Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2011 ПО ДЕЛУ N А09-8060/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу N А09-8060/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Заикиной Н.В.,
судей Мордасова Е.В., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15 марта 2011 года по делу N А09-8060/2010 (судья Потапова Т.В.),
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Брянские коммунальные системы": Игнатьевой Ж.Н. - представителя по доверенности от 15.06.2010, Кондрико А.М. - представителя по доверенности от 15.06.2010,
от Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации: Пыкина С.В. - представителя по доверенности N 1/06-31 от 12.01.2011, Ковалишина С.Н. - представителя по доверенности N 1/06-3079 от 13.09.2010,
от ТСЖ "Вяземского 8": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Финансового управления Брянской городской администрации: Романова Б.С. - представителя по доверенности N 27/2 от 11.01.2011,

установил:

открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее по тексту - ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации о взыскании 54129,16 руб. убытков в виде межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом на теплоснабжение и тарифом по теплоснабжению, установленным для населения за период с 01.03.2008 по 31.12.2009.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Вяземского 8" (далее - по тексту - ТСЖ "Вяземского 8").
Определением Арбитражного суда Брянской области от 18.01.2011 к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее по тексту - Комитет по ЖКХ, Комитет). Одновременно к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Финансовое управление Брянской городской администрации (далее по тексту - Финансовое управление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "БКС" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Указывает, что при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации и Финансовое управление Брянской городской администрации, опровергая доводы жалобы, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения от 15.03.2011 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между ОАО "Брянские коммунальные системы (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Вяземского 8" (потребитель) заключены договоры N 022-04401669 от 01.03.2008 и N 022-04042418 от 07.12.2009, по условиям которых ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в Приложениях N 1.1, 6,7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (Приложение N 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения многоквартирных домов тепловой энергии и горячим водоснабжением, а потребитель обязуется оплатить поставленную теплоэнергию по ценам и в порядке, установленном договором.
Учетным периодом для подачи и расчетов за полученную тепловую энергию и теплоноситель установлен календарный месяц.
Организация учета и определение количества тепловой энергии и теплоносителя, отпущенных потребителю, осуществляется сторонами в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 г. N ВК-4936 (зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954).
При отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии количество тепловой энергии, отпущенной потребителю, определяется расчетным методом, согласно "Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения МДС 41-4.2000", утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105 (п. 4.3 договора N 022-04401669 от 01.03.2008).
Согласно п. 4.4 договора N 022-04042418 от 07.12.2009 при отсутствии приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у Потребителя или выходе его из строя количество фактически отпущенной (потребленной) тепловой энергии определяется по нормативам отопления и горячего водоснабжения, утвержденным органами местного самоуправления.
В договоре стороны согласовали, что потребитель оплачивает стоимость поставленной теплоэнергии в Гкал.
Цена договора определяется исходя из заявленного объема теплопотребления и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (п. 5.1 договора N 022-04401669 от 01.03.2008).
Во исполнение принятых на себя обязательств в период с 01.10.2009 по 31.12.2009, исходя из объема теплопотребления Потребителя, указанного в приложении N 1 к договору, и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию истец поставил в адрес конечных потребителей теплоэнергию.
Как следует из материалов дела, тарифы, установленные на теплоэнергию, отпускаемую для товариществ собственников жилья, превышали тарифы, установленные для населения органом местного самоуправления.
Вместе с тем, ТСЖ "Вяземского 8" производило оплату полученной тепловой энергии в пределах платежей, поступающих от населения, в связи с чем возникли убытки, связанные с невозмещением межтарифной разницы.
Ссылаясь на то, что в период с 01.03.2008 по 31.12.2009 ОАО "БКС" понесло убытки в размере 54129,16 руб. в виде разницы между экономически обоснованными тарифами стоимости теплоэнергии в связи с затратами по теплоснабжению домов и тарифами, установленными для оплаты населению, истец обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Брянской городской администрации от 25.01.2008 N 58-п "О тарифах на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения города Брянска" с 1 января 2008 года тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы" установлен в размере 13,16 руб. за отопление 1 кв. м общей площади (с учетом НДС).
Постановлением Брянской городской администрации от 30.12.2008 N 1456-п "О тарифах на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения города Брянска" в 2009 году размер тарифов на оплату услуг горячего водоснабжения и отопления, оказываемых ОАО "БКС", составил 225,11 руб. и 14,19 руб. - соответственно.
Вместе с тем, тарифы, установленные указанными нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, были ниже экономически обоснованных в сумме 15,96 руб. (отопление) в 2008 году, 233, 27 руб. (горячее водоснабжение) и 16,18 руб. (отопление) в 2009 году.
В случае изменения тарифов уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию цена договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию.
Цена настоящего договора определяется исходя из заявленного абонентом объема теплопотребления (приложение N 1) и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
В соответствии с 4.1 договора расчеты абонента с потребителями, присоединенным к его сетям, за полученную (потребленную) тепловую энергию производятся по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Как следует из материалов дела, тарифы, установленные на теплоэнергию, отпускаемую для товариществ собственников жилья, превышали тарифы, установленные для населения органом местного самоуправления.
Вместе с тем, ТСЖ "Вяземского 8" производило оплату полученной тепловой энергии в пределах платежей, поступающих от населения, в связи, с чем истец ссылается на убытки, связанные с невозмещением межтарифной разницы в сумме 54129,16 руб.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, возникшие между сторонами правоотношения регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из приведенных норм следует, что управляющая компания отвечает по своим обязательствам за поставку тепловой энергии в пределах обязательств граждан по оплате отопления в многоквартирном доме.
В случае же установления органом местного самоуправления льготного тарифа на тепловую энергию для населения этим же органом должен быть разрешен и вопрос о порядке компенсации межтарифной разницы.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установив тарифы для населения меньше экономически обоснованных, Брянская городская администрация в Постановлении от 12.02.2008 N 144-п "Об утверждении порядка представления за счет средств городского бюджета субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства" утвердила порядок предоставления за счет средств городского бюджета субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 2.2 постановления от 12.02.2008 N 144-п получателями субсидий могут являться организации и предприятия, предоставляющие коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение) населению, проживающему в многоквартирных жилых домах независимо от формы собственности, за исключением государственного жилищного фонда, частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц, частных индивидуальных жилых домов.
Объем субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепло и холодную воду определяется как разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, утвержденными постановлениями Брянской городской администрации в соответствии с пунктом 2.2 Постановления (пункт 4.1).
Как правомерно установлено судом первой инстанции, предоставление организациям субсидий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств (Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации) на основании заключенных соглашений и договоров (пункты 3.4, 4.5).
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 12.02.2008 N 144-п между ТСЖ "Вяземского 8" и Комитетом по ЖКХ были заключены соглашения N 45-Т от 12.12.2008 и N 17-Т от 27.03.2009 о представлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
ТСЖ "Вяземского 8" на основании указанных соглашений обращалось в Комитет по ЖКХ за выплатой вышеуказанных субсидий, на основании чего Комитетом в 2008 - 2009 г.г. были перечислены денежные средства в общем размере 39000 руб. в виде субсидий.
Из реестра сверки расчетов по состоянию на 01.01.2010, являющегося приложением к постановлению Брянской городской администрации от 08.04.2010 N 792-п, усматривается, что в порядке субсидий к доплате из бюджета в связи с поставкой теплоэнергии населению подлежит 30818 руб. Указанная сумма была перечислена Комитетом по ЖКХ платежным поручением N 34734 от 26.04.2010.
Как установлено судом первой инстанции, население жилого дома производило оплату за отопление и горячее водоснабжение исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по г. Брянску (отопление, горячее водоснабжение), утвержденных постановлением Брянской городской администрации от 24.12.2007 N 2822-п и постановлением Брянской городской администрации от 17.07.2009 N 1151-п и тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения, проживающего в жилых домах, утвержденных постановлением Брянской городской администрацией от 25.01.2008 N 58-п и от 30.12.2008 N 1456-п "О тарифах на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения г. Брянска".
При этом в спорный период действий по истребованию субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, истцом не предпринималось.
По смыслу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о недоказанности размера заявленных ко взысканию убытков, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции в процессе рассмотрения дела в период с 01.03.2008 по 31.12.2009 ОАО "Брянские коммунальные системы" предъявило к оплате ТСЖ "Вяземского 8" за поставленную тепловую энергию 1195406,87 руб.
Вместе с тем, расчет количества тепловой энергии, отпущенной ТСЖ "Вяземского 8" за период с 01.03.2008 по 31.12.2009 производился истцом расчетным методом согласно "Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения МДС 41-4.2000", утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из сделок, не противоречащих закону.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценивая правовую природу спорных правоотношений, суд первой инстанции, исходя из содержания совокупности прав и обязанностей сторон, их объема, правомерно пришел к выводу о том, что спорные правоотношения сторон возникли из договора снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть. Отношения сторон по такому договору регулируются ст. ст. 539 - 548 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Обязательства по передаче теплоэнергии в спорный период времени, выполнялись истцом надлежащим образом в соответствии с условиями договоров N 022-04401669 от 01.03.2008 и N 022-04042418 от 07.12.2009, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено.
Как следует из счетов-фактур в период с 01.03.2008 по 31.12.2009 ОАО "Брянские коммунальные системы" предъявило к оплате ТСЖ "Вяземского 8" за поставленную тепловую энергию 1195406,87 руб.
При этом расчет количества тепловой энергии, отпущенной ТСЖ "Вяземского 8" за период с 01.03.2008 по 31.12.2009, производился истцом расчетным методом согласно "Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения МДС 41-4.2000", утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
Определяя правомерность заявленных по иску требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В указанный период оказания услуг по подаче тепловой энергии действовали "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилого фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом ТСЖ "Вяземского 8" соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ТСЖ "Вяземского 8" как организация, отвечающая за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, выполняет функции управляющей организации до определения порядка управления жилыми домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сброса) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 30 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29 ноября 2007 г. N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктам 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы, отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерность оплаты потребленной тепловой энергии, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы). С учетом нормы пункта 1 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей, как размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м), общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении в многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Исходя из изложенного, условия договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-04401669 от 01.03.2008 и N 022-04042418 от 07.12.2009 должны соответствовать требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии.
Вместе с тем, как правомерно установлено судом первой инстанции договоры N 022-04401669 от 01.03.2008, N 022-04042418 от 07.12.2009 заключены между истцом и ТСЖ "Вяземского 8" без учета вышеназванных норм права.
Таким образом, положения договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-04401669 от 01.03.2008, N 022-04042418 от 07.12.2009, заключенных между ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающей организацией) и ТСЖ "Вяземского 8" (абонентом) в части порядка определения объема потребленной теплоэнергии, противоречат положениям раздела II "Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем являются недействительными в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как ничтожные.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что к отношениям сторон по определению объема обязательств исполнителя в части оплаты стоимости потребленной тепловой энергии подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжаюших организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы таких коммунальных услуг в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, размер обязательств населения по оплате коммунальных услуг должен определяться в соответствии с вышеизложенными положениями Правил.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В силу п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан-нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
Поскольку по спорным правоотношениям в рассматриваемом случае ТСЖ "Вяземского 8" выполняло функции управляющей организации, соответствующие обязательства последнего перед ОАО "Брянские коммунальные системы", как ресурсоснабжающей организацией, не могут быть большими, чем в случае заключения этой организацией прямых договоров жильцами.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что при расчете поставленной тепловой энергии истцом не учитывалось, что ТСЖ, как управляющая компания, является исполнителем коммунальных услуг и действует при этом в интересах жителей домов, обслуживанием которых оно занимается, а также приобретает теплоснабжение у ОАО "Брянские коммунальные системы" не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам потребителям коммунальной услуги.
Вместе с тем, истцом в материалы дела расчет поставленной теплоэнергии исходя из методики определенной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета для подтверждения правомерности начисления оплаты теплоэнергии и соответственно подлежащей возмещению межтарифной разницы в материалы дела не представлено.
Таким образом, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истцом в рамках заявленных исковых требований не доказана сумма задолженности в виде межтарифной разницы, возникшей в связи с разницей в тарифах на коммунальные услуги между начисленной населению и предъявленной истцом суммой, поскольку предъявляя настоящий иск, истец не обосновал, что ТСЖ "Вяземского 8" по данному многоквартирному дому в период с 01.03.2008 по 31.12.2009 г. была отпущена тепловая энергия на общую сумму 1319354,03 руб., оплата которой произведена по тарифу, установленному органом местного самоуправления, который меньше экономически обоснованного тарифа и составил 1195406,87 руб.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ОАО "БКС" и отмены принятого законного и обоснованного решения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на решение арбитражного суда составляет 2000 рублей.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заявителя - ОАО "БКС".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 15 марта 2011 года по делу N А09-8060/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.В.МОРДАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)