Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.12.2010 ПО ДЕЛУ N А33-16963/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. N А33-16963/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суровой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Красноярского края представителя государственного предприятия Войсковая часть 21223 - Скугаревской Анны Сергеевны (доверенность от 23.12.2010, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2010 года по делу N А33-16963/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лапина М.В.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Бычкова О.И., Колесникова Г.А.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Красноярскому краю (налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к войсковой части 21223 (войсковая часть) о взыскании 1 943 234 рублей 37 копеек налогов, 549 140 рублей 74 копеек пеней, 28 611 рублей 13 копеек налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2010 года заявленное требование удовлетворено частично, с предприятия взыскано в доход бюджета 13 772 рубля 88 копеек налога на добавленную стоимость, 6577 рублей 51 копейки пеней и 34 рубля 62 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс); 226 рублей 11 копеек налога на прибыль, 57 рублей 53 копейки штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса; 5477 рублей водного налога, 828 рублей 26 копеек пеней, 109 рублей 54 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса, 383 рубля 38 копеек штрафа по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление декларации по водному налогу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2010 года решение от 29 апреля 2010 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 307.
Заявитель считает необоснованными выводы судов о том, что войсковая часть не оказывала коммунальные услуги.
В отзыве на кассационную жалобу войсковая часть заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представитель войсковой части подтвердил позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной налоговой проверки войсковой части по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 налоговый орган установил факты оказания налогоплательщиком коммунальных услуг, транспортных услуг и услуг связи, реализацию продукции подсобного хозяйства. Получая выручку за оказанные услуги, переданные товары, войсковая часть не исчисляла и не уплачивала соответствующие налоги в бюджет.
Также налоговый орган установил, что ответчик, являясь плательщиком водного налога, не исполнил обязанность по исчислению водного налога за четвертый квартал 2007 года и представлению в налоговый орган налоговой декларации.
Решением от 27.02.2009 N 2 войсковая часть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также ей дополнительно начислены 1 338 272 рубля 25 копеек налога на добавленную стоимость, 404 485 рублей 51 копейка пеней, 599 486 рублей налога на прибыль, 143 826 рублей 97 копеек пеней; 5477 рублей водного налога и 828 рублей 26 копеек пеней; налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, за неуплату налогов в виде штрафов в общей сумме 28 227 рублей 75 копеек, а также по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации по водному налогу в виде штрафа в размере 383 рублей 38 копеек.
Требование N 118 налогового органа об уплате начисленных выездной проверкой налогов, пеней и штрафов добровольно войсковой частью выполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа с настоящим заявлением в суд.
Выводы судов о частично удовлетворении заявленных требований являются правильными в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
В силу пункта 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и расчета взыскиваемой суммы (пункт 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Одним из оснований доначисления предприятию налога на добавленную стоимость и налога на прибыль инспекция указала осуществление войсковой частью деятельности по оказанию коммунальных услуг.
В силу положений статьи 143 Кодекса организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщи ками налога на добавленную стоимость.
Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса признается объектом налогообложения.
В пункте 1 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 153 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налогообложению налогом на добавленную стоимость подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций согласно статье 247 Кодекса является прибыль, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные услуги и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем также могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими правилами, на основании догов ора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" (ГОСТ Р 51617-2000), утвержденном постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, жилищно-коммунальные услуги - это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
При этом непосредственно к коммунальным услугам относятся услуги по электроснабжению, предоставлению электроэнергии, услуги водоснабжения и канализации, предоставление услуг центрального отопления, горячего водоснабжения, а также замены, наладки, установки, монтажа и ремонта инженерной инфраструктуры, подвоза холодной воды и др. (код 041000 Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163).
В соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 (с изменениями от 26.06.2000) квартирно-эксплуатационная служба Советской Армии и Военно-Морского Флота ведает обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями, технической эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, находящихся в пользовании воинских частей, обеспечением воинских частей твердым топливом, газом и тепловой энергией, предоставлением воинским частям коммунальных услуг, обеспечением воинских частей техническим имуществом квартирно-эксплуатационной службы, фондируемыми материалами, коммунальным оборудованием и запасными частями для нужд эксплуатации и текущего ремонта казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, а также фондируемыми материалами и оборудованием для капитального строительства и капитального ремонта, выполняемых ремонтно-строительными организациями квартирно-эксплуатационной службы и воинскими частями, финансированием квартирно-эксплуатационных расходов воинских частей, составлением планов финансирования капитального строительства и капитального ремонта казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений.
При этом к казарменно-жилищному фонду относятся, в том числе казармы, здания штабов, служебные здания, жилые дома, общежития и гостиницы, здания медицинских и детских учреждений.
К коммунальным сооружениям относятся электростанции, трансформаторные подстанции, водоканализационные установки, котельные установки, устройства для механической топливоподачи и шлакоудаления, тепловые узлы и т.д., внутренние и наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и сооружения на этих сетях, обеспечивающие казарменно-жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 35 Положения весь казарменно-жилищный фонд Министерства обороны учитывается органами квартирно-эксплуатационной службы.
Согласно пункту 17 Положения непосредственные обязанности по руководству квартирно-эксплуатационной службой и обеспечению квартирным довольствием воинских частей в районах (гарнизонах) выполняют квартирно-эксплуатационные части районов (гарнизонов).
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что ответственность за организацию эксплуатации, своевременное производство ремонта и учет казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, а также за обеспечение квартирным довольствием воинских частей возлагается на начальника КЭЧ района, на которого также возлагается обеспечение воинских частей материалами для нужд эксплуатации, а также для капитального строительства, капитального и текущего ремонта казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, выполняемых хозяйственным способом, финансирование квартирно-эксплуатационных расходов воинских частей, утверждение и регистрация в установленном порядке штатных расписаний на содержание рабочих и служащих по обслуживанию зданий и сооружений воинских частей, рассмотрение и утверждение финансово-хозяйственных планов подчиненных домоуправлений, общежитий и гостиниц.
Пунктом 25 Положения предусмотрено, что при квартирно-эксплуатационных частях могут создаваться предприятия и организации, в том числе домоуправления, которые непосредственно подчиняются начальнику квартирно-эксплуатационные части района.
Судами установлено, что по сведениям о федеральном имуществе, содержащимся в территориальной государственной базе данных федерального имущества, предоставленным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (исх. N 06-2878/6690 от 20.03.2009) казарменно-жилищный фонд и коммунальные сооружения, расположенные по месту размещения войсковой части, закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть".
Непосредственное подчинение домоуправления начальнику Красноярской КЭЧ подтверждает осуществление обслуживания внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, именно Красноярской КЭЧ.
Суды пришли к правильному выводу о том, что факт закрепления казарменно-жилищного фонда на 2008 год за войсковой частью на основании приказа начальника Нижнеингашского гарнизона от 23.11.2007 N 25 не свидетельствует о фактическом оказании коммунальных услуг войсковой частью, поскольку закрепление за воинскими частями жилых домов в силу положений пункта 115 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 обусловлено фактором отдаленности военных городков, в связи с чем непосредственное руководство ими со стороны квартирно - эксплуатационных частей районов затруднено.
Учитывая положения пунктов 12, 14 и 115 Положения о квартирно-эксплуатационной службе следует признать, что закрепление имущества военных городков за воинскими частями возлагает на командиров воинских частей обязанности следить за правильной эксплуатацией казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, содержанием территории военных городков, за экономным расходованием денежных средств и материалов, отпускаемых на квартирное довольствие, капитальное строительство, капитальный и текущий ремонт, что требует несения войсковой частью определенных затрат и обусловливает указание в смете доходов и расходов войсковой части соответствующих сумм. Поэтому наличие в сметах доходов и расходов войсковой части средств домоуправления, поступление на лицевой счет войсковой части денежных средств, полученных домоуправлением за оказанные коммунальные услуги населению, а также перечисление органами социальной защиты населения в качестве возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населения, не могут быть расценены как исполнение войсковой частью коммунальных услуг.
Договоры жилищного найма также не свидетельствуют о том, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг, поскольку командир войсковой части действует как представитель наймодателя в жилищных правоотношениях, то есть отношениях, направленных на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями и удовлетворения их потребности в жилье, но не как представитель исполнителя коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности налоговым органом оказания коммунальных услуг войсковой частью является правильным. Суды правильно указали, что в соответствии с организацией в вооруженных силах содержания казарменно-жилищного фонда и оказания коммунальных услуг специализированными подразделениями - квартирно-эксплуатационными частями исполнителем коммунальных услуг в военном городке, закрепленном за ответчиком, в проверяемых периодах являлась Красноярская КЭЧ.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и отменили оспариваемое решение в части необоснованного доначисления войсковой части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за 2005 - 2007 годы.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что
Обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2010 года по делу N А33-16963/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.М.ЮДИНА

Судьи:
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
М.А.ПЕРВУШИНА













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)