Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2008 ПО ДЕЛУ N А46-1681/2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2008 г. по делу N А46-1681/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 ноября 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3871/2008) товарищества собственников жилья "Братская-19" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2008 по делу N А46-1681/2008 (судья Штаненко П.Т.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Братская-19" к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, третьи лица: Департамент жилищной политики Администрации города Омска, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска, о взыскании 29669 руб. 89 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников жилья "Братская-19" - Соколов А.А., доверенность от 25.07.2008;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пилипенко П.П., доверенность N 04/28534 от 14.07.2008;
- от Департамента жилищной политики Администрации города Омска - не явились;
- от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска - Гапуненко А.К., доверенность N 4202 от 07.07.2008;

- установил:

Товарищество собственников жилья "Братская-19" (далее - ТСЖ "Братская-19") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны города Омска расходов по оплате содержания жилья, коммунальных услуг и целевых сборов за период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года в сумме 20458 руб. 47 коп.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований, заявив о взыскании с муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны города Омска расходов по оплате содержания жилья, коммунальных услуг и целевых сборов за период с ноября 2006 года по март 2008 года в сумме 29669 руб. 89 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 01.04.2008 к участию в деле N А46-1681/2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищной политики Администрации города Омска и Департамент финансов и контроля Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2008 по делу N А46-1681/2008 с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны муниципального образования город Омск в пользу ТСЖ "Братская-19" взыскано 18972 руб. 59 коп. основного долга и 751 руб. 07 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не соглашаясь с решением суда о частичном удовлетворении исковых требований, ТСЖ "Братская-19" в апелляционной жалобе просит удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, указав, что ТСЖ "Братская-19" не наделено правом на обращение в суд.
Департамент финансов и контроля Администрации города Омска в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Представитель Департамента жилищной политики Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представив подробный расчет исковых требований.
Представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, а также выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Братская, 19, было создано ТСЖ "Братская-19".
В указанном доме находится принадлежащая ответчику на праве собственности квартира N 14, общей площадью 119,80 кв. м, которая на момент рассмотрения спора в суде не заселена.
Предъявление настоящего иска в суд ТСЖ "Братская-19" обосновало неисполнением муниципальным образованием город Омск как собственником квартиры обязанности по несению расходов на содержание жилья, уплате коммунальных платежей и целевых сборов, а также несению иных расходов, связанных с обслуживанием жилого помещения и мест общего пользования пропорционально общей площади квартиры согласно смете расходов по обслуживанию дома, утвержденной общим собранием членов ТСЖ "Братская-19".
При рассмотрении спора суд первой инстанции с учетом возражений ответчика и третьего лица - Департамента финансов и контроля Администрации города Омска посчитал обоснованными требования истца о взыскании расходов на отопление и коммунальное освещение мест общего пользования в сумме 18972 руб. 59 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал, исходя из того, что жилое помещение не используется для проживания.
В апелляционной жалобе истец заявил, что неиспользование жилого помещения не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от исполнения обязанности по внесению платы за жилое помещение, включающей в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, за услуги по управлению многоквартирным домом, а также по несению расходов на содержание и обслуживание мест общего пользования.
При повторном рассмотрении дела по апелляционной жалобе истца суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Как следует из представленного истцом подробного расчета исковых требований, в состав заявленных ко взысканию расходов за период с ноября 2006 года по март 2008 года в общей сумме 29669 руб. 89 коп. включены расходы на содержание жилья, отопление, коммунальное освещение, составление проекта на т/узел и судебные издержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
В силу ст. ст. 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ и включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и плату за коммунальные услуги (плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным с товариществом собственников жилья.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку ТСЖ "Братская-19" в период с ноября 2006 года по март 2008 года оказывало услуги по содержанию дома N 19 по ул. Братская в г. Омске, предоставляло услуги отопления и освещения мест общего пользования, собственник квартиры N 14 в указанном доме обязан оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по правилам ст. 157 ЖК РФ, и с применением тарифов, утвержденных органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Как установлено судом апелляционной инстанции, заявленный ко взысканию размер платы за содержание жилья, отопление и коммунальное освещение определен истцом в соответствии протоколами общих собраний членов товарищества собственников жилья и на основании показаний приборов учета.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что с собственника квартиры N 14 в доме N 19 по ул. Братская подлежат взысканию расходы на содержание жилья в сумме 10459 руб. 25 коп., отопление в сумме 18023 руб. 80 коп., коммунальное освещение в сумме 948 руб. 79 коп.
Обоснованность включения в состав затрат, понесенных в период с ноября 2006 года по март 2008 года, расходов по составлению проекта на т/узел в сумме 189 руб. 22 коп. и судебных издержек в сумме 166 руб. 85 коп. истец не обосновал, несение соответствующих затрат не подтвердил.
В связи с чем требование о взыскании расходов по составлению проекта на т/узел в сумме 189 руб. 22 коп. и судебных издержек в сумме 166 руб. 85 коп. не подлежит удовлетворению.
Ссылки Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на отсутствие у истца права на предъявление иска судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку такое право предоставлено ст. 137 (ч. ч. 3, 4) ЖК РФ и Уставом ТСЖ "Братская-19" (п. п. 2.1, 3.3., 6.5., 7.3., 8.1.9.).
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 269 (п. 2), 270 (п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Братская-19" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2008 по делу N А46-1681/2008 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны в пользу товарищества собственников жилья "Братская-19" 29431 руб. 84 коп. основного долга. В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу товарищества собственников жилья "Братская-19" 1177 руб. 28 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Братская-19" в доход федерального бюджета 7 руб. 84 коп. государственной пошлины по иску".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу товарищества собственников жилья "Братская-19" 991 руб. 98 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ

Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
А.Н.ГЛУХИХ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)