Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "23" марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" марта 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.
судей: Бабенко А.Н. Шошина П.В.
при ведении протокола судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
- от ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС": Артюк О.А. - представителя по доверенности N 242 от 20.12.2009 г.;
- от муниципального учреждения здравоохранения "Родильный дом N 2": Слабоуз Е.Ю. - представителя по доверенности N 284 от 23.06.2009 г.;
- от администрации города Красноярска: Муляровой О.И. - представителя по доверенности от 22.12.2009 г.;
- от Департамента финансов администрации города Красноярска: Гончаровой О.А. - представителя по доверенности от 12.01.2010 N 12-11-07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилбытсервис", г. Красноярск
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" декабря 2009 года по делу N А33-9061/2009, принятое судьей Бескровной Н.С.,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилбытсервис" (далее - истец, ООО "УК "Жилбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 2" о взыскании основного долга в сумме 284 725 рублей 93 копейки и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20734 рубля 09 копеек.
Определением от 28.07.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование - город Красноярск, в лице Администрации города Красноярска (далее - ответчик, МО г. Красноярск, в лице Администрации г. Красноярска).
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Главное управление здравоохранения администрации г. Красноярска, Администрация Свердловского района г. Красноярска, Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска, Департамент финансов Администрации города Красноярска, Администрация Кировского района г. Красноярска.
Определением суда от 8 декабря 2009 года производство по делу в части исковых требований к муниципальному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 2" прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года в иске к муниципальному образованию - город Красноярск, в лице администрации города Красноярска отказано.
Не согласившись с судебным актом истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает истец, Администрация города, являющаяся собственником нежилого помещения в жилом доме обязана исполнить условия договора управления многоквартирным домом, подписанного на общем собрании собственников жилого дома. Истец с момента заключения договора предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, по улице Павлова, 60 в г. Красноярске, тогда как собственник нежилого помещения - муниципальное образование город Красноярск отказывается от их оплаты.
Администрация города Красноярска в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению администрации Т.М. Алтухова, подписавшая договор N 399 от 20.11.2006 управления многоквартирным домом по ул. Павлова, 60 не была уполномочена на совершение действий на подписание договора. В договоре не определен порядок принятия выполненных работ администрацией города, администрация города не является стороной по договору. Департамент городского хозяйства является юридическим лицом и распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 2" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года оставить без изменения.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено рассмотрение жалобы на 04 марта 2010 года, с последующим отложением на 17 марта 2010 года.
Третьи лица - Главное управление здравоохранения администрации г. Красноярска, Администрация Свердловского района г. Красноярска, Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска, Администрация Кировского района г. Красноярска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствии третьих лиц.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее. В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв с 16 часов 00 минут 17 марта 2010 года до 16 часов 30 минут 23 марта 2010 года, после чего заседание продолжено. Об объявленном перерыве информация размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Красноярска нежилое помещение площадью 1 223,1 кв.м. по адресу: ул. Павлова, 60 находится в реестре муниципальной собственности на основании решения Городского Совета N 217 от 08.07.1993 года (л.д. 87 том N 1).
Распоряжением Администрации города Красноярска N 1191-недв от 23.06.2006 нежилое помещение N 163 общей площадью 1 001 м(2), кадастровый номер 24:50:060043:0000:000005:1004, реестровый номер СТР07604, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 60, находящееся в муниципальной собственности, закреплено на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения "Родильный дом N 2" (л.д. 85 том N 1).
Федеральной регистрационной службой 21.08.2006 года осуществлена государственная регистрация права оперативного управления МУЗ "Родильный дом N 2" на нежилое помещение N 163 общей площадью 1001 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 60, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 24 ЕЗ N 176724 (л.д. 84 том N 1)
Собственниками помещений в жилом доме по адресу: ул. Павлова, 60 проведено 25.11.2006 года общее собрание в форме заочного голосования, на котором приняты решения о способе управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; выбрана управляющая организация ООО "УК "Жилбытсервис"; утвержден объем и перечень работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; утверждена плата за указанные работы и услуги (л.д. 75-77 том N 3).
От имени муниципального образования город Красноярск в собрании участвовала представитель собственника по доверенности N 1752 от 09.11.2006 года Алтухова Т.М., которой подписано решение собственника без замечаний (л.д. 89-90 том N 4)
Между собственниками жилых и нежилых помещений в жилом доме (Заказчики) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис" (Управляющая организация) 20 ноября 2006 года заключен договор N 399 управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, д. 60 (л.д. 78 том N 3). Со стороны заказчика договор подписан Алтуховой Т.М. - представителем администрации Кировского района в городе Красноярске по доверенности N 1752 от 09.11.2006 (л.д. 87 том N 3).
Согласно пункту 1.5. договора управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме согласно перечню и объему работ, услуг по содержанию многоквартирного дома и перечню работ по выполнению непредвиденных ремонтов, определяемых приложениями к договору в пределах оплаченных средств.
Цена договора управления определяется ежегодно на общем собрании собственников помещений, устанавливается в размере стоимости услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту, предоставление коммунальных услуг перечень и объем которых определяется в соответствии с приложениями N 3,4,5,6,7 настоящего договора и действует на период выполнения управляющей организацией установленного договором объема и перечня работ, услуг в течение 1 календарного года с 01.01. по 31.12. (пункт 4.1.1. договора). Цена договора отражена в приложениях N 5,6 (пункт 4.1.4 договора).
Согласно пункту 2.1.9. договора, собственники помещений обязаны своевременно и полностью вносить управляющей организации плату за содержание и ремонт (в т.ч. капитальный) жилого помещения (общего имущества) многоквартирного дома соразмерно площади жилого (нежилого) помещения.
Между ООО "УК "Жилбытсервис" (Исполнитель) и МУЗ "Родильный дом N 2" (Заказчик) 01.06.2007 года подписан договор на участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, в соответствии с которым "Исполнитель" осуществляет техническую эксплуатацию и содержание общего имущества, мест общего пользования и придомовой территории, а Заказчик возмещает общедомовые эксплуатационные расходы Исполнителю, пропорционально занимаемой площади помещения 1 223,10 кв.м., расположенного по адресу: ул. Павлова, 60, используемого под женскую консультацию (л.д. 13-16 том N 1).
Дополнительным соглашением от 31.08.2007 сторонами внесены изменения в редакцию пункта 3.1 договора, исключена возможность пролонгации договора, определен срок действия договора с 01.06.2007 по 31.12.2207 года.
Как указывает истец, МУЗ "Родильный дом N 2" отказалось от подписания актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2008 по 30.04.2009 года.
Ссылаясь на не внесение собственником нежилого помещения платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Истец просит взыскать с ответчика стоимость услуг, оказанных по договору управления многоквартирным домом в виде: содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, управления многоквартирным домом, уборки лестничных клеток, содержанию мусоропроводов, содержанию и ремонту лифтов.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником нежилого помещения N 163 общей площадью 1001 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 60.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Как устанавливает часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. Таким образом, истец обоснованно указывает на наличие у ответчика обязанности оплачивать содержание общего имущества многоквартирного дома.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, и другие виды работ.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Постановлением Администрации города Красноярска N 526 от 19.06.2006 г. утверждено Положение о порядке участия администраций районов города в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных жилых домах в городе Красноярске.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения администрация района города представляет интересы города Красноярска при осуществлении прав собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. Администрация района города по месту нахождения многоквартирного дома определяет лицо, уполномоченное на представление указанных интересов города Красноярска, и выдает ему соответствующую доверенность сроком на один год, обеспечивая возможность участия представителя в общих собраниях (пункт 1.2 Положения).
В материалы дела представлена доверенность N 1752 от 09.11.2006 выданная администрацией Кировского района в городе Красноярске Алтуховой Татьяне Михайловне, которой последняя уполномочена представлять интересы муниципального образования "Город Красноярск" при осуществлении прав собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общем собрании собственников помещений в доме N 60 по ул. Павлова (л.д. 87 том N 3).
Указанным представителем подписан договор управления многоквартирным домом N 399 от 20.11.2006 (л.д. 78 том N 3). Ею же подписано решение собственника по вопросам, постановленным на голосование на общем собрании собственников, в том числе по выбору способа управления многоквартирным домом, выборе управляющей организации, объему и перечню работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимости (л.д. 89-90 том N 4). При подобных обстоятельствах, следует признать, что Алтухова Т.М., участвующая в собрании собственников жилого дома, обладала правомочиями на подписание договора управления многоквартирным домом N 399 от 20.11.2006 г.
Довод администрации города Красноярска о том, что в доверенности право на подписание договора не указано, не принимается судом. Исходя из содержания доверенности N 17552 от 09.11.2006 перечень предоставленных полномочий представителю, определенный в доверенности, не является исчерпывающим. Толкование пункта 1 статьи 162 Жилищного кодекса свидетельствует, что право участия в собрании собственников помещений в многоквартирном доме порождает право на подписание договора управления.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаключенности договора управления N 399 от 20.11.2006 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В приложениях к договору управления многоквартирным домом N 399 от 20.11.2006 определены: состав общего имущества жилого дома, перечень услуг по управлению многоквартирным домом, перечень, состав и периодичность работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, и цена услуг по ремонту и обслуживанию многоквартирного дома (приложения N 2, 3, 4, 5, 6. 7 л.д. 174-180 том N 4).
В подтверждение выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту жилого дома истцом предоставлены:
- перечень выполненных работ по жилому дому за период с 01.01.2008 по 31.12.220, с 01.01.2009 - 30.06.2009 (л.д. 111-114 том N 1)
- отчеты истца о выполнении договора управления перед собственниками помещений многоквартирных домов, отчеты о работах по ремонту подрядным способом конструктивных элементов и внутридомового инженерного оборудования зданий (л.д. 115-117 том N 1)
- - договор на выполнение работ от 01.02.2008 и дополнительные соглашения к нему от 05.05.2008, от 03.06.2008, заключенный истцом с ООО "ЖЭО-3", в приложении N 3 к которому жилой дом по ул. Павлова,60 включен в план текущего ремонта теплоснабжения;
- - договор на выполнение работ N 12 от 01.01.2009, заключенный истцом с ЗАО "ЖКК", договор на выполнение работ N 25 от 01.02.2008, заключенный истцом с ООО "ПАТКо", договор на выполнение работ N 8 от 01.01.2009, заключенный с ООО "ПЖКХ" в приложении N 1 к которым указан жилой дом по ул. Павлова, 60 (л.д. 15-40 том N 2, 146-159 том N 1);
- - акты сдачи приемки выполненных работ по указанным договорам (л.д. 41-90 том N 2)
- платежные поручения об оплате работ, принятых от указанных подрядчиков (л.д. 91-111 том N 2)
Пунктом 4.1.3 указанного договора предусмотрено, что условия, содержащиеся в приложениях N 3,4.5,6,7 к договору, действуют в течение 1 года и подлежат ежегодному пересмотру на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. В случае, если собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании будет принято решение об изменении условий приложений N 3, 4, 5, 6, 7 к договору, такие изменения оформляются путем подписания сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору. До момента подписания собственниками указанных приложений действуют цены, принимаемые органом местного самоуправления (л.д. 82 том N 3).
Поскольку дополнительные соглашения к договору N 399 от 20.11.2006 г. в отношении его цены на 2008, 2009 год не подписаны, истцом правомерно применен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденный решениями Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2007 года N В-386 и от 19.12.2008 N В-63.
Вместе с тем, истец неправомерно применил в расчете площадь нежилого помещения в размере 1 223,1 кв.м, в то время как согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 24 ЕЗ N 176724 и распоряжения Администрации города Красноярска N 1191-недв от 23.06.2006 МУЗ "Родильный дом N 2" использует нежилое помещение N 163 общей площадью 1001 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 60.
Тарифы за 1 кв.м. установлены решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2007 N В-386 на 2008 год и решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2008 N В-63 на 2009: содержание и текущий ремонт общего имущества - 8,05 рублей (9,08 рублей на 2009), уборка лестничных клеток - 0,96 рублей (1,15 рублей на 2009), плата за управление многоквартирным домом - 1,26 рублей (1,51 рублей на 2009), содержание и ремонт лифтов - 3,12 рублей (3,74 рубля на 2009), содержание мусоропроводов - 0,61 рубль (0,73 рубля на 2009)
Исходя из площади помещения 1001 кв.м., стоимость услуг за период с 01.01.2008 по 30.04.2009 составила 168 168 рублей за 2008 год и 64 904 рубля 84 копейки за 4 месяца 2009 года, а всего 233 023 рубля 18 копеек.
Требование истца о взыскании суммы долга 284 725 рублей 93 копейки подлежит удовлетворению частично, в размере 233 023 рубля 18 копеек.
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии со статьей 155 Гражданского кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Аналогичный срок внесения платежей установлен пунктом 4.4.8 договора N 399 от 20.11.2006.
Учитывая, что со стороны ответчика имело место нарушение денежного обязательства, выразившееся в невнесении платы за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, истцом правомерно предъявлены ответчику требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На день предъявления иска - 29.05.2009 Центральным банком Российской Федерации установлена процентная ставка рефинансирования 12% годовых (Указания ЦБ РФ от 13.05.2009 N 2230-У)
Исходя из ежемесячно увеличивающей суммы долга с НДС проценты составляют за период:
- - с 10.02.2008 по 09.03.2008 от суммы долга 8858, 85 рублей - 88 рублей 58 копеек;
- - с 10.03.2008 по 09.04.2008 от суммы долга 27978, 34 рубля - 279 рублей 78 копеек;
- - с 10.04.2008 по 09.05.2008 от суммы долга 41992,34 рубля - 419 рублей 92 копейки;
- - с 10.05.2008 по 09.06.2008 от суммы долга 56006,34 рубля - 560 рублей 06 копеек
- с 10.06.2008 по 09.07.2008 от суммы долга 70020,34 рубля - 700 рублей 20 копеек
- с 10.07.2008 по 09.08.2008 от суммы долга 84034,34 рубля - 840 рублей 34 копейки
- с 10.08.2008 по 09.09.2008 от суммы долга 98048,34 рубля - 980 рублей 48 копеек
- с 10.09.2008 по 09.10.2008 от суммы долга 112062,34 рубля - 1120 рублей 62 копейки
- с 10.10.2008 по 09.11.2008 от суммы долга 126076,34 рубля - 1 260 рублей 76 копеек
- с 10.11.2008 по 09.12.2008 от суммы долга 140090,34 рубля - 1400 рублей 90 копеек
- с 10.12.2008 по 09.01.2009 от суммы долга 154104,34 рубля - 1 541 рубль 04 копеек
- с 10.01.2009 по 09.02.2009 от суммы долга 168118,34 рубля - 1 681 рубль 18 копеек
- с 10.02.2009 по 09.03.2009 от суммы долга 184344,55 рублей - 1 843 рубля 44 копеек
- с 10.03.2009 по 09.04.2009 от суммы долга 200570,76 рублей - 2005 рублей 70 копеек
- с 10.04.2009 по 09.05.2009 от суммы долга 216796,97 рублей - 2 167 рублей 96 копеек
- с 10.05.2009 по 09.06.2009 от суммы долга 233023,18 рублей - 2 330 рублей 23 копейки, а всего - 16 967 рублей 92 копейки.
Требование о взыскании процентов в размере 20734 рубля 09 копеек подлежит удовлетворению частично на сумму 16 967 рублей 92 копейки. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению частично на общую сумму 249 991 рубль 10 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, то есть муниципальной казной.
Доводы ответчиков о ненадлежащем качестве услуг по содержанию общего имущества жилого дома отклонены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел IV) собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Аналогичные права для собственников нежилых помещений предусмотрены и договором управления N 399 от 20.11.2006 года.
Собственник нежилого помещения указанными правами не воспользовался.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В деле отсутствуют доказательства обращения собственника нежилого помещения либо МУЗ "Родильный дом N 2" к истцу с заявлением в порядке, предусмотренном пунктами 6, 7 Правил об изменении размера платы в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома.
В соответствии со статьей 44 Устава города Красноярска Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, обладающим правами юридического лица. Согласно статье 45 Устава к компетенции администрации города относятся, в том числе, полномочия по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в городской собственности. В этой связи судом не принимается довод администрации города Красноярска о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "8" декабря 2009 года по делу N А33-9061/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования город Красноярск в лице администрации города за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилбытсервис" 233 023 рубля 18 копеек долга, 16 967 рублей 92 копейки процентов, а также 7 863 рубля государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилбытсервис" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по иску, излишне уплаченной по платежному поручению N 431 от 25.05.2009 года.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2010 ПО ДЕЛУ N А33-9061/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2010 г. по делу N А33-9061/2009
Резолютивная часть постановления объявлена "23" марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" марта 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.
судей: Бабенко А.Н. Шошина П.В.
при ведении протокола судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
- от ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС": Артюк О.А. - представителя по доверенности N 242 от 20.12.2009 г.;
- от муниципального учреждения здравоохранения "Родильный дом N 2": Слабоуз Е.Ю. - представителя по доверенности N 284 от 23.06.2009 г.;
- от администрации города Красноярска: Муляровой О.И. - представителя по доверенности от 22.12.2009 г.;
- от Департамента финансов администрации города Красноярска: Гончаровой О.А. - представителя по доверенности от 12.01.2010 N 12-11-07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилбытсервис", г. Красноярск
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" декабря 2009 года по делу N А33-9061/2009, принятое судьей Бескровной Н.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилбытсервис" (далее - истец, ООО "УК "Жилбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 2" о взыскании основного долга в сумме 284 725 рублей 93 копейки и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20734 рубля 09 копеек.
Определением от 28.07.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование - город Красноярск, в лице Администрации города Красноярска (далее - ответчик, МО г. Красноярск, в лице Администрации г. Красноярска).
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Главное управление здравоохранения администрации г. Красноярска, Администрация Свердловского района г. Красноярска, Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска, Департамент финансов Администрации города Красноярска, Администрация Кировского района г. Красноярска.
Определением суда от 8 декабря 2009 года производство по делу в части исковых требований к муниципальному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 2" прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года в иске к муниципальному образованию - город Красноярск, в лице администрации города Красноярска отказано.
Не согласившись с судебным актом истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает истец, Администрация города, являющаяся собственником нежилого помещения в жилом доме обязана исполнить условия договора управления многоквартирным домом, подписанного на общем собрании собственников жилого дома. Истец с момента заключения договора предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, по улице Павлова, 60 в г. Красноярске, тогда как собственник нежилого помещения - муниципальное образование город Красноярск отказывается от их оплаты.
Администрация города Красноярска в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению администрации Т.М. Алтухова, подписавшая договор N 399 от 20.11.2006 управления многоквартирным домом по ул. Павлова, 60 не была уполномочена на совершение действий на подписание договора. В договоре не определен порядок принятия выполненных работ администрацией города, администрация города не является стороной по договору. Департамент городского хозяйства является юридическим лицом и распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 2" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 декабря 2009 года оставить без изменения.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено рассмотрение жалобы на 04 марта 2010 года, с последующим отложением на 17 марта 2010 года.
Третьи лица - Главное управление здравоохранения администрации г. Красноярска, Администрация Свердловского района г. Красноярска, Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска, Администрация Кировского района г. Красноярска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствии третьих лиц.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее. В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв с 16 часов 00 минут 17 марта 2010 года до 16 часов 30 минут 23 марта 2010 года, после чего заседание продолжено. Об объявленном перерыве информация размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Красноярска нежилое помещение площадью 1 223,1 кв.м. по адресу: ул. Павлова, 60 находится в реестре муниципальной собственности на основании решения Городского Совета N 217 от 08.07.1993 года (л.д. 87 том N 1).
Распоряжением Администрации города Красноярска N 1191-недв от 23.06.2006 нежилое помещение N 163 общей площадью 1 001 м(2), кадастровый номер 24:50:060043:0000:000005:1004, реестровый номер СТР07604, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 60, находящееся в муниципальной собственности, закреплено на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения "Родильный дом N 2" (л.д. 85 том N 1).
Федеральной регистрационной службой 21.08.2006 года осуществлена государственная регистрация права оперативного управления МУЗ "Родильный дом N 2" на нежилое помещение N 163 общей площадью 1001 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 60, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 24 ЕЗ N 176724 (л.д. 84 том N 1)
Собственниками помещений в жилом доме по адресу: ул. Павлова, 60 проведено 25.11.2006 года общее собрание в форме заочного голосования, на котором приняты решения о способе управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; выбрана управляющая организация ООО "УК "Жилбытсервис"; утвержден объем и перечень работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; утверждена плата за указанные работы и услуги (л.д. 75-77 том N 3).
От имени муниципального образования город Красноярск в собрании участвовала представитель собственника по доверенности N 1752 от 09.11.2006 года Алтухова Т.М., которой подписано решение собственника без замечаний (л.д. 89-90 том N 4)
Между собственниками жилых и нежилых помещений в жилом доме (Заказчики) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис" (Управляющая организация) 20 ноября 2006 года заключен договор N 399 управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, д. 60 (л.д. 78 том N 3). Со стороны заказчика договор подписан Алтуховой Т.М. - представителем администрации Кировского района в городе Красноярске по доверенности N 1752 от 09.11.2006 (л.д. 87 том N 3).
Согласно пункту 1.5. договора управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме согласно перечню и объему работ, услуг по содержанию многоквартирного дома и перечню работ по выполнению непредвиденных ремонтов, определяемых приложениями к договору в пределах оплаченных средств.
Цена договора управления определяется ежегодно на общем собрании собственников помещений, устанавливается в размере стоимости услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту, предоставление коммунальных услуг перечень и объем которых определяется в соответствии с приложениями N 3,4,5,6,7 настоящего договора и действует на период выполнения управляющей организацией установленного договором объема и перечня работ, услуг в течение 1 календарного года с 01.01. по 31.12. (пункт 4.1.1. договора). Цена договора отражена в приложениях N 5,6 (пункт 4.1.4 договора).
Согласно пункту 2.1.9. договора, собственники помещений обязаны своевременно и полностью вносить управляющей организации плату за содержание и ремонт (в т.ч. капитальный) жилого помещения (общего имущества) многоквартирного дома соразмерно площади жилого (нежилого) помещения.
Между ООО "УК "Жилбытсервис" (Исполнитель) и МУЗ "Родильный дом N 2" (Заказчик) 01.06.2007 года подписан договор на участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, в соответствии с которым "Исполнитель" осуществляет техническую эксплуатацию и содержание общего имущества, мест общего пользования и придомовой территории, а Заказчик возмещает общедомовые эксплуатационные расходы Исполнителю, пропорционально занимаемой площади помещения 1 223,10 кв.м., расположенного по адресу: ул. Павлова, 60, используемого под женскую консультацию (л.д. 13-16 том N 1).
Дополнительным соглашением от 31.08.2007 сторонами внесены изменения в редакцию пункта 3.1 договора, исключена возможность пролонгации договора, определен срок действия договора с 01.06.2007 по 31.12.2207 года.
Как указывает истец, МУЗ "Родильный дом N 2" отказалось от подписания актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2008 по 30.04.2009 года.
Ссылаясь на не внесение собственником нежилого помещения платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Истец просит взыскать с ответчика стоимость услуг, оказанных по договору управления многоквартирным домом в виде: содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, управления многоквартирным домом, уборки лестничных клеток, содержанию мусоропроводов, содержанию и ремонту лифтов.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником нежилого помещения N 163 общей площадью 1001 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 60.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Как устанавливает часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. Таким образом, истец обоснованно указывает на наличие у ответчика обязанности оплачивать содержание общего имущества многоквартирного дома.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, и другие виды работ.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Постановлением Администрации города Красноярска N 526 от 19.06.2006 г. утверждено Положение о порядке участия администраций районов города в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных жилых домах в городе Красноярске.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения администрация района города представляет интересы города Красноярска при осуществлении прав собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. Администрация района города по месту нахождения многоквартирного дома определяет лицо, уполномоченное на представление указанных интересов города Красноярска, и выдает ему соответствующую доверенность сроком на один год, обеспечивая возможность участия представителя в общих собраниях (пункт 1.2 Положения).
В материалы дела представлена доверенность N 1752 от 09.11.2006 выданная администрацией Кировского района в городе Красноярске Алтуховой Татьяне Михайловне, которой последняя уполномочена представлять интересы муниципального образования "Город Красноярск" при осуществлении прав собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общем собрании собственников помещений в доме N 60 по ул. Павлова (л.д. 87 том N 3).
Указанным представителем подписан договор управления многоквартирным домом N 399 от 20.11.2006 (л.д. 78 том N 3). Ею же подписано решение собственника по вопросам, постановленным на голосование на общем собрании собственников, в том числе по выбору способа управления многоквартирным домом, выборе управляющей организации, объему и перечню работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимости (л.д. 89-90 том N 4). При подобных обстоятельствах, следует признать, что Алтухова Т.М., участвующая в собрании собственников жилого дома, обладала правомочиями на подписание договора управления многоквартирным домом N 399 от 20.11.2006 г.
Довод администрации города Красноярска о том, что в доверенности право на подписание договора не указано, не принимается судом. Исходя из содержания доверенности N 17552 от 09.11.2006 перечень предоставленных полномочий представителю, определенный в доверенности, не является исчерпывающим. Толкование пункта 1 статьи 162 Жилищного кодекса свидетельствует, что право участия в собрании собственников помещений в многоквартирном доме порождает право на подписание договора управления.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаключенности договора управления N 399 от 20.11.2006 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В приложениях к договору управления многоквартирным домом N 399 от 20.11.2006 определены: состав общего имущества жилого дома, перечень услуг по управлению многоквартирным домом, перечень, состав и периодичность работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, и цена услуг по ремонту и обслуживанию многоквартирного дома (приложения N 2, 3, 4, 5, 6. 7 л.д. 174-180 том N 4).
В подтверждение выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту жилого дома истцом предоставлены:
- перечень выполненных работ по жилому дому за период с 01.01.2008 по 31.12.220, с 01.01.2009 - 30.06.2009 (л.д. 111-114 том N 1)
- отчеты истца о выполнении договора управления перед собственниками помещений многоквартирных домов, отчеты о работах по ремонту подрядным способом конструктивных элементов и внутридомового инженерного оборудования зданий (л.д. 115-117 том N 1)
- - договор на выполнение работ от 01.02.2008 и дополнительные соглашения к нему от 05.05.2008, от 03.06.2008, заключенный истцом с ООО "ЖЭО-3", в приложении N 3 к которому жилой дом по ул. Павлова,60 включен в план текущего ремонта теплоснабжения;
- - договор на выполнение работ N 12 от 01.01.2009, заключенный истцом с ЗАО "ЖКК", договор на выполнение работ N 25 от 01.02.2008, заключенный истцом с ООО "ПАТКо", договор на выполнение работ N 8 от 01.01.2009, заключенный с ООО "ПЖКХ" в приложении N 1 к которым указан жилой дом по ул. Павлова, 60 (л.д. 15-40 том N 2, 146-159 том N 1);
- - акты сдачи приемки выполненных работ по указанным договорам (л.д. 41-90 том N 2)
- платежные поручения об оплате работ, принятых от указанных подрядчиков (л.д. 91-111 том N 2)
Пунктом 4.1.3 указанного договора предусмотрено, что условия, содержащиеся в приложениях N 3,4.5,6,7 к договору, действуют в течение 1 года и подлежат ежегодному пересмотру на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. В случае, если собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании будет принято решение об изменении условий приложений N 3, 4, 5, 6, 7 к договору, такие изменения оформляются путем подписания сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору. До момента подписания собственниками указанных приложений действуют цены, принимаемые органом местного самоуправления (л.д. 82 том N 3).
Поскольку дополнительные соглашения к договору N 399 от 20.11.2006 г. в отношении его цены на 2008, 2009 год не подписаны, истцом правомерно применен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденный решениями Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2007 года N В-386 и от 19.12.2008 N В-63.
Вместе с тем, истец неправомерно применил в расчете площадь нежилого помещения в размере 1 223,1 кв.м, в то время как согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 24 ЕЗ N 176724 и распоряжения Администрации города Красноярска N 1191-недв от 23.06.2006 МУЗ "Родильный дом N 2" использует нежилое помещение N 163 общей площадью 1001 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 60.
Тарифы за 1 кв.м. установлены решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2007 N В-386 на 2008 год и решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2008 N В-63 на 2009: содержание и текущий ремонт общего имущества - 8,05 рублей (9,08 рублей на 2009), уборка лестничных клеток - 0,96 рублей (1,15 рублей на 2009), плата за управление многоквартирным домом - 1,26 рублей (1,51 рублей на 2009), содержание и ремонт лифтов - 3,12 рублей (3,74 рубля на 2009), содержание мусоропроводов - 0,61 рубль (0,73 рубля на 2009)
Исходя из площади помещения 1001 кв.м., стоимость услуг за период с 01.01.2008 по 30.04.2009 составила 168 168 рублей за 2008 год и 64 904 рубля 84 копейки за 4 месяца 2009 года, а всего 233 023 рубля 18 копеек.
Требование истца о взыскании суммы долга 284 725 рублей 93 копейки подлежит удовлетворению частично, в размере 233 023 рубля 18 копеек.
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии со статьей 155 Гражданского кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Аналогичный срок внесения платежей установлен пунктом 4.4.8 договора N 399 от 20.11.2006.
Учитывая, что со стороны ответчика имело место нарушение денежного обязательства, выразившееся в невнесении платы за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, истцом правомерно предъявлены ответчику требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На день предъявления иска - 29.05.2009 Центральным банком Российской Федерации установлена процентная ставка рефинансирования 12% годовых (Указания ЦБ РФ от 13.05.2009 N 2230-У)
Исходя из ежемесячно увеличивающей суммы долга с НДС проценты составляют за период:
- - с 10.02.2008 по 09.03.2008 от суммы долга 8858, 85 рублей - 88 рублей 58 копеек;
- - с 10.03.2008 по 09.04.2008 от суммы долга 27978, 34 рубля - 279 рублей 78 копеек;
- - с 10.04.2008 по 09.05.2008 от суммы долга 41992,34 рубля - 419 рублей 92 копейки;
- - с 10.05.2008 по 09.06.2008 от суммы долга 56006,34 рубля - 560 рублей 06 копеек
- с 10.06.2008 по 09.07.2008 от суммы долга 70020,34 рубля - 700 рублей 20 копеек
- с 10.07.2008 по 09.08.2008 от суммы долга 84034,34 рубля - 840 рублей 34 копейки
- с 10.08.2008 по 09.09.2008 от суммы долга 98048,34 рубля - 980 рублей 48 копеек
- с 10.09.2008 по 09.10.2008 от суммы долга 112062,34 рубля - 1120 рублей 62 копейки
- с 10.10.2008 по 09.11.2008 от суммы долга 126076,34 рубля - 1 260 рублей 76 копеек
- с 10.11.2008 по 09.12.2008 от суммы долга 140090,34 рубля - 1400 рублей 90 копеек
- с 10.12.2008 по 09.01.2009 от суммы долга 154104,34 рубля - 1 541 рубль 04 копеек
- с 10.01.2009 по 09.02.2009 от суммы долга 168118,34 рубля - 1 681 рубль 18 копеек
- с 10.02.2009 по 09.03.2009 от суммы долга 184344,55 рублей - 1 843 рубля 44 копеек
- с 10.03.2009 по 09.04.2009 от суммы долга 200570,76 рублей - 2005 рублей 70 копеек
- с 10.04.2009 по 09.05.2009 от суммы долга 216796,97 рублей - 2 167 рублей 96 копеек
- с 10.05.2009 по 09.06.2009 от суммы долга 233023,18 рублей - 2 330 рублей 23 копейки, а всего - 16 967 рублей 92 копейки.
Требование о взыскании процентов в размере 20734 рубля 09 копеек подлежит удовлетворению частично на сумму 16 967 рублей 92 копейки. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению частично на общую сумму 249 991 рубль 10 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, то есть муниципальной казной.
Доводы ответчиков о ненадлежащем качестве услуг по содержанию общего имущества жилого дома отклонены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел IV) собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Аналогичные права для собственников нежилых помещений предусмотрены и договором управления N 399 от 20.11.2006 года.
Собственник нежилого помещения указанными правами не воспользовался.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В деле отсутствуют доказательства обращения собственника нежилого помещения либо МУЗ "Родильный дом N 2" к истцу с заявлением в порядке, предусмотренном пунктами 6, 7 Правил об изменении размера платы в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома.
В соответствии со статьей 44 Устава города Красноярска Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, обладающим правами юридического лица. Согласно статье 45 Устава к компетенции администрации города относятся, в том числе, полномочия по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в городской собственности. В этой связи судом не принимается довод администрации города Красноярска о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "8" декабря 2009 года по делу N А33-9061/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования город Красноярск в лице администрации города за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилбытсервис" 233 023 рубля 18 копеек долга, 16 967 рублей 92 копейки процентов, а также 7 863 рубля государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилбытсервис" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по иску, излишне уплаченной по платежному поручению N 431 от 25.05.2009 года.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи:
А.Н.БАБЕНКО
П.В.ШОШИН
И.А.ХАСАНОВА
Судьи:
А.Н.БАБЕНКО
П.В.ШОШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)