Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2012 ПО ДЕЛУ N А57-15758/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2012 г. по делу N А57-15758/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании: от товарищества собственников жилья "Днепр-2004" - Соколова Юлия Юрьевна по доверенности б/н от 17.01.2011
от Администрации МО "Город Саратов" - Костоправова Ирина Анатольевна по доверенности N 01-4/49 от 06.06.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2011 года по делу N А57-15758/2011, судья Павлова Н.В.,
по исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Днепр-2004"
к Комитету по финансам администрации муниципального образования "город Саратов"
третьи лица: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом Администрации г. Саратова
о взыскании взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов в сумме 3 600 036 руб. 09 коп.

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья "Днепр-2004" (далее по тексту ТСЖ "Днепр-2004") к Комитету по финансам администрации муниципального образования "город Саратов"; 3-е лица: МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом Администрации г. Саратова с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании задолженность в сумме 3 600 036 руб. 09 коп. за период с 01.02.2011 г. по 01.09.2011 г.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Днепр 2004" - осуществляет управление ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова, начиная с 30.06.2004 года.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ "Днепр 2004", в соответствии со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, было проведено общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" в форме заочного голосования, по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" большинством голосов приняло решение установить для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в ТСЖ "Днепр 2004" с 1 мая 2006 года ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства Российской Федерации (на 2010 год - это 5 рублей за кв. метр, согласно Постановлению Правительства РФ N 960 от 18.12.2008 года, на 2011 год - это 5,4 рубля за кв. метр, согласно Постановлению Правительства РФ N 768 от 28.09.2010 года).
Указанные общие собрания членов ТСЖ "Днепр 2004" проведены в соответствии с действующим жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 9.4 Устава Товарищества, утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" своевременно, до 31 числа месяца, следующего за расчетным, обязано оплачивать Товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Однако, начиная с 01.02.2011 года и по настоящее время, муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом свои обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав Товарищества.
В связи с данными обстоятельствами, с 1 февраля 2011 г. по 1 сентября 2011 г. у муниципального образования "Город Саратов" перед ТСЖ "Днепр 2004" образовалась задолженность в сумме 3 600 036 руб. 09 коп.
Истец в обоснование своих требований указывает, что ТСЖ "Днепр 2004" неоднократно направляло в адрес муниципального образования "Город Саратов" счета на оплату взносов, однако они не оплачивались, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, истцом был представлен протокол общего собрания членов Товарищества от 28.04.2006 г., доказательства направления в адрес ответчика письма с требованием об оплате задолженности, Устав ТСЖ "Днепр 2004", расчет суммы иска, с учетом уточнений.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается письмом комитета по управлению имуществом города Саратова от 02.11.2011 года N 13-04/14854 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр 2004" в период с 01.03.2010 года по 01.09.2011 года, представленным в материалы дела и не оспаривается ответчиками.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что перечисление денежных средств истцу иным способом, кроме как определенных бюджетным законодательством, а в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта ТСЖ, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Однако, ТСЖ "Днепр 2004" никаких действий для получения субсидии в заявленном размере не принимало.
Однако такой довод ответчика является несостоятельным и правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Конституционным судом РФ в пункте 5 постановления от 03.04.1998 года N 10-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2, 3 статьи 49 ФЗ от 01.06.1996 года "О товариществах собственников жилья", в связи с запросом Советского районного города Омска, высказана правовая позиция, в соответствии с которой отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиума в целях его содержания и эксплуатации.
Таким образом, обязательства по несению расходов на ремонт и содержание помещения в многоквартирном доме вытекают в силу закона.
В силу части 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья, (которым является и муниципальное образование - "Город Саратов") вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственники жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В силу части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья (которым является и муниципальное образование - "Город Саратов"), определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Изложенное, как правомерно указано судом первой инстанции, позволяет сделать вывод о том, что действующее жилищное законодательство не разделяет в данном случае обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, кем он является физическим лицом, юридическим лицом, либо публично-правовым образованием (например, муниципальным образованием).
Более того, часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
В соответствии с частями 9, 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья; установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Как было отмечено ранее, обязанность муниципального образования "Город Саратов" своевременно оплачивать Товариществу до 31 числа месяца, следующего за расчетным расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в размере, установленном общим собранием членов Товарищества установлена пунктом 9.4 Устава ТСЖ "Днепр 2004".
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Факт наличия задолженности по оплате расходов, связанных с капитальным ремонтом установлен материалами дела и не оспаривается самим ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам, как собственника помещений.
При этом, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на ремонт и содержание доли в праве общей собственности, на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Днепр 2004".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2011 г. по делу N А57-15758/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.Б.ШАЛКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)