок Залегощь в размере 136 475 руб. 00 коп., по ул. Гагарина, д. 72 поселок Залегощь в размере 72 147 руб. 00 коп.;
- - средства бюджета Залегощенского района: по ул. М.Горького, д. 39б поселок Залегощь в размере 12 626 руб. 00 коп., по ул. Гагарина, д. 72 поселок Залегощь в размере 6 675 руб. 00 коп.
Согласно протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов от 06.05.2010, общая доля средств собственников в ремонте дома: N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь составляет - 60 633 руб. 00 коп., N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь составляет - 114 693 руб. 00 коп. (том 2 л.д. 13-14, 21-22).
Из протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов от 06.05.2010 следует, что на собрании собственниками по предложению администрации были утверждены сметы по видам работ, а также расходы по подготовке проектно-сметной документации.
Денежные средства по сметам, утвержденным общими собраниями собственников многоквартирных домов, были перечислены на счета ответчика для оплаты работ по капитальному ремонту, что подтверждается платежными поручениями (том 1 л.д. 155-160).
Для производства работ по капитальному ремонту:
- - многоквартирного дома N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь ответчиком 28 мая 2010 года был заключен с Обществом с ограниченной ответственностью "Теплогазмонтаж" договор подряда (том 2 л.д. 18-20);
- многоквартирного дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь был заключен договор подряда от 28.05.2010 между ответчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "ЭкспертСтрой" (том 2 л.д. 25-29).
21 июня 2012 года между Администрацией Залегощенского района Орловской области (заказчик) и Голодниковой Любовью Николаевной (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по строительному контролю и техническому надзору за проведением капитального ремонта многоквартирных домов, школ, детских садов, в соответствии с которым исполнитель обязалась осуществлять строительный контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества работ сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, при обнаружении отступлений от проектно-сметной документации по согласованию с заказчиком принимать решения о временном приостановлении либо прекращении работ.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела документов, после подписания договоров подряда подрядчики провели экспертизу проектно-сметной документации в ООО "Орловский Центр Сметного Нормирования". По заключениям от 20 и 21 июля 2010 года сметные расчеты соответствуют нормам, принятым для бюджетного финансирования.
В ходе проведения капитального ремонта многоквартирных домов каких-либо нареканий по отступлению от проектно-сметной документации в адрес ответчика и третьих лиц от администрации и ее представителя не поступало, в материалы дела не представлено.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом дома N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь от 30.09.2011 (том 2 л.д. 92-93) и акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь от 27.08.2011 (том 2 л.д. 94 - 95) указанные дома по решению приемочной комиссии приняты в эксплуатацию, все недоделки по предусмотренным проектно-сметной документацией работам и дефекты, выявленные рабочей комиссией, устранены.
С 19 по 23 сентября 2011 года рабочей группой государственной корпорации- Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, на территории Орловской области, городского округа города Орла, Орловского и Залегощенского муниципальных районов.
Согласно отчету о проведении выездной проверки в Орловской области в период с 19 по 23 сентября 2011 года рабочая группа установила, что при выполнении капитального ремонта дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь выполнен ремонт подъездов, а по дому N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь при ремонте фасада выполнены работы по замене окон, что не предусмотрено Методическими рекомендациями по формированию состава работ.
По решению Залегощенского районного Совета народных депутатов N 132 от 14.12.2011 произведен возврат денежных средств в сумме 200 044 руб. 08 коп., из них в "Фонд содействия реформирования ЖКХ" - 187 442 руб. 90 коп. и в областной бюджет - 12 601 руб. 18 коп. (том 2 л.д. 72 - 82).
16 января 2012 года администрация обратилась к ответчику с претензией N 82 с требованием о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, в размере 200 044 руб. 08 коп. при производстве капитального ремонта многоквартирных жилых домов N 72 по ул. Гагарина и N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требование о возврате денежных средств в размере 200 044 руб. 08 коп. не исполнил, данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрен порядок выделения и расходования денежных средств в целях реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В части третьей статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ указаны виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которых может осуществляться в порядке, предусмотренном названным законом.
17 сентября 2009 года Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" были утверждены "Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих включению в состав работ, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, определен в п. 2.3 Методических рекомендаций и частью 3 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ.
Положениями названных выше нормативных актов в составе работ по капитальному ремонту работы по ремонту подъездов и по замене окон не названы.
Положениями ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрен порядок расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
В силу части 5 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомляет управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня получения уведомления открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
К указанным документам, в том числе, относится утвержденная общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смета расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
В материалы настоящего дела представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах по адресам п. Залегощь ул. Гагарина N 72 и ул. М. Горького N 39б, содержащие указание на утверждение смет по капитальному ремонту.
При этом в материалы дела не представлены сметы, содержащие отметку об утверждении их общим собранием собственников и подписанные председателем и секретарем собрания.
По утверждению истца, общими собраниями были утверждены сметы, представленные Администрацией в материалы дела (т. 3 л.д. 54, 55). Так, истцом представлена общая смета расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Гагарина 72, не содержащая указание на конкретные виды и объемы работ по капитальному ремонту указанного дома. Смета расходов на капитальный ремонт дома ул. М. Горького N 39б выполнена аналогичным образом.
По утверждению ответчика, на общем собрании были утверждены иные сметы, разработанные подрядными организациями и содержащие конкретные виды и объемы подлежащих выполнению работ. При этом на отдельные виды работ выполнены отдельные сметы - на работы по кровле, инженерные работы и т.п. В указанные сметы были включены, в том числе, спорные работы по ремонту подъездов и по замене окон. Сметы представлены в материалы дела.
Также, по утверждению ответчика, именно названные сметы были представлены им в Администрацию и явились основанием для выделения денежных средств на проведение капитального ремонта.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сторонами спора не представлено достаточных доказательств, однозначно подтверждающих факт утверждения общими собраниями собственников представленных ими смет.
Однако, как следует из протоколов общих собраний собственников, на собраниях были утверждены отдельные сметы по видам работ - ремонт кровли, фасада и т.п. Администрацией представлена единая смета на указанные работы, что не соответствует положениям названных протоколов. При этом доводы ответчика относительно обстоятельств представления смет в орган местного самоуправления истцом надлежащим образом не опровергнуты.
В соответствии с п. 4.4.3. Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 17.09.2009 сметная документация на капитальный ремонт составляется в ценах, сложившихся ко времени ее составления в соответствии с МДС81-35.2004 в части, не противоречащей Положению о составе разделов проектной документации, и должна содержать: сводный сметный расчет, объектную и локальные сметы.
Если сметная документация на капитальный ремонт состоит только из одного локального сметного расчета, то сводный и объектный сметный расчет не составляется, а затраты по главам сводного сметного расчета учитываются в конце локальной сметы.
Представленные истцом сметы указанным требованиям не соответствуют.
Согласно п. 4.4.4. названных Методических рекомендаций локальные сметы составляются на основе объемов работ, определенных по чертежам, либо на основе описей работ (дефектных ведомостей), подписанных заказчиком и проектной организацией. Описи работ обязательно прикладываются к сметной документации как часть проектной документации на капитальный ремонт.
По пояснениям представителей Администрации, представленные в материалы дела сметы были составлены сотрудником Администрации совместно с представителем ответчика на основании дефектных ведомостей. При этом сами дефектные ведомости в материалы дела не представлены. Кроме того, представитель истца не смог пояснить, каким именно образом им были определены суммы по каждому виду работ.
Таким образом, материалами дела не подтверждается соблюдение Администрацией установленного порядка формирования сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание доводы сторон, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, перечисление истцом денежных средств ответчику было произведено с нарушением установленного порядка.
Частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
В материалы дела представлены акты о приемке работ, идентичные по содержанию сметам, представленным в материалы дела ответчиком. В том числе в актах отражено выполнение спорных работ по ремонту подъездов и по замене окон.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом дома N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь от 30.09.2011 (том 2 л.д. 92-93) и акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь от 27.08.2011 (том 2 л.д. 94 - 95) указанные дома по решению приемочной комиссии приняты в эксплуатацию.
В актах приемки указано, что проектно-сметная документация на капитальный ремонт разработана и прошла согласование в ООО "Орловский центр сметного нормирования". При этом из материалов дела следует, что заключения ООО "Орловский центр сметного нормирования" были выданы в отношении сметной документации, представленной в материалы дела ответчиком и содержащей указание на проведение спорных работ по ремонту подъездов и по замене окон.
Иной сметной документации, прошедшей согласование, в материалы дела истцом не представлено. При этом наличие у Администрации актов о приемке работ по спорным домам подтверждается, в том числе Отчетом рабочей группы Гражданского кодекса "Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" о проведении выездной проверки в Орловской области.
Также Актами рабочей комиссии о готовности к предъявлению приемочной комиссии законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома по ул. Горького, 39б и по ул. Гагарина д. 72 от 8.07.2010 генеральному подрядчику было указано на необходимость представления актов ф. КС-2 и КС-3 по выполненных работам. В актах приемки в эксплуатацию названных домов от 30.09.2010 и 27.08.2010 г. указано, что все замечания, недоделки и дефекты были устранены, дома приняты в эксплуатацию. Указанное обстоятельство также может служить подтверждением факта получения истцом актов о приемке выполненных работ по спорным домам.
В силу пункта 10 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Однако, как следует из материалов дела, администрация как главный распорядитель бюджетных средств, несмотря на наличие в актах выполненных работ, локальных сметных расчетах работ, не предусмотренных Методическими рекомендациями по формированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 N 185-ФЗ, приняла в эксплуатацию законченные капитальным ремонтом дома N 72 по ул. Гагарина и N 39б по улице Максима Горького в п. Залегощь без каких-либо замечаний и претензий, отказа от приемки выполненных работ не заявляла, не проверила надлежащим образом сметные расчеты, профинансировала подлежащие выполнению работы по капитальному ремонту дома в полном объеме, чем допустила нецелевое использование бюджетных денежных средств.
В соответствии ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать: направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что фактически согласовав с ответчиком локальный сметный расчет, включающий выполнение работ, не предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ, истец тем самым обязал ответчика исполнить указанные в сметном расчете работы в силу п. 2.4.4 соглашения. Свои обязанности по контролю за целевым использованием выделенных бюджетных средств и принятию мер по недопущению нецелевого использования истец надлежащим образом не исполнил (п.п. 2.2.13, 4.1 соглашения).
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании убытков.
Также суд не усматривает оснований для взыскания спорной суммы с ответчика в качестве неосновательного обогащения последнего.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В настоящем случае спорные денежные средства были направлены ответчиком на оплату работ подрядных организаций, привлеченных для выполнения работ. Экономический результат выполненных работ принадлежит собственникам имущества многоквартирного дома, которым ответчик не является. При указанных обстоятельствах основания для вывода о том, что ответчик обогатился за счет истца, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2012 по делу N А48-780/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Залегощенского района Орловской области - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Администрация Залегощенского района Орловской области освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2012 по делу N А48-780/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.С.ЯКОВЛЕВ
Судьи
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Н.П.АФОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2012 ПО ДЕЛУ N А48-780/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2012 г. по делу N А48-780/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.В.,
при участии:
от Администрации Залегощенского района Орловской области: Калинина И.В., представитель по доверенности б/н от 25.10.2012,
от ООО "Жилсервис поселок Залегощь": Полынькова Л.Н., представитель по доверенности N 2 от 23.10.2012,
от МО "Залегощенский район": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ООО "Теплогазмонтаж": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ООО "ЭкспертСтрой": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2012 по делу N А48-780/2012 (судья Родина Г.Н.) по исковому заявлению Администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" (ОГРН 1075745000561) о взыскании 200 044 руб. 08 коп., при участии третьих лиц: Муниципального образования "Залегощенский район", общества с ограниченной ответственностью "Теплогазмонтаж" (ОГРН 1055742002205), общества с ограниченной ответственностью "ЭкспертСтрой" (ОГРН 1075741001610)
установил:
Администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" о взыскании денежных средств, использованных по нецелевому назначению в размере 200 044 руб. 08 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Залегощенский район" Орловской области, общество с ограниченной ответственностью "Теплогазмонтаж", общество с ограниченной ответственностью "ЭкспертСтрой".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19 июля 2012 года в удовлетворении заявленного иска было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит указанное решение отменить.
При рассмотрении дела апелляционным судом представитель Администрации Залегощенского района Орловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить.
Представитель ООО "Жилсервис поселок Залегощь" возражал на доводы апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МО "Залегощенский район", ООО "Теплогазмонтаж", ООО "ЭкспертСтрой" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2010 года между Администрацией Залегощенского района Орловской области (далее: администрация, истец) и Обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" было заключено соглашение о совместных действиях Администрации Залегощенского района Орловской области, управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис поселок Залегощь" по долевому финансированию районной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Данное соглашение определяет порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по организации финансирования районной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Государственной корпорации- Фонда содействия реформирования ЖКХ, представляемых бюджету Орловской области, в форме финансовой поддержки, средств бюджета Орловской области, предусмотренных Законом Орловской области от 07 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", средств бюджета Залегощенского района.
Реализация районной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.
В соответствии с п. 2.2.3 соглашения администрация распоряжениями от 12 мая 2010 года N 67-р, 68-р, 69-р распределила ответчику:
- - субсидии Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: по ул. М.Горького, д. 39б поселок Залегощь в размере 2 030 066 руб. 00 коп., по ул. Гагарина, д. 72 поселок Залегощь в размере 1 073 191 руб. 00 коп.;
- - субсидии бюджета Орловской области: по ул. М.Горького, д. 39б поселок Залегощь в размере 136 475 руб. 00 коп., по ул. Гагарина, д. 72 поселок Залегощь в размере 72 147 руб. 00 коп.;
- - средства бюджета Залегощенского района: по ул. М.Горького, д. 39б поселок Залегощь в размере 12 626 руб. 00 коп., по ул. Гагарина, д. 72 поселок Залегощь в размере 6 675 руб. 00 коп.
Согласно протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов от 06.05.2010, общая доля средств собственников в ремонте дома: N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь составляет - 60 633 руб. 00 коп., N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь составляет - 114 693 руб. 00 коп. (том 2 л.д. 13-14, 21-22).
Из протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов от 06.05.2010 следует, что на собрании собственниками по предложению администрации были утверждены сметы по видам работ, а также расходы по подготовке проектно-сметной документации.
Денежные средства по сметам, утвержденным общими собраниями собственников многоквартирных домов, были перечислены на счета ответчика для оплаты работ по капитальному ремонту, что подтверждается платежными поручениями (том 1 л.д. 155-160).
Для производства работ по капитальному ремонту:
- - многоквартирного дома N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь ответчиком 28 мая 2010 года был заключен с Обществом с ограниченной ответственностью "Теплогазмонтаж" договор подряда (том 2 л.д. 18-20);
- многоквартирного дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь был заключен договор подряда от 28.05.2010 между ответчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "ЭкспертСтрой" (том 2 л.д. 25-29).
21 июня 2012 года между Администрацией Залегощенского района Орловской области (заказчик) и Голодниковой Любовью Николаевной (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по строительному контролю и техническому надзору за проведением капитального ремонта многоквартирных домов, школ, детских садов, в соответствии с которым исполнитель обязалась осуществлять строительный контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества работ сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, при обнаружении отступлений от проектно-сметной документации по согласованию с заказчиком принимать решения о временном приостановлении либо прекращении работ.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела документов, после подписания договоров подряда подрядчики провели экспертизу проектно-сметной документации в ООО "Орловский Центр Сметного Нормирования". По заключениям от 20 и 21 июля 2010 года сметные расчеты соответствуют нормам, принятым для бюджетного финансирования.
В ходе проведения капитального ремонта многоквартирных домов каких-либо нареканий по отступлению от проектно-сметной документации в адрес ответчика и третьих лиц от администрации и ее представителя не поступало, в материалы дела не представлено.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом дома N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь от 30.09.2011 (том 2 л.д. 92-93) и акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь от 27.08.2011 (том 2 л.д. 94 - 95) указанные дома по решению приемочной комиссии приняты в эксплуатацию, все недоделки по предусмотренным проектно-сметной документацией работам и дефекты, выявленные рабочей комиссией, устранены.
С 19 по 23 сентября 2011 года рабочей группой государственной корпорации- Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, на территории Орловской области, городского округа города Орла, Орловского и Залегощенского муниципальных районов.
Согласно отчету о проведении выездной проверки в Орловской области в период с 19 по 23 сентября 2011 года рабочая группа установила, что при выполнении капитального ремонта дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь выполнен ремонт подъездов, а по дому N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь при ремонте фасада выполнены работы по замене окон, что не предусмотрено Методическими рекомендациями по формированию состава работ.
По решению Залегощенского районного Совета народных депутатов N 132 от 14.12.2011 произведен возврат денежных средств в сумме 200 044 руб. 08 коп., из них в "Фонд содействия реформирования ЖКХ" - 187 442 руб. 90 коп. и в областной бюджет - 12 601 руб. 18 коп. (том 2 л.д. 72 - 82).
16 января 2012 года администрация обратилась к ответчику с претензией N 82 с требованием о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, в размере 200 044 руб. 08 коп. при производстве капитального ремонта многоквартирных жилых домов N 72 по ул. Гагарина и N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требование о возврате денежных средств в размере 200 044 руб. 08 коп. не исполнил, данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрен порядок выделения и расходования денежных средств в целях реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В части третьей статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ указаны виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которых может осуществляться в порядке, предусмотренном названным законом.
17 сентября 2009 года Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" были утверждены "Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих включению в состав работ, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, определен в п. 2.3 Методических рекомендаций и частью 3 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ.
Положениями названных выше нормативных актов в составе работ по капитальному ремонту работы по ремонту подъездов и по замене окон не названы.
Положениями ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрен порядок расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
В силу части 5 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомляет управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня получения уведомления открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
К указанным документам, в том числе, относится утвержденная общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смета расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
В материалы настоящего дела представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах по адресам п. Залегощь ул. Гагарина N 72 и ул. М. Горького N 39б, содержащие указание на утверждение смет по капитальному ремонту.
При этом в материалы дела не представлены сметы, содержащие отметку об утверждении их общим собранием собственников и подписанные председателем и секретарем собрания.
По утверждению истца, общими собраниями были утверждены сметы, представленные Администрацией в материалы дела (т. 3 л.д. 54, 55). Так, истцом представлена общая смета расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Гагарина 72, не содержащая указание на конкретные виды и объемы работ по капитальному ремонту указанного дома. Смета расходов на капитальный ремонт дома ул. М. Горького N 39б выполнена аналогичным образом.
По утверждению ответчика, на общем собрании были утверждены иные сметы, разработанные подрядными организациями и содержащие конкретные виды и объемы подлежащих выполнению работ. При этом на отдельные виды работ выполнены отдельные сметы - на работы по кровле, инженерные работы и т.п. В указанные сметы были включены, в том числе, спорные работы по ремонту подъездов и по замене окон. Сметы представлены в материалы дела.
Также, по утверждению ответчика, именно названные сметы были представлены им в Администрацию и явились основанием для выделения денежных средств на проведение капитального ремонта.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сторонами спора не представлено достаточных доказательств, однозначно подтверждающих факт утверждения общими собраниями собственников представленных ими смет.
Однако, как следует из протоколов общих собраний собственников, на собраниях были утверждены отдельные сметы по видам работ - ремонт кровли, фасада и т.п. Администрацией представлена единая смета на указанные работы, что не соответствует положениям названных протоколов. При этом доводы ответчика относительно обстоятельств представления смет в орган местного самоуправления истцом надлежащим образом не опровергнуты.
В соответствии с п. 4.4.3. Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 17.09.2009 сметная документация на капитальный ремонт составляется в ценах, сложившихся ко времени ее составления в соответствии с МДС81-35.2004 в части, не противоречащей Положению о составе разделов проектной документации, и должна содержать: сводный сметный расчет, объектную и локальные сметы.
Если сметная документация на капитальный ремонт состоит только из одного локального сметного расчета, то сводный и объектный сметный расчет не составляется, а затраты по главам сводного сметного расчета учитываются в конце локальной сметы.
Представленные истцом сметы указанным требованиям не соответствуют.
Согласно п. 4.4.4. названных Методических рекомендаций локальные сметы составляются на основе объемов работ, определенных по чертежам, либо на основе описей работ (дефектных ведомостей), подписанных заказчиком и проектной организацией. Описи работ обязательно прикладываются к сметной документации как часть проектной документации на капитальный ремонт.
По пояснениям представителей Администрации, представленные в материалы дела сметы были составлены сотрудником Администрации совместно с представителем ответчика на основании дефектных ведомостей. При этом сами дефектные ведомости в материалы дела не представлены. Кроме того, представитель истца не смог пояснить, каким именно образом им были определены суммы по каждому виду работ.
Таким образом, материалами дела не подтверждается соблюдение Администрацией установленного порядка формирования сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание доводы сторон, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, перечисление истцом денежных средств ответчику было произведено с нарушением установленного порядка.
Частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
В материалы дела представлены акты о приемке работ, идентичные по содержанию сметам, представленным в материалы дела ответчиком. В том числе в актах отражено выполнение спорных работ по ремонту подъездов и по замене окон.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом дома N 72 по ул. Гагарина в п. Залегощь от 30.09.2011 (том 2 л.д. 92-93) и акту приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома N 39б по ул. М. Горького в п. Залегощь от 27.08.2011 (том 2 л.д. 94 - 95) указанные дома по решению приемочной комиссии приняты в эксплуатацию.
В актах приемки указано, что проектно-сметная документация на капитальный ремонт разработана и прошла согласование в ООО "Орловский центр сметного нормирования". При этом из материалов дела следует, что заключения ООО "Орловский центр сметного нормирования" были выданы в отношении сметной документации, представленной в материалы дела ответчиком и содержащей указание на проведение спорных работ по ремонту подъездов и по замене окон.
Иной сметной документации, прошедшей согласование, в материалы дела истцом не представлено. При этом наличие у Администрации актов о приемке работ по спорным домам подтверждается, в том числе Отчетом рабочей группы Гражданского кодекса "Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" о проведении выездной проверки в Орловской области.
Также Актами рабочей комиссии о готовности к предъявлению приемочной комиссии законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома по ул. Горького, 39б и по ул. Гагарина д. 72 от 8.07.2010 генеральному подрядчику было указано на необходимость представления актов ф. КС-2 и КС-3 по выполненных работам. В актах приемки в эксплуатацию названных домов от 30.09.2010 и 27.08.2010 г. указано, что все замечания, недоделки и дефекты были устранены, дома приняты в эксплуатацию. Указанное обстоятельство также может служить подтверждением факта получения истцом актов о приемке выполненных работ по спорным домам.
В силу пункта 10 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Однако, как следует из материалов дела, администрация как главный распорядитель бюджетных средств, несмотря на наличие в актах выполненных работ, локальных сметных расчетах работ, не предусмотренных Методическими рекомендациями по формированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 N 185-ФЗ, приняла в эксплуатацию законченные капитальным ремонтом дома N 72 по ул. Гагарина и N 39б по улице Максима Горького в п. Залегощь без каких-либо замечаний и претензий, отказа от приемки выполненных работ не заявляла, не проверила надлежащим образом сметные расчеты, профинансировала подлежащие выполнению работы по капитальному ремонту дома в полном объеме, чем допустила нецелевое использование бюджетных денежных средств.
В соответствии ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать: направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что фактически согласовав с ответчиком локальный сметный расчет, включающий выполнение работ, не предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ, истец тем самым обязал ответчика исполнить указанные в сметном расчете работы в силу п. 2.4.4 соглашения. Свои обязанности по контролю за целевым использованием выделенных бюджетных средств и принятию мер по недопущению нецелевого использования истец надлежащим образом не исполнил (п.п. 2.2.13, 4.1 соглашения).
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании убытков.
Также суд не усматривает оснований для взыскания спорной суммы с ответчика в качестве неосновательного обогащения последнего.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В настоящем случае спорные денежные средства были направлены ответчиком на оплату работ подрядных организаций, привлеченных для выполнения работ. Экономический результат выполненных работ принадлежит собственникам имущества многоквартирного дома, которым ответчик не является. При указанных обстоятельствах основания для вывода о том, что ответчик обогатился за счет истца, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2012 по делу N А48-780/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Залегощенского района Орловской области - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Администрация Залегощенского района Орловской области освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2012 по делу N А48-780/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.С.ЯКОВЛЕВ
Судьи
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Н.П.АФОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)