Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2011 N 15АП-12165/2011 ПО ДЕЛУ N А53-4289/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2011 г. N 15АП-12165/2011

Дело N А53-4289/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.В. Гиданкиной, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен (приложение к протоколу от 10.11.2011 г.)
от заинтересованного лица: Сергеева И.А., представитель по доверенности от 10.11.2011, Голосная О.Г., представитель по доверенности от 11.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кировский" ИНН 6163067059, ОГРН 1036163005570
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2011 по делу N А53-4289/2011
по заявлению муниципального казенного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кировский"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Сулименко Н.В.

установил:

Муниципальное Казенное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства "Кировский" г. Ростова-на-Дону (далее - МКП ЖКХ "Кировский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 10.08.2010 N 258.
Решением суда от 08.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт в обжалуемой части мотивирован следующим. Бюджетные средства, полученные предприятием на ремонт внутридомовых тепловых сетей, а также на выполнение работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 220, неправомерно не учитывались предприятием в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), поскольку полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Не согласившись с решением суда от 08.09.2011 г. в части, МКП ЖКХ "Кировский" обжаловало его в суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым требования МКП ЖКХ "Кировский" удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему налоговая инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а жалобу предприятия без удовлетворения. Налоговый орган полагает, что денежные средства, поступившие МКП ЖКХ "Кировский" из бюджета города для ремонта внутридомовых тепловых сетей и устранения аварийной ситуации на конкретном объекте, не могут быть признаны целевыми поступлениями в целях исчисления налога на прибыль, поскольку указанные средства поступили на расчетный счет коммерческой организации. Нормами статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на прибыль доходов коммерческих организаций.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 10.11.2011 г. представитель муниципального казенного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кировский" пояснил, что решение суда оспаривается только в части налога на прибыль, в части получения денежных средств - субсидий из бюджета г. Ростова-на-Дону в сумме 14 028 935 руб. на капитальный ремонт внутридомовых тепловых сетей и в сумме 920 000 руб. на устранение аварийной ситуации в доме по адресу: ул. Социалистическая 220. Данный факт зафиксирован в протоколе судебного заседания от 10.11.2011 г. и в подписном листе к указанному протоколу от той же даты. Представители налоговой инспекции, участвовавшие в судебном заседании 10.11.2011 г., не заявили возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции от 08.09.2011 г. только в обжалуемой части.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания после его отложения 10.11.2011 г., в судебное заседание не явился, направил в суд апелляционной инстанции ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание 05.12.2011 г. Судебная коллегия названное ходатайство отклонила в связи с тем, что в предыдущем судебном заседании представитель заявителя присутствовал, доводы жалобы суду изложил, намерений о представлении дополнительных доказательств не заявлял. Кроме того, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2011 года по делу А53-4289/2011 в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяются Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2008 году МКП ЖКХ "Кировский" получены субсидии из бюджета города: в сумме 14 028 935 руб. на капитальный ремонт внутридомовых тепловых сетей. Указанные субсидии в соответствии с Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 25.03.2008. N 275 предоставляются при условии участия собственников помещений в долевом финансировании в размере не менее 10 процентов от общего объема затрат по ремонту. По данным бухгалтерского учета МКП ЖКХ "Кировский" общая стоимость работ по ремонту составила 16 331 101 руб., в том числе: подлежащая оплате за счет бюджетных средств - в сумме 14 028 935 руб.; подлежащая оплате за счет средств собственников помещений - в сумме 2 302 166 руб.; в сумме 920 000 руб. на выполнение ремонтных работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по ул. Социалистическая, 220. Общая стоимость ремонта составила 920 000 руб.
Вышеуказанные суммы субсидий поступали на расчетные счета МКП ЖКХ "Кировский", открываемые по каждому дому:
1) от МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Кировского района" г. Ростова-на-Дону на основании платежных поручений зачислялись суммы на ремонт внутридомовых тепловых сетей (90% от стоимости капитального ремонта) в размере 14 028 935 руб. с выделением суммы НДС.
2) от МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Кировского района" г. Ростова-на-Дону на основании платежных поручений зачислялись суммы на выполнение работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по адресу: ул. Социалистическая, 220 (100% от стоимости капитального ремонта) в размере 920 000 руб. с выделением суммы НДС.
Кроме субсидий на расчетные счета МКП ЖКХ "Кировский" поступали средства собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе:
- - средства населения зачислялись с расчетного счета МУП "ЕИРЦ" (Агента) по мере сбора с населения сумм на капитальный ремонт. В платежных поручениях указывались реквизиты агентского договора с МУП "ЕИРЦ" и выделялись соответствующие суммы НДС;
- - средства иных собственников зачислялись на основании платежных поручений также с выделением суммы НДС. Платежи собственника - муниципального образования перечислены на соответствующие расчетные счета в полном объеме, за исключением: пер. Журавлева, 150 - задолженность 680 руб., пер. Крепостной, 87 - задолженность 1 590 руб., пер. Ворошиловский, 50/87 - задолженность 3 140 руб., ул. Красноармейская, 278 - задолженность 2 850 руб. Всего общая стоимость указанных работ составила 66 820 471 руб., в том числе, подлежащая оплате за счет средств бюджета - в сумме 59 561 368 руб., за счет собственников помещений - 7 259 103 руб. В обоснование расходов, произведенных МКП ЖКХ "Кировский" при выполнении капитального ремонта внутридомовых тепловых сетей, в счет которого МКП ЖКХ "Кировский" получило субсидии из бюджета города в сумме 14 028 935 руб., были представлены договоры подряда, акты выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3) на общую сумму расходов 14 071 703 руб. (с НДС).
В обоснование расходов, произведенных МКП ЖКХ "Кировский" при выполнении ремонтных работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по ул. Социалистическая, 220, были представлены акт выполненных работ (КС-2), справка о стоимости выполненных работ (КС-3) на общую сумму расходов 920 000 руб. (с НДС).
Раздельный учет доходов (расходов) в данной части не велся, доказательств обратного заявителем не представлено.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что получение денежных средств из бюджета и от собственников МКП ЖКХ "Кировский" отражало по счету 86 "Целевые поступления". Указанные средства МКП ЖКХ "Кировский" не включены в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Бюджетные средства, полученные от МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Кировского района" г. Ростова-на-Дону на ремонт внутридомовых тепловых сетей (90% от стоимости капитального ремонта), а также на выполнение работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по адресу ул. Социалистическая, 220 в общей сумме 14 948 935 руб. (14 028 935 + 920 0 00), не учитывались в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг).
В связи с этим по результатам проверки налоговой инспекцией сделан вывод о занижении суммы доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 г. на 12 668 589 руб. (без НДС).
Отказывая МКП ЖКХ "Кировский" в удовлетворении требования о признании незаконным решения налоговой инспекции в части налога на прибыль, в части получения денежных средств - субсидий из бюджета г. Ростова-на-Дону в сумме 14 028 935 руб. на капитальный ремонт внутридомовых тепловых сетей и в сумме 920 000 руб. на устранение аварийной ситуации в доме по адресу: ул. Социалистическая 220, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
К доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, перечислены в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Приведенный в названной статье перечень доходов. Не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является закрытым, то есть не подлежащим расширительному толкованию.
Судом первой инстанции правильно установлено, что заявитель - МПК ЖКХ "Кировский" является коммерческой организацией, созданной в форме унитарного казенного предприятия.
Как следует из материалов дела, на основании решения городской Думы от 26.02.2008 г. N 363 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 22.11.2007 г. N 322 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов" постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 24.04.2008 г. N 383 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета города управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с целью предупреждения и устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций в 2008 году. В рамках названного постановления предприятию из муниципального бюджета были выделены субсидии: в сумме 14 028 935 руб. на капитальный ремонт внутридомовых тепловых сетей; в сумме 920 000 руб. на выполнение работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по адресу: ул. Социалистическая, 220. Указанные денежные средства поступили на расчетные счета МКП ЖКХ "Кировский" от МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Кировского района" г. Ростова-на-Дону.
Предприятие не учитывало указанные денежные поступления в составе доходов в целях налогообложения прибыли в 2008 году в связи с тем, что по его мнению, в силу подпункта 14 пункта 1 и пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства, полученные налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Судебная коллегия не может согласиться с подобным выводом ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном периоде) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
- в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
- в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
- в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
- в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";
- в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
- в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства;
- в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
- в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Из смысла указанной нормы следует, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются не все доходы, полученные налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а доходы согласно установленному законодателем перечню доходов. Приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации перечень имущества, не подлежащего включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим, то есть не подлежащим расширительному толкованию. В указанном перечне в числе доходов, не подлежащих включению в налоговую базу, отсутствуют денежные средства (субсидии), предоставленные коммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности, следовательно, предприятие неправомерно на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитывало в составе доходов в целях налогообложения прибыли в 2008 году денежные поступления из муниципального бюджета в общей сумме 14 948 935 руб.
В апелляционной жалобе заявитель привел доводы, что в силу пункта 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства поступившие в 2008 г. из местного бюджета не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на прибыль.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами заявителя ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Далее, в пункте втором приведен перечень имущества, которое относится к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Из смысла пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса следует, что от налогообложения налогом на прибыль освобождаются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Учитывая, что МКП ЖКХ "Кировский" является коммерческой организацией, целевые поступления на осуществление уставной деятельности не могут исключаться из числа доходов предприятия при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в обжалуемой части отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2011 по делу N А53-4289/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)