Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г. и судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации в лице Барнаульского филиала от 11.10.2010 N 95/01-01/2898 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2009 по делу N А03-8946/2008, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.07.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (г. Барнаул, далее - общество) к муниципальному унитарному предприятию "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района города Барнаула (далее - предприятие) о взыскании 56 998 340 рублей 69 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.05.2009 по 31.10.2009 (с учетом уточнения иска).
Суд
установил:
решением от 29.12.2009, принятым при новом рассмотрении спора, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично, с предприятия в пользу общества взыскано 32 818 098 рублей 7 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суды руководствовались статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и исходили из того, что в отсутствие приборов учета количество отпущенной тепловой энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, иск удовлетворить полностью, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, что привело к существенному нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что 30.09.2005 между ОАО "Алтайэнерго" (энергоснабжающая организация) и предприятием заключен договор о снабжении тепловой энергией в горячей воде N 7258-т.
В связи с передачей функций энергоснабжающей организации от ОАО "Алтайэнерго" к ОАО "Кузбассэнерго" предприятию было направлено трехстороннее соглашение от 28.12.2006 о замене стороны в договоре энергоснабжения, которое ответчик не подписал, однако фактическое снабжение тепловой энергией продолжалось.
Ссылаясь на задолженность предприятия за отпущенную в период с 01.05.2009 по 31.10.2009 тепловую энергию в горячей воде, включающую стоимость тепловой энергии, рассчитанную в соответствии с положением пункта 4.5 договора от 30.09.2005 N 7258-т на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), стоимость услуг по обеспечению ее передачи, а также сверхнормативную утечку сетевой воды, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Утверждение общества о заключении договора от 30.09.2005 N 7258-т до принятия Правил N 307 и отсутствие в нем условия о возможности определения количества потребленной тепловой энергии исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Как следует из пункта 4 той же статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Поскольку Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в 2006 году в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Поскольку коммунальный ресурс приобретался в 2009 году у ресурсоснабжающей организации для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, суды пришли к выводу о том, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Признание спорного договора действующим между предприятием и обществом с учетом сложившихся между ними фактических отношений не должно повлечь несоответствие условий приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам.
Следовательно, утверждение общества о правильности расчета количества тепловой энергии на основании Методики N 105, противоречит названным нормам.
Приведенные в заявлении доводы о сверхнормативной утечке сетевой воды и размере задолженности были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций. Несогласие заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств не свидетельствует о нарушении единообразия в толковании и применении судами норм права.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче дела N А03-8946/2008 Арбитражного суда Алтайского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.12.2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.07.2010 отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 23.11.2010 N ВАС-15139/10 ПО ДЕЛУ N А03-8946/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 г. N ВАС-15139/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г. и судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации в лице Барнаульского филиала от 11.10.2010 N 95/01-01/2898 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2009 по делу N А03-8946/2008, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.07.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (г. Барнаул, далее - общество) к муниципальному унитарному предприятию "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района города Барнаула (далее - предприятие) о взыскании 56 998 340 рублей 69 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.05.2009 по 31.10.2009 (с учетом уточнения иска).
Суд
установил:
решением от 29.12.2009, принятым при новом рассмотрении спора, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично, с предприятия в пользу общества взыскано 32 818 098 рублей 7 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суды руководствовались статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и исходили из того, что в отсутствие приборов учета количество отпущенной тепловой энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, иск удовлетворить полностью, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, что привело к существенному нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что 30.09.2005 между ОАО "Алтайэнерго" (энергоснабжающая организация) и предприятием заключен договор о снабжении тепловой энергией в горячей воде N 7258-т.
В связи с передачей функций энергоснабжающей организации от ОАО "Алтайэнерго" к ОАО "Кузбассэнерго" предприятию было направлено трехстороннее соглашение от 28.12.2006 о замене стороны в договоре энергоснабжения, которое ответчик не подписал, однако фактическое снабжение тепловой энергией продолжалось.
Ссылаясь на задолженность предприятия за отпущенную в период с 01.05.2009 по 31.10.2009 тепловую энергию в горячей воде, включающую стоимость тепловой энергии, рассчитанную в соответствии с положением пункта 4.5 договора от 30.09.2005 N 7258-т на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), стоимость услуг по обеспечению ее передачи, а также сверхнормативную утечку сетевой воды, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Утверждение общества о заключении договора от 30.09.2005 N 7258-т до принятия Правил N 307 и отсутствие в нем условия о возможности определения количества потребленной тепловой энергии исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Как следует из пункта 4 той же статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Поскольку Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в 2006 году в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Поскольку коммунальный ресурс приобретался в 2009 году у ресурсоснабжающей организации для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, суды пришли к выводу о том, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Признание спорного договора действующим между предприятием и обществом с учетом сложившихся между ними фактических отношений не должно повлечь несоответствие условий приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам.
Следовательно, утверждение общества о правильности расчета количества тепловой энергии на основании Методики N 105, противоречит названным нормам.
Приведенные в заявлении доводы о сверхнормативной утечке сетевой воды и размере задолженности были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций. Несогласие заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств не свидетельствует о нарушении единообразия в толковании и применении судами норм права.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче дела N А03-8946/2008 Арбитражного суда Алтайского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.12.2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.07.2010 отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)