Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2009 N 09АП-13197/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-60847/08-92-522

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2009 г. N 09АП-13197/2009-АК

Дело N А40-60847/08-92-522

Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2009
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей: Пронниковой Е.В., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 15 апелляционную жалобу ТСЖ "Староконюшенный 41-1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2009 по делу N А40-60847/08-92-522, судьи Уточкина И.Н.,
по заявлению ТСЖ "Староконюшенный 41-1"
к ГУП г. Москвы Московское городское Бюро технической инвентаризации
об оспаривании бездействия и обязании ответчика выдать копии архивных документов,
при участии:
- от заявителя: Королева Л.М. на основании протокола N 2 общего собрания от 01.06.2008, паспорт 45 06 376501;
- от ответчика: Домахин Д.В. по доверенности от 11.01.2009 N 167, удостоверение N 2330,
установил:

товарищество собственников жилья "Староконюшенный - 41-1" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Государственного унитарного предприятия г. Москвы "Московское городское Бюро технической инвентаризации" (далее - ответчик, МосгорБТИ), выразившееся в непредставлении для ознакомления названному ТСЖ архивных документов, касающихся дома 41 строение 1 по Староконюшенному переулку г. Москвы, выдаче или мотивированном отказе технического паспорта, поэтажного плана и экспликации на этот объект недвижимости с учетом имеющихся у ТСЖ замечаний по этим документам в соответствии с заявлением ТСЖ от 28.07.2008 N 37, поданным ответчику 30.07.2008. Кроме того, заявитель просил обязать ответчика представить ТСЖ копии архивных документов на подвальное помещение указанного дома в порядке, предусмотренном постановлением Правительства г. Москвы от 26.06.2007 N 521-ПП.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что заявитель не прибыл к ответчику за подготовленным 25.08.2008 за исх. N 4519 ответом на его обращение, поэтому бездействие отсутствует. По мнению арбитражного суда первой инстанции, заявитель неверно избрал способ защиты нарушенного права, поскольку применительно к ст. 198 АПК РФ ответчик не является органом государственной власти, а заявитель не является коммерческой организацией. При этом предмет спора не связан с осуществлением ТСЖ предпринимательской и иной экономической деятельностью. Кроме того, в обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что заявитель не обосновал, что часть испрашиваемых архивных документов находится у ответчика. При этом суд не усмотрев нарушений действующего законодательства со стороны ответчика, указал, что факт нарушения прав и законных интересов ТСЖ не подтвержден.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика в порядке ст. 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу. В судебном заседании пояснил, что письменный ответ заявителю по почте не направлялся, полагает, что поскольку в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ по почте направляется лишь в случае, если обращение поступило по информационным системам общего пользования. В данном случае обращение ТСЖ от 28.07.2008 N 37 сдано в БТИ ЦАО г. Москвы после личного приема начальником бюро технической инвентаризации представителя ТСЖ, поэтому считает, что представитель ТСЖ должен был забрать ответ в БТИ, однако не сделал этого. Не отрицает, что указанный ответ был представлен лишь в арбитражный суд первой инстанции. Запрашиваемые заявителем документы имеются у ответчика, однако не могли быть выданы, поскольку ТСЖ не обращалось с заявлением об их выдаче в порядке, предусмотренном постановлением Правительства г. Москвы от 26.06.2007 N 521-ПП "Об организации работы ГУП г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации в режиме "одного окна". Кроме того, сослался на то, что выданная начальнику Центрального ТБТИ Курочкиной Н.И. доверенность, не предусматривала возможности ознакомить представителя ТСЖ с запрашиваемыми документами.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив все доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Как видно из материалов дела, 30.07.2008 по результатам личного приема у начальника Центрального ТБТИ г. Москвы председателем ТСЖ в указанное БТИ сдано обращение от 28.07.2008 N 37, в котором председатель ТСЖ, указывает имеющиеся замечания по изготовленным этим ТБТИ документам, касающимся дома 41 строения 1 по Староконюшенному переулку, и просит предъявить ему для ознакомления имеющиеся архивные документы на этот объект недвижимости в целях сравнения их с подготовленными БТИ документами, а также выдать БТИ новый технический паспорт на домовладение, поэтажный план и экспликацию. Факт принятия БТИ этого обращения подтверждается штампом ТБТИ Центральное N 4519 от 30.07.2008 (т. 1, л.д. 11 - 12).
Из представленного ответчиком в суд первой инстанции ответа на это обращение от 25.08.2008 N 4519 усматривается, что никаких нарушений при составлении упомянутых в обращении документов не выявлено и оснований для признания копий технической документации БТИ недействительными не имеется. Какого-либо ответа (разъяснения) в части просьбы заявителя ознакомить его с необходимой документацией и получить копии запрашиваемых документов в этом документе нет (т. 1, л.д. 23 - 24).
Согласно ч. 1 ст. 10, п. 1 ст. 12 и ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Закона заявителю дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, приведенных в ст. 11 Закона, которые к обстоятельствам данного дела не применимы.
Вопреки доводам ответчика, выданная начальнику Центрального ТБТИ Курочкиной Н.И. доверенность предоставляла ей право подписи исходящих документов правового характера.
При этом заявителю не была разъяснена необходимость подать заявление в порядке, предусмотренном постановлением Правительства г. Москвы от 26.06.2007 N 521-ПП "Об организации работы государственного унитарного предприятия г. Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в режиме "одного окна".
В связи с этим арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела доказано бездействие ответчика, выразившееся в не направлении заявителю ответа на его обращение в установленном действующим законодательством порядке.
Вывод арбитражного суда о том, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права и не имеет право на обращение в суд в порядке ст. 198 АПК РФ, является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление по этой категории дел может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку месячный срок для дачи ответа истек 01.09.2008, а заявление в суд подано 22.09.2008 установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ процессуальный срок для обращения с заявлением в суд заявителем не пропущен.
ТСЖ в соответствии с Уставом (т. 1, л.д. 47 - 56) является некоммерческой организацией, не ставящей своей целью извлечение прибыли, основанной в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме по указанному адресу, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном порядке распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В связи с этим ТСЖ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как при осуществлении прав собственника принадлежащего товариществу имущества, так и при управлении, обеспечении эксплуатации имущества, находящегося в общей собственности членов товарищества, которым товарищество может владеть, пользоваться и в установленных пределах распоряжаться.
Требование заявителя по настоящему делу касаются вопросов, связанных с управлением и обеспечением эксплуатации имущества, находящегося в общей собственности членов товарищества.
На эти обстоятельства указывалось в определении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по данному делу при отмене определения Арбитражного Суда г. Москвы от 23.12.2008 о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (т. 2, л.д. 10 - 11).
Нарушение норм материального права, кроме изложенного, состоит в следующем.
Согласно п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья.
В связи с этим ТСЖ вправе запросить техническую документацию, необходимую для выполнения полномочий, предусмотренных Уставом.




Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентарные документы, хранятся в архиве БТИ. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов РФ (п. п. 14 и 15 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2009 N 388).




Выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляется за плату, размер и порядок которой устанавливается законодательством РФ. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых осуществляют. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам) определенных лиц и органов, а также иных лиц и органов, определенных законодательством РФ (п. п. 13, 15 и 16 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства").
Порядок подготовки документов ГУП МосгорБТИ в режиме "одного окна" определен Регламентом, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 26.06.2007 N 521-ПП.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 1.8. Регламента в ГУП МосгорБТИ службами "одного окна" являются структурные подразделения в территориальных бюро технической инвентаризации (ТБТИ ГУП МосгорБТИ), непосредственно осуществляющие прием (регистрацию) заявлений и документов, представляемых заявителями для осуществления работ по подготовке запрашиваемых документов, а также выдачу оформленных документов либо мотивированных отказов заявителям. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется подготовка и выдача документов, и сроки подготовки каждого выдаваемого документа приведены в регламентной таблице подготовки, согласования и выдачи документов, выдаваемых ГУП МосгорБТИ в режиме "одного окна". Для получения запрашиваемых документов заявитель оформляет и сдает в службу "одного окна" соответствующее заявление с комплектом документов, необходимых для осуществления работ по подготовке запрашиваемых документов.
Заявление, не отвечающее установленным требованиям не принимается, В случае если несоответствия обнаружены после приема заявления, оно возвращается заявителю с письменным указанием причин возврата в срок не позднее трех рабочих дней с момента приема заявления (пп. 2.2.2. Регламента).
Отказ в выдаче запрашиваемого документа может быть обжалован заявителем у начальника ТБТИ, начальника ГУП МосгорБТИ, в суде (пп. 4.6. Регламента).
Единый реестр документов, выдаваемых заявителям на территории г. Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями г. Москвы, включая ГУП МосгорБТИ, утвержден постановлением Правительства г. Москвы от 31.10.2006 N 856-ПП "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти г. Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий г. Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям".
Согласно п. п. 3.4. и 3.7. Положения о Территориальном бюро Технической инвентаризации, утвержденного приказом начальника ГУП МосгорБТИ от 26.07.2006 N 315-п, к основным функциям ТБТИ относится организация и осуществление приема физических и юридических лиц, в том числе в рамках работы "одного окна", выдача справок и копий с технической документации (т. 1, л.д. 29 - 33).
Применительно к обстоятельствам данного дела установлено, что обращение ТСЖ от 28.07.2008 N 37 подано в Центральное ТБТИ ГУП МосгорБТИ не в режиме "одного окна", а после личного приема начальником названного ТБТИ.
Однако данное обращение в нарушение вышеназванных требований действующего законодательства не было разрешено в установленном порядке, поэтому арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что бездействие ответчика является незаконным.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ уплаченная заявителем при подаче заявления и апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 рублей, подлежит возврату.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 270, 271 АПК РФ,
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2009 по делу N А40-60847/08-92-522 отменить.
Признать незаконным бездействие ГУП г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, выразившееся в непредставлении для ознакомления ТСЖ "Староконюшенный 41-1" технической документации, указанной в заявлении от 28.07.2009 N 37.
Обязать ГУП г. Москвы Московское городское Бюро технической инвентаризации ознакомить ТСЖ "Староконюшенный 41-1" в порядке, установленном действующим законодательством, с технической документацией по дому N 41 стр. 1 по Староконюшенному переулку г. Москвы, указанной в заявлении от 28.07.2008 года N 37.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Староконюшенный 41-1" из федерального бюджета госпошлину по заявлению в размере 2000 рублей и госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
В.Я.ГОНЧАРОВ
Судьи:
Е.В.ПРОННИКОВА
Ж.В.ПОТАШОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)